Введение |
1. Авторский подход к изучению права |
| 1.Методология исследования |
| 2.Дискурс и проблемы права |
2. Формирование римского права |
| 1.Выбор стратегии анализа юридического мышления |
| 2.Предыстория права |
| 3."Правовые" исследования Аристотеля |
| 4.Идея римского права |
| 5.Становление юридического мышления |
| 6.Дефицит и неупорядоченность правовых норм |
3. Формирование западной традиции права |
| 1.Переход к средневековой культуре и ее особенности |
| 2.Предпосылки западной традиции права |
| 3.Особенности западной традиции права |
4. Эволюция права в культуре Нового времени |
| 1.Особенности культуры Нового времени |
| 2.Формирование в XVIII–XIX вв. политико-правового пространства и гражданского общества |
| 3.Эволюция и кризис права в XX столетии |
| 4.Факторы, под влиянием которых право эволюционировало и развивалось |
5. Становление российской политико-правовой жизни |
| 1.Предпосылки |
| 2.Характеристики генетического кода российской культуры |
| 3.Формирование в "теле российской культуры" элементов капитализма |
| 4.Построение социализма как воспроизведение одного из предельных состояний российской культуры |
6. Особенности юридического познания |
| 1.Осознание сложившейся ситуации |
| 2.Юридическая практика, наука и методология |
| 3.Последствия кризиса правовой системы |
| 4.Современное понимание юридической науки и познания |
| 5.Логика и структура юридической мысли |
| | 5.1.Выявление скрываемого обстоятельства по Л.Б.Филонову |
| | 5.2.Три тактики преодоления защиты по В.Журбину |
7. Правонарушения подростков и молодежи с точки зрения обычного и восстановительного правосудия |
| 1.Юный правонарушитель |
| 2.Наказание, право, справедливость |
| 3.Идея восстановительного правосудия |
8. Формирование преступной личности |
| 1.Опыт анализа преступного поведения |
| 2.Психологические предпосылки преступления |
| 3.Преступное поведение и преступная личность |
| 4.Личностные предпосылки преступного поведения |
| 5.Этапы формирования противоправной личности |
9. Некоторые значимые в правовом отношении проблемы и черты современности |
| 1.Маргинальность как социальный и психологический ресурс противоправного поведения |
| 2.Общественно-политический дискурс социальной справедливости |
| 3.Модернизация и консолидация как механизмы возобновления российской культуры (проблемы реализации) |
| 4.Нормативные системы и социальная реальность в эпоху становления современности |
Вместо заключения |
Розин Вадим Маркович Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».
Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.
Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 550 научных работ, в том числе 80 книг и учебников.