Обложка Робинэ Ж.Б. О природе
Id: 210011

О природе

1935. 555 с. Букинист. Состояние: 4+. Блок текста: 5-. Обложка: 4+. Владельческая подпись на титуле.
  • Твердый переплет

Аннотация

Жан Батист Рене Робинэ (1735–1820) – французский философ-материалист XVIII в., видный идеолог эпохи Просвещения. Философские воззрения Робинэ представляют исключительный интерес и со стороны богатства заключающихся в них идей, и с точки зрения того, что они вписаны в общую картину французского материализма XVIII в. К.Маркс в своем известном очерке в «Святом семействе…» писал, что Робинэ более других материалистов своей эпохи... (Подробнее)


Об авторе
Робинэ Жан Батист
Известный французский философ и лингвист, один из видных представителей философского натурализма второй половины XVIII в. Родился в городе Ренне. Учился в иезуитском коллеже. Служил королевским цензором, секретарем министра. Порвав с иезуитами, сблизился с философами-энциклопедистами и возбудил общее внимание своим первым трудом "О природе" (Амстердам, 1761--1766; рус. пер. 1935), который появился анонимно и приписывался Д. Дидро, К. Гельвецию и даже Вольтеру. Робинэ также выпустил 4 тома комментариев к "Историческому и критическому словарю" П. Бейля, 5 томов дополнений к знаменитой "Энциклопедии" Д. Дидро. Он приветствовал Великую французскую революцию и в начальный ее период участвовал в политической борьбе, но при якобинской диктатуре был заключен в тюрьму. Перед смертью по настоянию церкви подписал отречение от своих натурфилософских взглядов.

Философские воззрения Робинэ сформировались под влиянием Р. Декарта, Дж. Локка, Г. Лейбница, Э. Кондильяка, а также биологических теорий XVII--XVIII вв. Материалистический взгляд на мир он сочетал с деизмом --- учением, признающим существование Бога, но отрицающим большинство сверхъестественных и мистических явлений. Материю он считал одушевленной: все тела природы обладают животными функциями --- питанием, ростом, размножением. Рассматривая природу как лестницу существ, на вершине которой находится человек, Робинэ в некоторой мере предвосхитил эволюционную теорию. Непосредственно из физической организации мира он выводил и такое явление, как мораль. По его мнению, в мире существует всеобщий закон равномерного распределения добра и зла; при этом он отрицал преобладание добра над злом и в лучшем случае допускал лишь равновесие их. Органистические идеи Робинэ оказали влияние на натурфилософию Ф. Шеллинга и частично Г. Гегеля.