Данное пособие посвящено описанию способов выражения некоторых ситуаций внеязыковой действительности средствами синтаксической синонимии. Работа адресована преподавателям русского языка как иностранного, ведущим занятия со студентами гуманитарных и естественных факультетов, которые имеют подготовку в объеме "Программы по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР" (М., 1984). Некоторые материалы пособия могут быть использованы и на более раннем этапе обучения. Отбор ситуаций, представленных в пособии, проводился с ориентацией на базовые учебники русского языка для иностранных студентов, обучающихся в вузах СССР. Пособие дает преподавателю дополнительный материал по программным темам. В книге рассматривается обозначение следующих ситуаций: 1) 'деятель и действие'; 2) 'состояние'; 3) 'эмоции'; 4) 'количественные и качественные изменения'; 5) 'цвет'; 6) 'непреднамеренное действие'. Цель пособия – помочь преподавателю научить студентов различным способам передачи определенных смыслов: строить высказывания, характеризующиеся структурным разнообразием при тождестве описываемой ситуации, выбирать правильную структуру из ряда синонимичных предложений в зависимости от условий общения. Характер включенного в пособие материала определяется теми трудностями, которые вызывает у иностранцев, изучающих русский язык, выражение того или иного смысла; учитывался опыт, приобретенный в результате анализа ошибок учащихся. В книге рассматриваются не все синонимические средства, служащие для выражения того или иного значения, а только наиболее употребительные, но не нашедшие вместе с тем достаточного отражения в существующих учебниках и учебных пособиях по русскому языку. Пособие состоит из шести разделов. Структура каждого раздела предусматривает комментарий, упражнения и задания к ним. В комментариях дается лингвистическая характеристика того или иного явления, указываются семантические свойства синтаксической структуры, особенности ее формального устройства, закономерности лексического наполнения структуры, демонстрируется вариантность синонимических средств, определяется выбор синтаксической структуры в зависимости от условий общения, а также содержатся методические рекомендации преподавателю. Упражнения и задания каждого раздела представлены в системе. Эту систему, как правило, задает текст. Задания на наблюдение направлены на анализ структуры смысла предложения и языковых средств, которые передают этот смысл. В тренировочных упражнениях обеспечивается отработка правил употребления той или иной структуры, трансформации различных типов предложений как с опорой, так и без опоры на образец. Эти упражнения последовательно подводят учащихся к активному использованию материала с выходом в свободную неподготовленную речь. В качестве текстов в пособии приводятся отрывки из произведений русской и современной советской литературы, материалы периодической печати. В некоторых случаях в учебных целях они подверглись незначительной адаптации. При отборе текстов учитывались их художественная и страноведческая значимость, информативная насыщенность. Автор выражает искреннюю признательность рецензенту – д -ру филол. наук Е.Н.Ширяеву за доброжелательные замечания и ценные рекомендации, которые способствовали совершенствованию пособия. ![]() Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы О. В. Чагиной лежат в области семантического синтаксиса, грамматического описания русского языка как иностранного, стилистики, методики преподавания, лингвокультурологии. Ею опубликовано 110 работ, среди которых монография «Простое предложение. Опыт семантического описания» (в соавт.), учебные пособия «Поговорим о себе» (М.: URSS), «Система работы над русским предложением в иноязычной аудитории» (в соавт.), «Возвратные глаголы в русском языке. Описание и употребление», «Как сказать иначе? Синтаксическая синонимия в обучении иностранцев русскому языку» (М.: URSS); написан ряд глав в «Книге о грамматике». О. В. Чагина ведет по авторской методике семинар «Синтаксическая синонимия». Является ответственным редактором ежегодного сборника по теории и практике преподавания русского языка как иностранного «Слово. Грамматика. Речь».
|