URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Скляров И.Ф. Система --- системный подход --- теории систем Обложка Скляров И.Ф. Система --- системный подход --- теории систем
Id: 213467
604 р.

Система — системный подход — теории систем Изд. стереотип.

2016. 152 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Настоящая книга посвящена критическому обзору направлений исследований, сложившихся в области так называемых "системных наук". Дана альтернативная концепция учения, в котором изложены мировоззренческие основы, предложена строгая научная терминология, сформированы модели простейшей системы и системной иерархии, приведены программно реализованные модели. Проведено также последовательное раскрытие антинаучной сущности квазинаучного направления,... (Подробнее)


Оглавление
top
От автора
1. Введение
2. "Системные" направления
 2.1. Комплексный подход
 2.2. Проблемный подход
 2.3. Квалиметрический подход
 2.4. Системный подход
 2.5. Алгоритм ПА в ССА
 СИСТЕМНОСТЬ МИРА
3. Познание реальности
 3.1. Явление действительности
 3.2. Наблюдение явления
 3.3. Восприятие наблюдений
4. Наука и знание
 4.1. Количество, пространство
 4.2. Наука, знание, лженаука
 4.3. Общественные науки
5. Естественные системы
 5.1. Группы систем
 5.2. Внутрииерархические связи
 5.3. Внеиерархические связи
6. Системный Универсум
 6.1. Круговорот материи
 6.2. Искусственные системы
 6.3. Системные науки
 СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
7. Основные понятия
 7.1. Принципы формирования
 7.2. Понятие "Система"
 7.3. "Системная" терминология
  7.3.1. Объект "вообще"
  7.3.2. Системный объект
8. Простейшая система
 8.1. Общая схема
  8.1.1. Замкнутая схема
  8.1.2. Усложнение системы
  8.1.3. Упрощение системы
  8.1.4. Оценка системы
 8.2. Типовые процессы
 8.3. Модели системы
  8.3.1. Концептуальные модели
  8.3.2. Частные модели
  8.3.3. Модель функционирования
  8.3.4. Модель взаимодействия
 8.4. Человеческий фактор
9. Иерархия систем
 9.1. Общая схема
 9.2. Разнообразие иерархий
 9.3. Оценка иерархий
 9.4. Типовые процессы
 9.5. Иерархия в ССА
  9.5.1. Составной компонент
  9.5.2. Иерархия систем
10. Динамика иерархий
 10.1. Формирование иерархий
  10.1.1. Способ разбухания
  10.1.2. Способ наслаивания
  10.1.3. Дезинтеграция иерархий
 10.2. Дестабилизирующие процессы
  10.2.1. Первичная дестабилизация
  10.2.2. Коалиционная дестабилизация
  10.2.3. Иерархия дестабилизации
 10.3. Коррекция дестабилизации
  10.3.1. Дополнительные связи
  10.3.2. Дополнительные элементы
  10.3.3. Естественный регулятор
  10.3.4. Естественность расплаты
 10.4. Разнообразие подобных
  10.4.1. Оценка подобных
  10.4.2. Качество подобных
11. Заключение
 Схемы

От автора
top

Нашим внукам
Илье, Екатерине, Максиму,
Леониду, ... – быть может,
полистают...

Курс под названием "Методология системных исследований" по путевкам общества "Знание" излагался специалистам в сфере социальных, производственных, экономических, биологических, технических, инфраструктурных и политических объектов. До 2000 г. это был также преддипломный курс для студентов системотехнических специальностей Московского авиационного института (МАИ).

На самом первом занятии слушателям-студентам предлагалось дать определение двум тройкам терминов: "система", "сложная система", "большая система" и "системный подход", "системный анализ", "теория систем". Сначала давали определение только первому из трех – термину "система" ("системный подход"). С задачей справлялись примерно за минуту. Со вторым термином работали минуты 2–3 – припоминали, что еще не охвачено первым термином. На третьем термине процесс прочно стопорился – все известное уже припомнили, уже записали. Слушатели внезапно осознавали, удивлялись: столь расхожими – буквально "на слуху и на языке" – терминами мы пользуемся, но не знаем, не понимаем точного смысла нами произносимого!

Первое коварство заключалось в том, что термины не были предложены к разработке все сразу. Иначе слушатели умудрились бы худо-бедно распределить все накопленное поровну на все термины.

Второе коварство состояло в том, что эти бланки раздавались с обязательством впоследствии вернуть. И тогда некоторые осознавали, какой компромат накропали сами на себя.

Результат этого педагогического приема – аудитория становилась шелковой. Так было всегда. Ознакомившись с подоплекой этих коварств из настоящих строк, читатель, к сожалению, лишился возможности полноценно пережить их интригу.

Бланки сопровождают весь курс, всего их с десяток.

Для работы с бланками студентам-дипломникам предлагалось взять в качестве объекта для разработки тему дипломной работы. В результате получалось вполне гармонично: причесанные и дополненные соответствующим текстом бланки становились полноценным вводным разделом; накопленные курсовые работы по разнородным учебным курсам получали единую стержневую идею, объединялись, становились основной частью; одна из курсовых работ по теме выпускающей кафедры превращалась в специальную часть.

Слушателям-специалистам рекомендовалось принять для разработки объект их профессиональной деятельности или же любой объект, какой понравится. Не припоминаю случаев, когда не появились бы новые идеи в будничной рутинной работе специалистов-профессионалов.

Аналогичную работу при желании читатель может выполнить самостоятельно по ходу чтения предлагаемого издания. Для этого рекомендуется подыскать некий собственный проблемный объект. Вдруг что-то толковое и непредвиденное получится!


Об авторе
top
dop Игорь Федорович СКЛЯРОВ

Кандидат технических наук, доцент по кафедре "Управление и системный анализ".

В 1963 г. окончил Московский авиационный институт.

Работал: МАИ (1961-1963, 1986-1999); НПО машиностроения (1964-1986, 1999-2001); "Embraer" (2001-2003). Автор около 200 научных работ. Публиковался в центральных изданиях "Наука и жизнь", "Химия и жизнь", "Техника молодежи".