URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Бузгалин А.В., Линке П. СССР: Незавершенный проект Обложка Бузгалин А.В., Линке П. СССР: Незавершенный проект
Id: 210169
1299 р.

СССР: Незавершенный проект № 85. Изд. стереотип.

URSS. 2016. 528 с. ISBN 978-5-9710-3060-7.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Что такое СССР? Не напрасен ли был опыт 70 лет развития СССР? Что он дал для будущего? Какие уроки --- и позитивные, и негативные --- могут извлечь сторонники социализма на основе этого опыта? А был ли завершен проект по имени "СССР"? Есть ли распад нашей страны конец или начало новых практик формирования, выращивания "царства свободы"?

На эти и многие другие вопросы отвечают авторы книги: известные российские ученые, научные сотрудники Российской... (Подробнее)


Содержание
top

Предисловие 5

9 Интерлюдия. СССР: оптимистическая трагедия

Глава 1. Как изучать СССР 11

Глава 2. Причины возникновения и распада СССР: гипотеза "мутантного социализма" 26

Глава 3. "Реальный социализм" в СССР: уроки кризиса 36

Глава 4. Так был ли в СССР социализм? 57

Глава 5. СССР как вызов будущему 69

79 Часть 1. СССР: что это было?

Глава 1. Понять советскую историю 81

Глава 2. Октябрьская революция: пролог к современности 142

Глава 3. Проект "СССР": что мы не смогли завершить? 166

Глава 4. Природа социально-экономической системы СССР 193

Глава 5. Чем был СССР и почему он погиб? 226

Глава 6. К вопросу о советском социализме 260

Глава 7. Марксистский анализ сталинизма 268

275 Часть 2. Распад СССР: постсоветские реалии

Глава 1. Поражение коммунизма и Пиррова победа капитализма 277

Глава 2. Перестройка и смена собственности 313

Глава 3. Двадцать лет назад распался СССР: механизм катастрофы 362

Глава 4. Потерянное поколение в мастерской будущего 374

Глава 5. Как изменились США с тех пор, как прекратил свое существование СССР 379

389 Часть 3 СССР: уроки для социализма будущего

Глава 1. СССР: Культурные вызовы 391

Глава 2. Социалистическая теория и социальная практика СССР 405

Глава 3. СССР: уроки для будущего социализма 445

Глава 4. Двадцать лет спустя: уроки и вызовы социализму XXI века 460

Глава 5. Кто виноват? К вопросу об ответственности Марксa и марксизмa за практики СССР 467

Глава 6. Неудавшийся переход к социализму: некоторые уроки 498

506 P.S. Западные левые, Советский Союз и марксизм


Предисловие
top

Начну с очень личного: нам, родившимся в СССР и не предавшим социалистических идеалов, особенно горько за то, что в нашей стране попытки создания нового общества завершились трагически. И потому мы, – социалисты и коммунисты, – обращаемся ко всем тем, кто хочет не только понять опыт Советского Союза, но и критически использовать его для созидания нового общества, с открытыми вопросами:

Что такое СССР?

Не напрасен ли был опыт 70-ти лет развития СССР? Что он дал для будущего?

Какие уроки (и позитивные, и негативные) могут извлечь сторонники социализма на основе этого опыта?

И более общий, сверхактуальный для нынешней эпохи вопрос: а был ли завершен проект по имени "СССР"? Есть ли распад нашей страны и других стран т. н. Мировой социалистической системы конец или начало новых практик формирования, выращивания "царства свободы"?

И отсюда наша гипотеза: необходимо тщательное теоретическое исследование опыта СССР как не более (но и не менее!) чем одной из исторически конкретных практик на пути долгого и нелинейного формирования на земле нового, посткапиталистического общества.

Когда-то Марк Твен сказал: «бросить курить очень просто Я это делал много раз». На наш взгляд, то же самое можно сказать и про генезис той системы, которая иным сегодня кажется едва ли не "естественной" и вечной – про капитализм, который тот же Мизес отождествляет с рыночной экономикой. Но ведь эта политико-экономическая система только в середине ХХ (NB!) века стала господствующей для большинства жителей Земли (конечно, если не забывать, что люди живут не только в США и Западной Европе…), а до этого капитализм "создавали" многократно и многократно "эксперименты" по созданию рынка и капитала как основ национального развития проваливались с треском: и в Италии, и в Германии и во многих других странах Европы, а так же в Латинской Америки, Азии и т. д., где ростки капитализма глохли не раз и не два. В России мы начинали создавать капитализм не два и не три раза и даже сейчас, в XXI (!!!) веке так до конца и не создали.

Почему же мы считаем, что новый мир, лежащий по ту сторону отношений "царства необходимости", а не только капитализма, можно сотворить быстрее и легче? Не более ли логичным будет тезис о том, что трагедия первой крупной исторической практики движения по социалистической траектории есть не более чем величайший опыт, требующий исследования как причин его генезиса, так и причин его прехождения, подобно тому, как первый, пусть во многом неудачный, опыт полета фанерно-бумажной "этажерки" не есть доказательство тупиковости проекта "авиация"?

Прогноз Фукуямы о конце истории, сделанный 20 лет назад, ныне никто уже и не вспоминает. О кризисе капиталистического проекта после 2008 года не говорит только ленивый. Массовые общественные движения и новые интенции ряда латиноамериканских государств, оживление левых политических сил – все эти феномены последних лет заставляют нас по новому взглянуть на опыт СССР как начало, а не конец социалистического вектора развития.

Именно такой, критически-оптимистический взгляд на опыт и наследие СССР как базу для поиска путей развития социализма будущего характерен для большинства авторов предлагаемой Вашему вниманию монографии. Мы – ученые России и других стран, посвятившие большую часть своей творческой жизнедеятельности поиску путей формирования нового социалистического общества рассматриваем опыт СССР и под практическим углом зрения – мы обращаем наш анализ к практикам социалистического созидания: «Не повторите наших трагических, преступных ошибок, постарайтесь (если позволят объективные обстоятельства) пройти по тончайшему лезвию бритвы, используя пока что крайне малые возможности двигаться по пути социализма, повышая при этом эффективность экономики и, в особенности, активно формируя нового, творческого, свободного человека!»

Такая теоретическая и практическая постановка задач нашей работы обусловило основные принципы ее формирования. Мы решили построить эту книгу, адресованную Вам, уважаемые читатели (и нам – левым активистам России) как некую "выжимку" из основных наших работ, в которых мы на протяжении последних 5–10 лет анализировали природу, а так же причины возникновения и распада СССР. Поставив задачу суммирования наших разработок, мы сочли возможным включить в работу как новые, так и подвергшиеся существенной редакции ранее опубликованные тексты, что позволяет дать целостную картину взглядов известных российских ученых, научных сотрудников Российской академии наук, профессоров МГУ имени М. В. Ломоносова и других университетов России, зарубежных авторов на проблему СССР.

Основой для данной коллективной монографии стали доклады участников международной научной конференции "20 лет без СССР: уроки и вызовы будущему" организованной Филиалом Фонда Розы Люксембург в России и Фондом "Альтернативы" и прошедшей в 7–8 ноября 2011 года в Москве на базе Института философии РАН.


Авторами частей и глав являются:
top

Предисловие, Интерлюдия. СССР: оптимистическая трагедияАлександр Владимирович Бузгалин, доктор экономических наук, профессор МГУ, главный редактор журнала "Альтернативы".

Часть 1. СССР: что это было?

Глава 1Борис Федорович Славин, доктор философских наук, профессор МПГУ, Горбачев-фонд.

Глава 2Игорь Константинович Пантин, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН.

Глава 3Андрей Иванович Колганов, доктор экономических наук, заведующий лабораторией экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Глава 4Михаил Илларионович Воейков, доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором Института экономики РАН.

Глава 5Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Глава 6 Пареш Чаттопадхьяй, профессор экономики Университета Квебека в Монреале, Канада.

Глава 7 Даниэль Гайдо, научный сотрудник Национального исследовательского совета (Аргентина).

Часть 2. Распад СССР: постсоветские реалии

Глава 1Солтан Сафарбеевич Дзарасов, доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором Института экономики РАН.

Глава 2Тамаш Краус, доктор истории, профессор Будапештского университета им. Лоранда Этвеша.

Глава 3Владимир Николаевич Шевченко, доктор философских наук, профессор, заведующий сектором Института философии РАН.

Глава 4Петер Линке, руководитель филиала Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в России.

Глава 5 Роберта Гарнер, доктор социологии, профессор Университета де Пауль, США; Лари Гарнер, доктор социлогии, Университет де Пауль, США.

Часть 3. СССР: уроки для социализма будущего

Глава 1Людмила Алексеевна Булавка, доктор философских наук, главный научный сотрудник Российского института культурологии.

Глава 2Григорий Григорьевич Водолазов, доктор философских наук, профессор кафедры политической теории МГИМО, вице-президент Академии политической науки.

Глава 3Давид М. Котц, доктор, профессор экономики Массачусетского университета, Амхерст, США.

Глава 4Бруно Малов, доктор истории, Федеративная Республика Германия.

Глава 5Пер Мoнсон, профессор социологии, директор Центра российских и восточно-европейских исследований Гетеборгского университета (Швеция).

Глава 6Мел Ротенберг, заслуженный профессор Университета Чикаго, США.

P.S.Давид Лайбман, доктор философии, профессор экономики Университета Нью-Йорка, главный редактор журнала «Science & Society» ("Наука и общество"), США.


О редакторе
top
photoБузгалин Александр Владимирович
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова. Визит-профессор Кембриджского и Пекинского университетов, главный редактор журналов «Вопросы политической экономии» и «Альтернативы».