|
|
Введение |
1 | Муниципальное развитие как объект системного исследования и регулирования. Количественно-структурное многообразие видов муниципальных образований и различия в уровнях их развития |
| 1.1. | Необходимые методологические уточнения |
| 1.2. | Общая численность муниципальных образований и разнообразие форм их территориальной организации |
| 1.3. | Разнообразие организационных форм местного самоуправления |
| 1.4. | Социально-экономические различия муниципальных образований |
| 1.5. | Районное измерение российского муниципального пространства |
2 | Потребности муниципальных образований в финансовых средствах. Правовые основы и фактическое содержание расходов местных бюджетов |
| 2.1. | Роль и состояние местных бюджетов |
| 2.2. | Муниципальные диспропорции местных бюджетов. Сравнительные данные по регионам России |
| 2.3. | Собственные полномочия местного самоуправления и расходы местных бюджетов |
| 2.4. | Наделение местного самоуправления государственными полномочиями и дополнительные расходы местных бюджетов |
| 2.5. | Необходимость и пути рационализации расходов местных бюджетов. Муниципальный заказ |
3 | Бюджетные возможности реализации полномочий местного самоуправления. Собственные доходы и государственная поддержка местных бюджетов |
| 3.1. | Доходная самостоятельность местных бюджетов |
| 3.2. | Федеральное и региональное регулирование доходов местных бюджетов |
| 3.3. | Финансовые отношения местных бюджетов с бюджетами других уровней |
| 3.4. | Местное налогообложение |
| 3.5. | Организационное обеспечение бюджетного процесса на местном уровне |
| 3.6. | Возможности и ограничения коммерческого использования бюджетных средств. Муниципальные банки |
4 | Неналоговые ресурсы местного самоуправления. Муниципальные займы и доходы от муниципального имущества |
| 4.1. | Предпосылки появления муниципальных займов |
| 4.2. | Виды и структура муниципальных займов |
| 4.3. | Динамика и масштабы эмиссий |
| 4.4. | Механизмы размещения и обращения облигаций. Проблемы доходности и гарантий |
| 4.5. | Основные трудности привлечения займов и возможности их преодоления |
| 4.6. | Состав и происхождение муниципальной собственности |
| 4.7. | Повышение эффективности использования муниципальной собственности |
5 | Земельные ресурсы местного самоуправления. Экономико-правовое регулирование земельных отношений в населенных пунктах |
| 5.1. | Регулирование территориального развития с помощью механизмов земельного рынка: концептуальный подход |
| 5.2. | Рыночные земельные отношения и интересы участников земельного рынка |
| 5.3. | Особенности регулирования земельных отношений в городах. Преимущества арендного землепользования и продажи прав долгосрочной аренды |
| 5.4. | Стоимостная оценка земельных участков |
| 5.5. | Земельные кадастры и их роль в информационном обеспечении земельного рынка |
6 | Российские проблемы ресурсного обеспечения местного самоуправления сквозь призму зарубежного опыта. Возможности заимствования "чужих" рецептов в современной России |
| 6.1. | Общие тенденции развития бюджетно-налоговых систем органов местного самоуправления европейских государств |
| 6.2. | Российский подход на фоне зарубежных моделей формирования предметов ведения местного самоуправления и способов их финансирования |
| 6.3. | Муниципальные облигации в системе финансовых ресурсов местного самоуправления в США и Европейском Союзе |
| 6.4. | Государственное, региональное и местное регулирование земельных отношений в странах с рыночной экономикой |
| 6.5. | Привлечение частного предпринимательства как способ экономии ресурсов и увеличения доходов муниципальных образований |
Самые серьезные трудности становления местного самоуправления
в современной России, вне всякого сомнения, обусловлены острой
хронической недостаточностью ресурсов для полноценного
и сбалансированного развития муниципальных образований. Из всего
теоретически довольно широкого спектра экономически возможных
и юридически (законодательно) допустимых источников средств
наиболее существенную роль в реальной жизни играют всего
три-четыре вида ресурсов муниципального развития. Это, прежде
всего, доходы от налогов -- федеральных, региональных,
местных, поступающие в местные бюджеты прямо (непосредственно)
или косвенно, через вышестоящие бюджеты в виде дотаций, субсидий
и субвенций. Кроме того, это неналоговые доходы,
наиболее значимыми источниками которых являются местные
облигационные займы и поступления от коммерческого использования
(аренда и приватизация) муниципального имущества, способного
приносить доход. И, наконец, это природно-ресурсный
потенциал, главной составляющей которого для основной массы
муниципальных образований является земля.
Именно эти виды экономических ресурсов муниципального развития
и стали предметом детального рассмотрения в настоящей книге.
На новейшем фактологическом и аналитическом материале исследуется
современное состояние системы местных бюджетов и оцениваются их
муниципальные диспропорции. Проводится сопоставление собственных
и делегированных полномочий органов местного самоуправления
с объемом располагаемых ими доходов местных бюджетов.
Анализируется бюджетная самостоятельность местного
самоуправления и роль местных налогов в ее обеспечении.
Рассматриваются вопросы организации бюджетного процесса
на муниципальном уровне, включая казначейское исполнение местных
бюджетов, способы рационализации их расходов, возможности
и ограничения коммерческого использования бюджетных средств.
Подробно анализируются практика становления института
муниципальных займов, проблемы происхождения и повышения
эффективности использования муниципальной собственности. Особое
внимание уделено вопросам регулирования муниципального развития
с помощью инструментов земельного рынка.
При этом современные российские проблемы и тенденции в сфере
ресурсного обеспечения развития муниципальных образований
сопоставляются с аналогичной зарубежной практикой, которой
в книге посвящена отдельная глава.
Слова благодарности хотелось бы сказать В.Н.Лексину, с кем я
имел счастливую возможность обсуждать многие идеи этой книги и который всячески поддерживал мою работу над ней.
Швецов Александр Николаевич Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН), научный руководитель отделения «Информатика и управление в социально-экономических системах» ФИЦ ИУ РАН. Один из лидеров научной школы системного анализа и регулирования процессов территориального (пространственного) развития. Давно и плодотворно занимается фундаментальными научными исследованиями и прикладными разработками по широкому кругу вопросов регионального и местного развития, федерализма и местного самоуправления, системной оценки предпосылок и последствий социально-экономических реформ и кризисов.
Индивидуально и в соавторстве опубликовал свыше 250 научных работ, в числе которых более 10 монографий. Среди них особое место занимает ряд книг, написанных им в многолетнем сотрудничестве с В. Н. Лексиным: «Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития» (1997, свыше десяти переизданий), «Новые проблемы российских городов» (1999), пятитомник «Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика» (2001), «Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления» (2012). В соавторстве (с Э. Марквартом) также вышло в свет в РАНХ и ГС при Президенте РФ учебное пособие «Территориальная организация местного самоуправления и управление городскими агломерациями» (2017). Кроме того, его перу принадлежат персональные монографии: «Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля» (2002), «Государственная поддержка российских городов» (2002), «Совершенствование региональной политики. Концепции и практика» (2011), «Информационное общество. Теория и практика становления в мире и России» (2012). Имеет большой опыт экспертно-консультативной работы для нужд федеральных и региональных органов государственной власти, муниципальных образований, крупных корпоративных структур, международных проектов.
|
|
|
|