Изучая проблемы "психологии творчества", психолог не может не призадуматься над вопросом: чем объясняется тот факт, что, не взирая на ценные достижения психологии и крупные завоевания сопредельных е ней естественно-научных дисциплин, так называемая "психология творчества" до сих пор все еще не отвоевала себе прав гражданства самостоятельной науки? Ответ на этот вопрос приводит вдумчивого психолога к выводу, что "психология творчества", по крайней мере, в нынешнем ее состоянии – еще не наука: она-наука будущего и не в праве притязать на авторитет самостоятельной науки до тех пор, пока не будет решен кардинальный вопрос о возможности построения метода для объективного изучения многогранных и своеобразных, по структуре своей, процессов творчества. Отсутствием объективного метода объясняется, по моему мнению, характерная тенденция большинства психологов и эстетиков-восполнить этот существенный дефект метафизическими предпосылками, предрешающими выводы и русло их спекулятивных построений. Отсюда объясняется тот догматизм и субъективизм, которым страдают, в громадном большинстве случаев, попытки построения теории творчества: посколько в эти теории просачивается яд метафизики, – они неизбежно разрешаются в замаскированную метафизику, выдаваемую за психологию творчества. Наиболее ярко эта скрытая метафизическая тенденция обозначается в мистических теориях творчества и в особенности-в так называемой "теории бессознательного творчества" и "творческой интуиции". Посвящая характеристике и критическому анализу мистических теорий четвертую и пятую главы настоящего труда, я вскрываю несостоятельность их методологических предпосылок и выводов, покоющихся на скрытом догматизме, отмечая внутренняя противоречия в построении этих теорий, подрывающия в корне их научный авторитет. Творцы этих теорий, страдающих крайним субъективизмом и догматизмом, упускают из виду, что доколе не решен вопрос о методе для объективного изучения природы творческих эмоций, – до тех пор не может быть и речи о построении психологии творчества как науки. Посильная попытка решения этой сложной методологической задачи привела меня к анализу скрытых метафизических предпосылок мистической теории творчества и критике ее основоположений. Такая постановка вопроса послужила для меня точкой опоры для сравнительного анализа методологических предпосылок мистической и рационалистической теорий творчества и построения позитивной теории творчества на критически переработанных принципах объективного изучения человеческой личности. Если психология творчества хочет стать наукой, она должна раз навсегда, отрешиться от всяких метафизических предпосылок и строить свои положения на строго научном фундаменте, почерпая материал для своих построений в данных объективного изучения личности человека в свете биологии и рефлексологии: крупные завоевания естественных наук и достижения рефлексологии раскрывают перед психологом широкие перспективы возможного построения психологии творчества, как науки будущего. Настоящий труд был прочитан мною, в качестве цикла докладов, в Ученой Конференции Института по изучению мозга и в Психоневрологической Академии, вызвав живой обмен мнений между докладчиком и почтенными проф. М.Я.Басовым, проф. В.М.Бехтеревым, проф. А.К.Борсуком, проф. Л.Л.Васильевым, проф. А.В.Гервером, проф. Г.А.Каганом, проф. П.В.Кашкадамовым, проф. Мухиным, проф. В.И.Эвергетовым, проф. Д.В.Фельдбергом и др. Пользуюсь случаем выразить им искреннюю признательность за ценные указания и соображения, высказанные ими в прениях по поводу настоящего труда. Почитаю приятным долгом выразить искреннюю признательность глубокоуважаемому профессору Владимиру Михайловичу Бехтереву, любезно предоставившему мне возможность опубликовать в настоящем труде свои ценные наблюдения и соображения по вопросам психологии творчества в виде любезно написанной им для этой книги статьи "О творчестве с рефлексологической точки зрения": она напечатана в приложении к этой книге (см. "Неизданные материалы по вопросам психологии творчества"), где приведены также наблюдения, самопризнания и автобиографические сообщения писателей (Л.Н.Толстого, Л.Н.Урванцова), ученых, (проф. Л.Л.Васильева) и художников (академика И.Я.Гинцбурга, К.К.Вроблевского и любезно предоставленные мне президиумом Общества им. А.И.Куинджи анкеты группы художников), представляющие ценный неизданный материал по вопросам научного, литературного и художественного творчества. Пользуюсь случаем выразить признательность профессору А. X, Юргенсону, любезно изъявившему готовность перевести настоящий труд на немецкий язык для немецкого издания. Прилагаемый к настоящему труду указатель иностранной и русской литературы вопроса, не взирая на его неполноту, облегчит, быть может, читателям поиски литературных материалов по вопросам психологии и теории творчества, и сопредельных с ними дисциплин. С.Г
Ленинград,
10 января 1924 г.
Грузенберг Семен Осипович Известный отечественный историк философии, психолог, литературный критик. Образование получил на юридическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. В 1904 г. читал лекции по новой философии в Высшей русской школе в Париже. Вступив в столичную адвокатуру, посвятил, тем не менее, свои силы научно-литературной деятельности. В 1908 г. был допущен к экзамену на степень магистра философии. Преподавал философию в Петербургском психоневрологическом институте и других высших и средних учебных заведениях Санкт-Петербурга. Доктор философии Петроградского университета, специалист по философии А. Шопенгауэра, член Шопенгауэровского общества в Германии. Редактор философского отделения серии «Библиотека знания», член редакции журнала «Вестник знания». Печатался в «Научном обозрении», «Вопросах философии и психологии», «Восходе», «Жизни и искусстве», «Живописном обозрении», «Театре и искусстве», «Будущности», «Неделе», «Вестнике знания»; автор статей в Русской и Еврейской энциклопедиях, сборниках, а также книг, посвященных истолкованию учений немецких философов Артура Шопенгауэра и Куно Фишера.
|