URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Нурмухаметова Э.Ф. Международный экологический правопорядок и экологические права человека Обложка Нурмухаметова Э.Ф. Международный экологический правопорядок и экологические права человека
Id: 20932
999 р.

Международный экологический правопорядок и экологические права человека

URSS. 2004. 224 с. ISBN 5-354-00731-3. Букинист. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Развиваемая автором концепция имеет теоретическое и практическое значение. Выдвинутые в монографии положения дают научную базу для дальнейшего развития учения о структуре международного экологического правопорядка, элементах его обеспечения, что особенно важно именно сегодня, в период формирования нового мирового порядка, новой системы ценностей, которая будет положена в его основу. Прежде всего, это права человека и окружающая... (Подробнее)


Cодержание
top
Введение
1.Теоретические проблемы обеспечения международного экологического правопорядка
 1.1.Понятие, структура и общая характеристика международного экологического правопорядка
 1.2.Механизм обеспечения международного экологического правопорядка
  1.2.1.Понятие и элементы механизма обеспечения международного экологического правопорядка
  1.2.2.Экономический механизм обеспечения международного экологического правопорядка
  1.2.3.Организационно-контрольный механизм обеспечения международного экологического правопорядка
  1.2.4.Правовой механизм обеспечения международного экологического правопорядка
 1.3.Международный экологический правопорядок как фактор устойчивого развития
2.Экологические права человека: понятие, сущность, субъекты
 2.1.Понятие экологических прав человека
 2.2.Субъекты экологических прав
 2.3.Правовое регулирование экологических прав человека в национальном праве
3.Экологические права человека и международный экологический правопорядок
 3.1.Состояние правового регулирования экологических прав человека в международном праве
 3.2.Механизмы защиты экологических прав человека в международном праве
Литература

Введение
top

Актуальность темы исследования обусловлена высокими уровнями загрязнения окружающей среды во всем мире, огромными отрицательными социальными, экономическими, политическими, экологическими последствиями для общества, вызванные ухудшением состояния природной среды, нерациональным природопользованием, недостатками международно-правового регулирования, проблемами национального законодательства в данной сфере и практики его применения.

На современном этапе актуальность вопроса об обеспечении международного правопорядка не требует особых доказательств. Несовершенство механизма ООН по обеспечению мира и безопасности, межнациональные, межрегиональные конфликты, применение силы НАТО в отношении Югославии, США в отношении Ирака, террористические акты против США, угроза глобального экологического кризиса – все это говорит о наличии большого количества противоречий в межгосударственных отношениях, а в целом, об отсутствии мирового порядка. Здесь следует согласиться с мнением ученых о том, что на данном этапе формируется новый мировой порядок, в основу которого будет положена новая система ценностей. Прежде всего, это реальное уважение и защита прав каждого государства, каждого человека, а также охрана окружающей среды и рациональное природопользование. Насколько мир преуспеет в решении этих сложных задач, настолько реальнее можно будет говорить о безопасности человечества.

Еще в преамбуле и принципах Стокгольмской декларации 1972 г. отмечено, что охрана и улучшение среды, в которой живет человек, представляет собой важнейшую проблему, отражающуюся на благоденствии народов и экономическом развитии во всем мире. Природные ресурсы Земли, в том числе воздух, вода, земельные массивы, флора, фауна и особенно представительные образцы природных экосистем, должны ограждаться ради блага нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и продуманного использования. С 1992 г. государства официально ввели в оборот термин "устойчивое развитие" и стремятся строить свою жизнь в соответствии с принципами, закрепленными в Декларации Рио от 1992 г. Более того, некоторые ученые связывают Конференцию ООН по проблемам окружающей среды и развитию 1992 г. с началом изменения позиции государств по отношению к пониманию суверенитета – от абсолютного к доверительному. Здесь можно затронуть вопрос о том, что с самого момента появления концепции устойчивого развития государствами была признана нерушимость, неизменность принципа либерализации торговли. Как это показано в монографии, даже теперь для применения ограничений в торговле мало просто факта нарушения государством принципов международного экологического права. Концепция либерализма и сейчас, фактически безраздельно, доминирует на мировом рынке. Процесс взаимодействия концепций либерализма и устойчивого развития, в поисках золотой середины, продолжается. Процесс будет долгим, но плодотворным. Ведь экологическая составляющая концепции устойчивого развития ни в коем случае не предполагает установление дополнительных препятствий в международной торговле (Принцип 12 Декларации Рио 1992 г.). Имеется в виду лишь необходимость максимального учета экологических требований при экономической деятельности, признание экологических проблем общечеловеческими и сотрудничество в их решении. То, что это так, а не иначе, подтверждается тем, что концепция устойчивого развития признана развивающимися государствами.

Что касается возможного толкования такого положения концепции устойчивого развития как оказание всесторонней помощи развивающимся государствам в разных аспектах экономического развития как дополнительной обязанности развитых государств – то это, конечно, не подтверждается реальностью.

Обязанность развитых государств помогать развивающимся государствам существует ровно в той степени, в какой они добровольно берут на себя такие обязательства. Это относится и к помощи в области окружающей среды. Ведь основная идея концепции устойчивого развития как раз в осознании и развитыми и развивающимися государствами взаимозависимости мира. Дело здесь не в легализации требований о помощи со стороны развивающихся государств и не в возникновении дополнительных обязанностей у развитых государств. Важно, чтобы развивающиеся государства максимально в пределах имеющихся ресурсов старались следовать принципам охраны окружающей среды и рационального природопользования, а развитые государства помогали в решении экологических проблем добровольно, но осознавая взаимозависимость мира, тоже максимально в пределах имеющихся ресурсов.

Итак, с одной стороны, после Конференции в Рио 1992 г. можно констатировать тот факт, что когда стало ясно, что будущее человечества в опасности, государства были готовы договориться о решении общих проблем и даже, во имя достижения общих целей, пожертвовать частично суверенитетом, а международное сообщество признало, наконец, что экономические и экологические проблемы взаимосвязаны. С другой стороны, что происходит в реальности. Так, на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в июне 1997 г., посвященной пятилетней годовщине Конференции ООН по окружающей среде и развитию, было определено, что экономическое, социальное, техническое развитие общества на Земле продолжается со знаком минус по отношению к окружающей среде и, по существу, ведет к экологической катастрофе, а не удаляется от нее. Что же не позволяет государствам решать глобальные вопросы, какие проблемы препятствуют им в достижении общих намеченных целей? Важно рассмотреть правовые проблемы данного вопроса.

В целом, устойчивое развитие общества возможно только в условиях мирового порядка, прежде всего правопорядка. Для обеспечения международного правопорядка необходима всеобъемлющая система безопасности, которая должна обеспечивать военную, политическую, экономическую, экологическую и правовую безопасность. При этом, если о военной, политической и экономической безопасности речь ведется давно, то международная правовая и экологическая безопасности пока в большей степени являются лозунгами.

Как юридическое явление международный экологический правопорядок формируется на базе международно-правовых документов, которые ориентируют государства, другие субъекты международного права на обеспечение благоприятной окружающей среды и рациональное природопользование на благо настоящего и будущих поколений. При этом важно понять, что эту проблему нельзя решить в рамках одного региона – необходим комплексный подход, достижение благоприятной для жизни окружающей среды во всем мире, устойчивого развития всего человечества. В этой связи, на современном этапе все чаще ставится вопрос о наличии у развитых государств обязанности активно предоставлять развивающимся государствам помощь, что закреплено во многих документах в области охраны окружающей среды.

Как отмечается в литературе, глобальный характер экологических задач способствует формированию новой философии и практики международного экономического взаимодействия, основанной на необходимости помощи сильных участников мирового хозяйства слабым в решении взаимосвязанных задач экономики и экологии. Здесь будет важно не столько предоставить экономическую помощь развивающимся государствам, сколько изучить и определить, какие способы ее осуществления будут наиболее эффективными. Что сделать для того, чтобы развивающиеся государства не злоупотребляли обязанностью развитых государств помогать им.Что еще более важно – какие способы воздействия на государства с целью вовлечения их в договоры в области охраны окружающей среды существуют в целом.

Основой обеспечения правовой безопасности является равноправие государств, соблюдение прав каждого государства, а также прав человека в соответствии с международными договорами в данной сфере. При этом связующим звеном обеспечения экологической и правовой безопасности являются экологические права человека. Должный уровень обеспечения экологических прав человека и их защита как на национальном, так и на международном уровнях, бесспорно, положительно скажется на обеспечении международного экологического правопорядка. Ведь результатом этой деятельности будет здоровая, благоприятная для жизни человека окружающая среда, сохраненные для будущих поколений природные ресурсы. Так, контрольные органы, утвержденные международными конвенциями по правам человека, играют не последнюю роль в обеспечении выполнения своих обязательств государствами по Пактам по правам человека, Конвенции против пыток, Конвенции по правам ребенка и т.д. Речь идет не только об обеспечении и защите прав, закрепленных в данных документах, но и об обеспечении международного правопорядка в целом.

Что касается экологических прав человека, то на современном этапе наибольшего прогресса по контролю над их обеспечением на международном уровне достиг Европейский суд по правам человека, который, за отсутствием специальной статьи, принимает и рассматривает жалобы по экологическим вопросам, руководствуясь статьей 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Следующим важным шагом по защите экологических прав человека в рамках Европы стало включение статьи 37 в Хартию Европейского Союза об основных правах, а также принятие в 1998 г. Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Однако в целом существуют как проблемы применения Хартии, ее положений, их юридической силе, так и в том, что в статье 37 не закреплены конкретные экологические права. Отсутствие статьи об экологических правах можно констатировать и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Еще сложнее дело обстоит на универсальном уровне.

Несмотря на существенное значение темы защиты экологических прав человека на международном уровне, контроля со стороны международного сообщества за их обеспечением государствами, она не получила достаточно детального освещения в науке международного права, что и определяет актуальность исследования. Кроме того, в международном праве в области окружающей среды тема обеспечения международного экологического правопорядка (понятие, механизм, взаимосвязи обеспечения экологических прав человека и международного экологического правопорядка в свете концепции устойчивого развития) практически не исследована.