Самые серьезные трудности становления местного самоуправления в современной России, вне всякого сомнения, обусловлены острой хронической недостаточностью ресурсов для полноценного и сбалансированного развития муниципальных образований. Из всего теоретически довольно широкого спектра экономически возможных и юридически (законодательно) допустимых источников средств наиболее существенную роль в реальной жизни играют всего три-четыре вида ресурсов муниципального развития. Это, прежде всего, доходы от налогов – федеральных, региональных, местных, поступающие в местные бюджеты прямо (непосредственно) или косвенно, через вышестоящие бюджеты в виде дотаций, субсидий и субвенций. Кроме того, это неналоговые доходы, наиболее значимыми источниками которых являются местные облигационные займы и поступления от коммерческого использования (аренда и приватизация) муниципального имущества, способного приносить доход. И, наконец, это природно-ресурсный потенциал, главной составляющей которого для основной массы муниципальных образований является земля. Именно эти виды экономических ресурсов муниципального развития и стали предметом детального рассмотрения в настоящей книге. На новейшем фактологическом и аналитическом материале исследуется современное состояние системы местных бюджетов и оцениваются их муниципальные диспропорции. Проводится сопоставление собственных и делегированных полномочий органов местного самоуправления с объемом располагаемых ими доходов местных бюджетов. Анализируется бюджетная самостоятельность местного самоуправления и роль местных налогов в ее обеспечении. Рассматриваются вопросы организации бюджетного процесса на муниципальном уровне, включая казначейское исполнение местных бюджетов, способы рационализации их расходов, возможности и ограничения коммерческого использования бюджетных средств. Подробно анализируются практика становления института муниципальных займов, проблемы происхождения и повышения эффективности использования муниципальной собственности. Особое внимание уделено вопросам регулирования муниципального развития с помощью инструментов земельного рынка. При этом современные российские проблемы и тенденции в сфере ресурсного обеспечения развития муниципальных образований сопоставляются с аналогичной зарубежной практикой, которой в книге посвящена отдельная глава. Слова благодарности хотелось бы сказать В.Н.Лексину, с кем я имел счастливую возможность обсуждать многие идеи этой книги и который всячески поддерживал мою работу над ней. ![]() Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН), научный руководитель отделения «Информатика и управление в социально-экономических системах» ФИЦ ИУ РАН. Один из лидеров научной школы системного анализа и регулирования процессов территориального (пространственного) развития. Давно и плодотворно занимается фундаментальными научными исследованиями и прикладными разработками по широкому кругу вопросов регионального и местного развития, федерализма и местного самоуправления, системной оценки предпосылок и последствий социально-экономических реформ и кризисов.
Индивидуально и в соавторстве опубликовал свыше 250 научных работ, в числе которых более 10 монографий. Среди них особое место занимает ряд книг, написанных им в многолетнем сотрудничестве с В. Н. Лексиным: «Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития» (1997, свыше десяти переизданий), «Новые проблемы российских городов» (1999), пятитомник «Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика» (2001), «Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления» (2012). В соавторстве (с Э. Марквартом) также вышло в свет в РАНХиГС при Президенте РФ учебное пособие «Территориальная организация местного самоуправления и управление городскими агломерациями» (2017). Кроме того, его перу принадлежат персональные монографии: «Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля» (2002), «Государственная поддержка российских городов» (2002), «Совершенствование региональной политики. Концепции и практика» (2011), «Информационное общество. Теория и практика становления в мире и России» (2012). Имеет большой опыт экспертно-консультативной работы для нужд федеральных и региональных органов государственной власти, муниципальных образований, крупных корпоративных структур, международных проектов. |