Нашим внукам
Илье, Екатерине, Максиму, Леониду, ... – быть может, полистают... Курс под названием "Методология системных исследований" по путевкам общества "Знание" излагался специалистам в сфере социальных, производственных, экономических, биологических, технических, инфраструктурных и политических объектов. До 2000 г. это был также преддипломный курс для студентов системотехнических специальностей Московского авиационного института (МАИ). На самом первом занятии слушателям-студентам предлагалось дать определение двум тройкам терминов: "система", "сложная система", "большая система" и "системный подход", "системный анализ", "теория систем". Сначала давали определение только первому из трех – термину "система" ("системный подход"). С задачей справлялись примерно за минуту. Со вторым термином работали минуты 2–3 – припоминали, что еще не охвачено первым термином. На третьем термине процесс прочно стопорился – все известное уже припомнили, уже записали. Слушатели внезапно осознавали, удивлялись: столь расхожими – буквально "на слуху и на языке" – терминами мы пользуемся, но не знаем, не понимаем точного смысла нами произносимого! Первое коварство заключалось в том, что термины не были предложены к разработке все сразу. Иначе слушатели умудрились бы худо-бедно распределить все накопленное поровну на все термины. Второе коварство состояло в том, что эти бланки раздавались с обязательством впоследствии вернуть. И тогда некоторые осознавали, какой компромат накропали сами на себя. Результат этого педагогического приема – аудитория становилась шелковой. Так было всегда. Ознакомившись с подоплекой этих коварств из настоящих строк, читатель, к сожалению, лишился возможности полноценно пережить их интригу. Бланки сопровождают весь курс, всего их с десяток. Для работы с бланками студентам-дипломникам предлагалось взять в качестве объекта для разработки тему дипломной работы. В результате получалось вполне гармонично: причесанные и дополненные соответствующим текстом бланки становились полноценным вводным разделом; накопленные курсовые работы по разнородным учебным курсам получали единую стержневую идею, объединялись, становились основной частью; одна из курсовых работ по теме выпускающей кафедры превращалась в специальную часть. Слушателям-специалистам рекомендовалось принять для разработки объект их профессиональной деятельности или же любой объект, какой понравится. Не припоминаю случаев, когда не появились бы новые идеи в будничной рутинной работе специалистов-профессионалов. Аналогичную работу при желании читатель может выполнить самостоятельно по ходу чтения предлагаемого издания. Для этого рекомендуется подыскать некий собственный проблемный объект. Вдруг что-то толковое и непредвиденное получится! ![]() Кандидат технических наук, доцент по кафедре "Управление и системный анализ". В 1963 г. окончил Московский авиационный институт. Работал: МАИ (1961-1963, 1986-1999); НПО машиностроения (1964-1986, 1999-2001); "Embraer" (2001-2003). Автор около 200 научных работ. Публиковался в центральных изданиях "Наука и жизнь", "Химия и жизнь", "Техника молодежи". |