URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Басов В.М., Ефремова Т.В. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений Обложка Басов В.М., Ефремова Т.В. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений
Id: 280964
650 р.

Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений Изд. стереотип.

URSS. 2022. 238 с. ISBN 978-5-9519-2610-4.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В настоящем пособии представлены методические указания по организации изучения различных разделов ботаники, даны алгоритмы деятельности при рассмотрении конкретных объектов. Каждая тема содержит небольшой справочный материал, описание хода работы, контрольные вопросы.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов агрономических факультетов университетов и сельскохозяйственных академий, может быть использовано в сельскохозяйственных техникумах... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие
Раздел I.Цитология растений
 Лабораторная работа №1. Устройство светового микроскопа. Строение растительной клетки
 Лабораторная работа №2. Эргастические вещества
Раздел II.Гистология растений
 Лабораторная работа №3. Образовательные ткани
 Лабораторная работа №4. Покровные ткани
 Лабораторная работа №5. Механические ткани
 Лабораторная работа №6. Проводящие ткани
Раздел III.Органография
 Лабораторная работа №7. Корень и корневая система. Первичное строение корня
 Лабораторная работа №8. Строение корня двудольных растений
 Лабораторная работа №9. Метаморфозы корня. Корнеплоды
 Лабораторная работа №10. Морфология побега. Строение почки
 Лабораторная работа №11. Стебель. Анатомическое строение стебля травянистых двудольных растений
 Лабораторная работа №12. Стебель. Строение стебля древесных двудольных покрытосеменных и голосеменных растений
 Лабораторная работа №13. Стебель. Строение стебля однодольных растений
 Лабораторная работа №14. Морфология и анатомия листа
 Лабораторная работа №15. Метаморфозы побега
Раздел IV.Систематика
 Лабораторная работа №16. Царство протисты (Protista)
 Лабораторная работа №17. Настоящие грибы Mycota (Fungi)
 Лабораторная работа №18. Низшие растения, или водоросли (Thallobionta, или Algae)
 Лабораторная работа №19. Высшие споровые растения. Моховидные и Плауновидные
 Лабораторная работа №20. Высшие споровые растения. Хвощевидные и Папоротниковидные
 Лабораторная работа №21. Голосеменные (Gymnospermae), или сосновые (Pinophyta)
 Лабораторная работа №22. Покрытосеменные (Angiоspermae). Цветок
 Лабораторная работа №23. Покрытосеменные (Angiоspermae). Соцветия
 Лабораторная работа №24. Покрытосеменные (Аngiоspermae). Семена и проростки
 Лабораторная работа №25. Покрытосеменные (Аngiоspermae). Плод
 Лабораторная работа №26. Подкласс магнолииды (Magnoliidae) и ранункулиды (Ranunculidae)
 Лабораторная работа №27. Подкласс кариофиллиды (Caryophillidae)
 Лабораторная работа №28. Подкласс дилленииды (Dilleniidae)
 Лабораторная работа №29. Подкласс розиды (Rosidae)
 Лабораторная работа №30. Подкласс розиды (Rosidae). Семейство Бобовые (Fabaceae)
 Лабораторная работа №31. Подкласс розиды (Rosidae). Семейства Рутовые (Rutacea), Виноградные (Vitaceae), Льновые (Linaceae), Сельдерейные (Apiaceae)
 Лабораторная работа №32. Подкласс Ламииды (Lamiidae)
 Лабораторная работа №33. Подкласс Астериды (Asteridae)
 Лабораторная работа №34. Класс Однодольные (Monocotyledones). Подкласс Лилииды (Liliidae)
 Лабораторная работа №35. Класс Однодольные (Monocotyledones). Семейство Мятликовые (Poaceae)
Литература
Терминологический словарь

Предисловие
top

Ботаника – наука о растениях. Это одна из самых древних наук, которая зародилась в Древнем Египте и Древней Греции.

Изучая растения, вы приобщаетесь к удивительному и разнообразному миру организмов, которые обеспечивают необходимой энергией все многообразие жизни на планете. Значение растений колоссально, знания о них необходимы во многих отраслях нашей деятельности. Это сельское хозяйство и медицина, лесное хозяйство и лесомелиорация, промышленность и строительство, дизайн и архитектура. Многие растения являются символами любви, мужества, грации и здоровья, они радуют глаз своей красотой, восхищают ароматом цветов, из них получают множество полезных веществ, изготавливают разнообразные предметы.

Трудно передать словами красоту, мелодичность, своеобразную сказочность безмолвного, но очень разнообразного по форме, цветам и запахам мира, мира организмов, имеющих в своем строении удивительный механизм преобразования энергии. Ни одни другие организмы на планете не имеют такого совершенного и эффективного способа синтеза органических соединений из минеральных веществ, как зеленые растения.

Растения – обычный компонент всех наземных и многих водных экосистем. Они являются их основной, главной компонентой, без которой невозможно само существование экологических систем, поток энергии и круговорот веществ в них, благодаря чему и существует жизнь на планете. В этом их основная и самая важная функция. Без зеленых растений современная жизнь на земном шаре невозможна. Они не только обеспечивают нас энергией и необходимыми веществами, но и производят огромное количество газообразного кислорода, так необходимого всему живому, создают неповторимый по красоте, разнообразию окружающий ландшафт.

Изучение растений требует большого терпения, аккуратности, наблюдательности, но ничто так не развивает мышление, системность, последовательность, как работа с растениями. А начинается она с общего знакомства с внешним и внутренним строением растительного организма. Не менее увлекательна и сложна деятельность по изучению разнообразия растительного мира.

Человек еще на заре своей цивилизации научился использовать растения в своих целях, освоил навыки их возделывания. В процессе развития цивилизации человечество создало совершенно новые виды и разновидности растений, которые без деятельности человека не могут произрастать в естественной среде. Развитие и размножение культурных растений, сохранение видового разнообразия и приумножение его возможно только при целенаправленной деятельности людей по возделыванию и разведению растений. Это одна из самых древних и самых благородных профессий на планете – профессия агронома. Практически каждый человек в той или иной мере касается вопросов ухода и выращивания растений, но только агроном может создать такую технологию, когда растения будут расти и развиваться в самых оптимальных условиях.

Знания об особенностях строения, развития и размножения растений необходимы специалисту сельского хозяйства, чтобы правильно разработать технологию их возделывания, выполнять действия по уходу, создавать новые сорта и гибриды, ориентироваться в новых достижениях науки и селекции.

В ходе изучения предмета будущий специалист начинает формировать фундаментальные основы своего профессионального мышления, получает необходимые теоретические знания о строении растительного организма и разнообразии растительного мира. Во время учебной работы необходимо освоить много специфических приемов и навыков работы со специальными приборами, оборудованием и растительными организмами, освоить навыки сбора и хранения гербария, умения описывать культурные и естественные растительные сообщества, начинать осваивать умения по внешним признакам и особенностям морфологии растения, диагностировать его физиологическое состояние и состояние среды.

Приобрести данные знания и навыки вам поможет предлагаемый практикум. Его содержание соответствует современным научным положениям и примерной программе по дисциплине. В пособии освещены все основные разделы ботаники. По каждой теме дан необходимый справочный материал, определен ход выполнения работы. Размещенные в тексте таблицы, рисунки и микрофотографии способствуют лучшему усвоению материала и позволяют проводить сравнительные характеристики изучаемых объектов.


Об авторах
top
photoБасов Владимир Михайлович
Специалист в области экологии двукрылых насекомых. Доктор биологических наук. В. М. Басов — автор более 160 научных публикаций, в том числе монографий «Пестрокрылки (Diptera, Tephritidae) — как компоненты полевых агроэкосистем» (1999), «Экология мух рода Urophora (Diptera, Tephritidae) в условиях Среднего Поволжья и Предуралья» (2006). Им подготовлено свыше 10 учебно-методических пособий, которые используются в различных учебных заведениях: «Теория и практика экологического образования в сельской школе» (1994), «Дидактические основы развития экологического мышления» (2001), «Летний полевой практикум по экологии» (2004; в соавт.) и др.
photoЕфремова Татьяна Вячеславовна
Специалист в области ботаники, ассистент кафедры биологии Елецкого государственного университета. Окончила Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. Автор множества научных статей, в числе которых: «Экологическое состояние известняковых обнажений в Липецкой области» (2003; в соавт. с Е. В. Сидоровой), «Динамика изменения растительности на известняковых обнажениях в Липецкой области» (2004), «Влияние гибридизации на анатомо-морфологические и адаптивные свойства гибридогенных видов растений» (2008; в соавт. с В. М. Басовым и А. В. Сухаревым), «Роль гибридизации и полиплоидии в видообразовании и эволюции растений» (2008), «Некоторые адаптивные особенности гибридогенных видов бодяка» (2009; в соавт. с А. М. Сидоренко).