Знания и умения, необходимые зодчему для создания нового в архитектуре, в значительной мере базируются на понимании роли выработанных веками стандартов и нормативных ограничений в творческом процессе проектирования. Не всегда, однако, они воспринимаются архитектором положительно, так как любые ограничения – нормативные, экономические, технические и т. д. вынуждают "вести" проект в заранее определенном "направлении", а это чаще всего рассматривается как ограничение свободы творчества. Вместе с тем, изучение опыта в этой области совершенно определенно свидетельствует о том, что зодчество практически всех предыдущих цивилизаций и культур сопровождалось различными ограничениями, более или менее жестко регулирующими принимаемые решения – от законов и официально сформулированных правил и указаний до устных советов и требований. Но, несмотря на это, а может быть, благодаря этому во многих из этих требований можно проследить рекомендации по методам и приемам принятия проектных решений, не только не ограничивающих творческие возможности зодчих, но и стимулирующих их на создание уникальных произведений архитектуры, образующих, в конечном итоге, золотой фонд человеческой культуры. Сегодня, в условиях индустриализации архитектурно-строительного производства и как следствие – обостренного внимания специалистов к проблемам повышения эффективности управления качеством проектных решений, важно понять, что являлось движущей силой принятия решений, позволяющих создавать такие произведения архитектуры. Искусство управления архитектурным проектом формируется на широком историческом базисе и, утверждаясь как особая отрасль знаний, оформляется в основных концептуальных положениях, а его дальнейшее развитие и практическое использование в современной практике во многом определяется знанием этих положений, стимулирующих зодчих к поиску разнообразных вариантов решений и облегчающих выбор наиболее удачных. При этом современная проектная практика свидетельствует, что многие социальные, художественные, технические вопросы создания архитектурных объектов в значительной степени базируются на соблюдении требований нормативных материалов различного уровня и характера, разработанных и введенных в действие для условий индустриализации в этой сфере человеческой деятельности. Таким образом, комплекс вопросов, связанных с нормированием, типизацией и стандартизацией, как базовых категорий проектирования для условий индустриального строительства, становится одним из самых существенных в деле формирования системы управления в архитектуре и тем самым – в повышении качества сооружаемых архитектурных произведений. Ознакомление со спецификой этих проблем, их содержанием и историей становления могут дать ответы на многие вопросы архитектурного проектирования. Более того, это позволит нам в какой-то степени познакомиться с направлениями архитектурного мышления в тот или иной период развития зодчества, что, в свою очередь, даст возможность представить условия, в которых создавалось то или иное произведение. Понять же "направления архитектурного мышления" можно только на примерах творчества выдающихся мастеров архитектуры, определяющих стилевые, идеологические, художественные и другие особенности архитектуры определенного периода или целой эпохи. Данная работа не является систематическим обзором мирового опыта стандартизации и нормирования в архитектурно-строительной сфере, а представляет собой лишь выборочный анализ отдельных аспектов, так или иначе оставивших след в решении комплекса вопросов, связанных с этой проблемой. В качестве объектов анализа выбраны страны и мастера, добившиеся в разные эпохи и периоды своего существования серьезных результатов, часть которых используется и в настоящее время в интересах повышения качества в сфере архитектуры и строительства. Не секрет, что большинство архитекторов, начиная со студенческой скамьи, стремятся иметь свой творческий почерк, свою манеру, свой собственный стиль. Понуждает их к этому мечта – создать новое уникальное сооружение, совершенное по всем параметрам, предъявляемым сегодня обществом к архитектурным сооружениям. Но при этом возникает вопрос о том, каким критериям должен отвечать архитектурный объект, который может быть признан "совершенным"? Очевидно, что однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может, так как в разное время, в разных условиях (социальных, экономических, технических, климатических, культурных) эти критерии могут серьезно различаться. Более того, одни и те же критерии для разных людей, групп, сообществ могут восприниматься по-разному, приводя в некоторых случаях к весьма затруднительным ситуациям. Так, устанавливая те или иные критерии качества, мы стремимся к тому, чтобы они максимально соответствовали действующим проектным нормам и разного рода "правилам", "рекомендациям", "руководствам" и меньше всего думаем о потребностях и запросах реального конкретного потребителя – человека, или об использовании объекта в будущем. Квартира, в которой архитектор на базе действующих нормативных требований долго и упорно добивался создания преимущественных комфортных условий для гостиной и парадного холла, оказывается непригодной для получившей ее семьи, поскольку данная семья предпочитает хорошо оборудованную кухню-столовую и индивидуальные спальни небольшой площади, а параметры и конфигурация общих помещений волнуют ее в последнюю очередь. Таким образом, "совершенная" с точки зрения нормативных требований квартира, над которой столько трудился архитектор, становится проблемной для данной семьи, так как официальные, нормативные критерии качества и потребности семьи резко расходятся. Еще более тупиковые ситуации могут возникнуть в связи с некоторыми конструктивными решениями зданий. Практически все, получившие в последнее время широкое распространение, панельные системы зданий, предусматривают несущие поперечные стены, работающие на изгиб, подобно узкой высокой балке. Конструкция эта достаточно целесообразна с точки зрения распределения нагрузок, удовлетворяет требования статической устойчивости, экономична. Однако уже сейчас выявляться сложности, связанные, в частности, с узким шагом расположения таких перегородок, часто не позволяющим добиться оптимальной организации функционирования квартиры. Но передвинуть, и тем более убрать такую конструкцию невозможно, не нарушив структуры здания, а тем самым – не сократив его долговечность и не уменьшив степень его безопасности. Подобных примеров "совершенства" архитектурных сооружений или их "несовершенства" в проектной практике множество и нам важно понять, "что такое хорошо и что такое плохо" в принимаемых проектных решениях, с тем, чтобы успешно управлять процессом проектирования, "выстраивая" объект в нужном направлении с соблюдением официальных нормативных требований, устанавливаемых обществом, но при этом не нанося ущерба функционально-планировочным, техническим и художественным свойствам сооружения. В современных условиях проектирования и массового индустриального строительства не вызывает сомнений необходимость применения типовых, промышленно изготавливаемых деталей или вопрос о том, что именно эти детали и конструкции являются той основой, на которой должна выстраиваться архитектурная композиция современного здания. Однако проблема достижения наиболее высокой художественной выразительности на базе стандартных элементов в архитектуре постоянно дискутируется и сегодня еще решена далеко не полностью. Один из наиболее последовательных сторонников внедрения индустриальных методов в архитектуру и строительство Ле Корбюзье весьма категорично заявлял, что "архитектура оперирует стандартами", что стандарты являются продуктом логики, анализа, тщательного изучения, что стандарты вырабатываются на основе правильной постановки задачи, а сама архитектура – это "напряженная творческая работа и выработанные веками стандартные элементы зданий". Такое представление "индустриальной архитектуры" разделяют и многие российские архитекторы, будучи убежденными в том, что "проблема стандарта – это проблема не только технической и экономической целесообразности, это социальная проблема эстетического благоустройства быта, создания в условиях машинного производства удобной, красивой и дешевой искусственной среды. Отсюда цель – найти пути улучшения художественного качества в условиях индустриального строительства из типовых, стандартных элементов" [13]. Вместе с тем, тиражирование стандартных деталей при возведении зданий, как основное условие индустриализации строительства, неизбежно приводит к монотонности застройки и чтобы избежать этого, работа по унификации и типизации не должна сводиться лишь к ограничению количества типоразмеров или, наоборот, к их чрезмерному увеличению. Смысл оптимального решения этой проблемы заключается в том, чтобы найти эффективные пути последовательного воплощения творческого замысла и реализовать его, базируясь на таланте и мастерстве зодчего. Только такой подход, тесно связанный с современной технологией проектирования, производства изделий и строительства может позволить достичь гармонии природы, архитектуры и индустриальной техники через стандарт. А это требует индивидуального подхода к архитектурной композиции и творческого отношения к проектно-строительному стандарту, поскольку его механическое повторение неизбежно ведет к однообразию. Только такое решение проблемы во взаимосвязи и взаимозависимости архитектурного творчества и стандартизации строительства создает условия для безграничного расширения профессиональных возможностей зодчего. Только так может быть разрешена проблема стандартизации, как важнейшей закономерности массового строительства. Комплекс вопросов связанных со стандартизацией заставляет нас обратиться к истории появления и становления практики введения стандартов в архитектурной деятельности, выработку нормирования их применения в проектной и строительной практике. Понимание этой проблемы и ее истории поможет нам разобраться в той сложной ситуации, в которой сегодня оказались проектировщики, утратившие прежнюю мощную систему норм и стандартов и не получившие до настоящего времени четких нормативных материалов, позволяющих регулировать и так или иначе решать творческие проблемы в процессе разработки архитектурного объекта. Как это ни странно, но неясности начинаются с определения самого понятия: "норма". Сегодня ни один документ, связанный с этой проблемой не дает сколько-нибудь четкого определения проектно-строительной нормы, хотя бы в качестве рабочей формулировки. Обращение к обычным в таких случаях источникам не вносит ясности, а скорее еще больше "уводит" от понимания вопроса. Так, Энциклопедический словарь (Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: "Советская Энциклопедия", 1964) трактует понятие "норма" (лат. norma – руководящее начало, правило, образец) следующим образом: общепризнанное, узаконенное правило, закон, мера, установленное количество, качество чего-либо. Большая Советская Энциклопедия (Гл. ред. Б. А. Введенский. М.: "Советская энциклопедия", 1981) также дает несколько вариантов понятия "норма": 1) минимальное количество чего-либо, допускаемое правилом, планом; 2) общепризнанное в определенной социальной среде правило; 3) правило, закон в какой-либо отрасли знания; 4) средняя величина чего-либо. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И. и Шведова Н. Ю. (Российская академия наук, М.: "Азбуковник", 1999) дает такие определения: 1) Узаконенное установление, признанный обязательный порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-либо. Перечисление различных дефиниций понятия "норма" можно еще долго продолжать, но ограничимся приведенными, тем более что в каждом из них прочитывается: "общепризнанное правило", "обязательный порядок", "установленная мера". Каждое из этих понятий в определенной степени отвечает интересам решения проблемы, рассматриваемой в данной работе, так как в архитектуре "норма" действительно выступает в качестве стандарта, фиксирующего или требующего соблюдения определенного уровня показателей, как проектных решений, так и готового архитектурного объекта. Такое понимание нормы выводит нас на определение понятия "нормирования" как направленной деятельности по разработке, согласованию, утверждению и введению в действие норм и правил их применения. Примером таких норм в сфере архитектуры и строительства является общеизвестный свод Строительных Норм и Правил (СНиП), которые достаточно подробно рассмотрены в разделе 3.2 "Идеология системы нормирования в отечественной проектной практике". По сравнению с "нормой" понятие "стандарта" более определенно и в соответствии с формулировкой "The Oxford English Dictionary" в дальнейшем понимается как "норма", "образец". Более определенно, стандартизация – это установление единых норм и требований, предъявляемых к материалам, производственным процессам, готовым изделиям и продукции. Стандартизация основана на единой модульной системе (ЕМС), позволяющей регулировать размеры строительных деталей (колонна, деревянный брус, кирпич, татами, панель и т. д.), или для решения задач унификации массового строительства. Как итог сложившейся к настоящему времени ситуации с нормированием и стандартизацией в области архитектуры и строительства, можно констатировать, что в новых условиях элементы старой системы нормирования существуют как анахронизм, не соответствующий ни новому экономическому укладу, ни действующему законодательству, ни новым формам градостроительной и архитектурной практики [1]. Такое положение в определенном смысле можно объяснить тем, что архитектура, являясь одним из видов искусств, не может быть жестко регламентирована требованиями СНиП`ов или ГОСТ`ов. Вместе с тем, жизнь время от времени выдвигает задачи по разработке определенных технических регламентов, которые способны помочь повышению качества архитектурных решений, а впоследствии и собственно архитектурных объектов. Следует надеяться, что разработка таких регламентов предполагает наличие сравнительно четких, конкретных нормативов, регулирующих принятие тех или иных архитектурных решений, позволяющих, в конечном счете, определять качество архитектурного объекта, его ценность для общества. Кроме того, специфика подобных регламентов, в отличие от действующих строительных норм и правил, предположительно позволит создавать архитектурные проекты в бульшей степени отвечающие принципам "социальной нормы", перекидывающей "мостик" через понятие "качество жизни" к понятию "культуры" в решении общенациональных проблем зодчества. ![]() Доктор архитектуры, профессор кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству. Исполнительный секретарь Комиссии по многоэтажному строительству Международного совета по строительству (CIB). Область научных интересов и практической деятельности — проблемы качества архитектурного проектирования и строительства, среди которых: методология управления качеством архитектурных проектов; их правовое и нормативное регулирование; контроль функциональных, технических, эстетических, экологических свойств проектируемых объектов; экономика. По различным аспектам этих проблем имеет более 100 публикаций, в числе которых монографии, учебники, методические указания и другие издания. Некоторые из этих работ переведены на иностранные языки и изданы за рубежом.
|