URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Телемтаев М.М. От разрозненных идей и знаний к целостной системе: Комплетика: От теории к осуществлению Обложка Телемтаев М.М. От разрозненных идей и знаний к целостной системе: Комплетика: От теории к осуществлению
Id: 208678
599 р.

ОТ РАЗРОЗНЕННЫХ ИДЕЙ И ЗНАНИЙ К ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЕ:
Комплетика: От теории к осуществлению. Изд. стереотип.

От разрозненных идей и знаний к целостной системе: Комплетика: От теории к осуществлению URSS. 2016. 312 с. ISBN 978-5-397-05253-5.
Типографская бумага

Аннотация

Целостность решений --- ключевой фактор успешности современного профессионала, фирмы, социальных институтов, государства, нации. Главной темой настоящей монографии является открытие комплетики как науки о целостном целом. Предложены целостный метод (философия целого и целостного) и инструменты его реализации --- целостный подход (методология теории целостной деятельности) и метод системной complete-технологии (методология практики целостной деятельности).... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1.Философия целого и целостного
 1.1.Целое, целостность
 1.2.Триады целостного метода
 1.3.Постулаты целого, целостности
Глава 2.Компоненты и структура целостного complete-подхода
 2.1.Содержание подхода
 2.2.Принцип целостности и общий Принцип деятельности
 2.3.Закон целостности
 2.4.Закон целостного развития
 2.5.Принципы целостного развития
 2.6.Структура целостного complete-подхода
Глава 3.Моделирование целого
 3.1.Принцип целостности моделирования и общий Принцип моделирования
 3.2.Модель целенаправленного процесса деятельности
 3.3.Общая модель целостного процесса деятельности
 3.4.Модель грамотности и доступности
 3.5.ДНИФ-теория
Глава 4.Метод системной complete-технологии
 4.1.Особенности построения метода
 4.2.Типовая модель этапа
 4.3.Ключевая процедура метода
 4.4.Конструкция метода
Глава 5.Целостные complete-проекты
 5.1.Национальная идея российского народа
 5.2.Принцип целостности complete-технологии и общий Принцип технологии
 5.3.Целостное самоопределение человека как личности
 5.4.Безопасность жизнедеятельности – целостный complete-подход
Литература

Введение
top

Основные задачи работы. Все философии и теории можно рассмотреть как целостные и целые с позиций комплетики и построить в каждой из них соответствующее целостное и цельное ядро философского направления и теории. Это только усилит специфическую направленность каждой такой философии и теории и поможет создать аналогичное целостное и цельное ядро для каждого частного раздела философии и теории. Наличие ядра целостного знания, построенного на основе комплетики, поможет, в свою очередь, создать соответствующие методологии целостных теорий и методологии целостных практик философий и теорий.

Термин "Комплетика" обозначает собой новый, революционный подход к философии, теории и практике деятельности.

Что может дать Комплетика? Комплетика помогает сформировать свою структуру целостного мышления и практики учащемуся и опытному специалисту. При этом полнее активизируются знания, умения и навыки, появляется возможность их полного использования. Благодаря комплетике можно создать действенные коллективы, направленные на целостное разрешение проблем, достижение целей, решение задач. Естественно, что это содействует эффективному достижению целей деятельности путем формирования, принятия и реализации целостных решений, проектов, программ, политик, правил и законов. Заметим, что сказанное относится к деятельности любого формата – от деятельности человека до деятельности мирового хозяйства.

У данной монографии три основные задачи, направленные на формирование структуры целостного мышления и практики. Во‑первых, она позволяет сформировать целостное мировоззрение. Во-вторых, пользуясь данной книгой, можно постичь общую методологию целостной теории и применить ее для построения теорий, необходимых в конкретной деятельности, собрав в единое целое все известные теоретические представления и достроив недостающие звенья. В-третьих, изучение книги поможет создать целостную методологию и методики конкретной практики.

Другими словами, для конкретной деятельности в науке и производстве нет готовых философий, теорий, практических методик, за исключением методик проведения практических занятий в учебном заведении.

Этот пробел восполняет комплетика, позволяя создать целостную совокупность "мировоззрение – теория – практика" для деятельности любого формата.

Основными инструментами построения и реализации цельности и целостности деятельности являются системы, технологии и модели. Комплетика объединяет возможности систем, технологий и моделей на основе созданного впервые целостного метода.

Закон выживания, сохранения и развития.

Определим, что:

- среда (мир) – источник потенциалов выживания, сохранения и развития своих частей;

- часть среды, минисреда (предмет, явление мира) – область в среде, отграниченная в пространстве и во времени от остальной среды и направленная на собственное выживание, сохранение и развитие; микросреда – часть минисреды; все части среды – минисреды, за исключением элементов среды; элемент среды – микросреда, не являющаяся минисредой;

- каждая среда (мир) – минисреда другой среды (другого мира, макромира).

В качестве общего правила - основания для построения целостного метода здесь принят общий Закон выживания, сохранения и развития среды (мира), сформулированный в виде:

универсальным для среды (мира) правилом деятельности является направленность деятельности (бытия, функционирования) среды, ее частей (предметов и явлений мира), совокупностей ее частей на собственное выживание, сохранение и развитие.

Метод выживания, сохранения и развития части среды (минисреды) – потребление потенциала среды, переработка его в качестве ресурса для выживания, сохранения и развития и возврат в среду продукта переработки потенциала среды.

Метод выживания, сохранения и развития среды – преобразование потенциала среды ее частями (минисредами), а также использование переработанного минисредами потенциала данной среды и потенциала тех сред, в отношении которых данная среда является минисредой.

В связи с ограниченностью потенциала среды существенными компонентами деятельности (бытия, функционирования) части среды (минисреды) являются:

- повышение собственной способности к выживанию, сохранению и развитию в среде;

- конкуренция за использование потенциала среды в качестве ресурса собственного выживания, сохранения и развития;

- конкурентное влияние на способности к выживанию, сохранению и развитию других частей среды.

[…]

От мировоззрения к результату Целостная совокупность «мировоззрение - идея - теория – методология – проектирование – осуществление» необходима всегда для того, чтобы современная деятельность была успешной, а также для того, чтобы получать и реализовывать опережающие решения. С помощью целостного метода можно решить в целостном комплексе 5 основных вопросов работы: «Как взаимно согласовать мировоззрение, замыслы, намерения?», «Как намерение превратить в цельную идею?», «Как создать теорию и методологию цельного осуществления идеи?», "Как создать проект целостной реализации замысла, идеи, теории?" и «Как осуществить целостную деятельность по получению выгоды от проекта?». Выгода, в соответствии с комплексом "мировоззрение, замыслы, намерения", может быть духовной, нравственной, материальной, финансовой, иной.

Возможно, Вы пренебрегаете четкостью формулирования идеи, или считаете, что методология и теория – дела бесполезные и надо быть "ближе к практике". Или Вами владеет убеждение, что Вы можете все реализовать и без проекта. Возможно также, Вы считаете, что осуществить свое намерение Вы сможете без четкой идеи, теории и проекта. В этих случаях лучше не браться за дело. Вас ждет неудача или, в лучшем случае, кратковременный успех, основанный на Ваших прошлых методологических и теоретических знаниях. Почему временный?

Потому что Ваши имеющиеся знания не приведены в целостное и целое знание, напр., в целостную и целую систему (complete-систему, полную систему), предназначенную для реализации именно этого Вашего намерения. Потому что никто не приводит все необходимые Вам методологии и теории в систему, тем более – в целостную систему, для реализации именно этой Вашей идеи. Ваша идея имеет особенности, в связи с которыми надо из разных методологий и теорий взять все необходимое. И это необходимое надо дополнить до достаточного объема и привести в целостную систему реализации Вашего намерения, что можно осуществить на основе данного целостного метода.

Пример: идея реформирования России, ее перехода к капиталистической России без необходимой теории капиталистической России и соответствующей методологии формирования и реализации политик, программ, проектов целостного развития. И вместо фазы ускорения развития мы угодили в фазу выживания. Теперь происходит, по сути, переход в фазу сохранения и только затем начнется переход в фазу развития.

Для реализации каждой Вашей идеи нужно соответствующее complete-целое "философия – методология – теория – проектирование – осуществление". Как построить complete-целое – Вы сможете найти ответ в данной книге.

О необходимости complete-целого. В пользу необходимости complete-целого говорят и следующие обстоятельства

Любые конкретные профессиональные знания имеют ограниченный срок эффективного применения на практике. Чтобы продлить период применения профессиональных знаний, необходимо изучать и применять опыт других подобных практик. Для этого нужна методология практики, позволяющая создавать новые методики практики.

Необходимо также и более глубокое изучение соответствующих теорий.

Но и теории имеют ограниченный срок эффективного применения. Поэтому нужно создание новых теорий для данной области практической деятельности. Следовательно, необходима методология теории.

Далее, для построения и развития методологий, которые тоже не вечны, необходимы философские знания, позволяющие сформировать мировоззрение, определенные дескриптивные и нормативные разделы знания.

Другими словами, все уровни знания, которыми руководствуется человек, постоянно нуждаются в обновлении. При этом необходимо опережающее развитие теории по отношению к практике, методологии теории по отношению к теории, философии и мировоззрения по отношению к методологии.

В то же время необходимы цельность и целостность развития всего комплекса «философия – методология – теория – проектирование – осуществление». Необходимо также, чтобы каждый профессионал имел возможность формирования собственного цельного и целостного комплекса «философия – методология – теория – проектирование – осуществление». Такие возможности дают результаты созданного автором научного направления "системная технология – целостный подход".

Некоторые отрасли современного знания, (пример - холизм), представляют собой тончайший слой знания. Кажущееся развитие такой отрасли происходит путем дальнейшего перемалывания и измельчения компонент этого тончайшего слоя и увеличения, в результате, "площади покрытия" получаемой пылью различных других областей знания.

Возникают иллюзии глубины исследования и возможностей применения полученных пылинок для решения проблем других отраслей знания. Непродуктивность таких теорий для теории и практики очевидна.

В современных условиях необходима толща знания в виде комплекса «философия – методология – теория – проектирование – осуществление». Только тогда возможно продуктивное использование знания, в частности, коммерциализация научного знания.

[…]

Об унификации методов представления информации. Для современных наук и практик человеческой деятельности характерна тенденция унификации методов представления информации об объектах исследования и социальной практики. Так, в каждой отрасли науки используется представление объектов исследования и социальной практики в виде систем. Практически в каждой отрасли науки и практики деятельность рассматривается, как технология. Общепризнанным является представление объектов исследования с помощью моделирования.

Но при этом в разных сферах исследования используются различные определения систем. Определения технологий разных видов деятельности, напр., управления, образования, машиностроения, также существенно отличаются друг от друга. Во многих случаях модели, построенные с применением методов разных отраслей знания, трудно согласуются друг с другом в смысле получения целостного представления об объектах исследования и социальной практики.

Результаты, получаемые применением систем, технологий и моделей в разных отраслях науки, практически невозможно объединить для получения целостного представления об объектах исследования и социальной практики.

Несомненна необходимость целостного обобщения систем, технологий и моделей, с учетом разнообразия систем, технологий и моделей, с целью построения общей целостной основы их применения в разных исследованиях и социальных практиках. Такую возможность дает комплетика.

О взаимопроникновении методов наук и практик. Для современной человеческой деятельности характерно также и взаимопроникновение методов наук и практик.

Широкое распространение, к примеру, получила идея реинженеринга бизнес-процессов, - отход от базовых принципов построения предприятий и превращение процесса создания бизнеса в инженерную деятельность. Но впрямую превратить процесс создания бизнеса в инженерную деятельность оказалось невозможным, о чем говорят и сведения об опыте и методиках инженеринга. Реинженеринг остался "манифестом".

Для успешного превращения процесса проектирования и реализации бизнеса в инженерную деятельность нужно построение обобщающего целостного знания, видение общего и особенного в бизнес-процессах и в инженерной деятельности Тогда инженеринг должен будет обеспечивать целостное превращение процесса создания бизнеса в инженерную деятельность, и как результат, - создание целостных бизнесов.

В общем случае для взаимопроникновения методов наук и практик необходимо целостное видение общего и особенного в методах различных наук и практик, а также в различных системах, технологиях, моделях.

Такое целостное видение дает открытый автором целостный метод, как целостная основа взаимопроникновения наук и практик. Пример - взаимопроникновение методов систем, технологий, моделей на основе целостного метода и создание направления "Системная технология – целостный подход".

О целостности мышления и практики профессионала. В современной конкурентной среде профессионалам нередко приходится менять работу, т.е. изменять сферу приложения своих знаний, умений и навыков Каждый профессионал регулярно получает новые задания, новые проекты для их разработки и реализации. Каждый профессионал знает, что от него ждут всесторонней проработки поставленной задачи и стремится к целостному видению проблемы, чего от него, по сути, и добиваются лица, согласовывающие и утверждающие задание на проект или работу.

Поэтому многие специалисты и студенты стремятся приобрести две специальности, напр., "Прикладная мате­матика" и "Менеджмент организации". По сути, такие специалисты стремятся целостно воспринимать прошлые, нынешние и будущие работы и проекты, и соответствующим образом сформировать свой целостный профессиональный комплекс знаний, умений и навыков. Но для тех, кто пытается последовательно "по одной" освоить все необходимые профессии, полезен афоризм К. Пруткова «Никто не обнимет необъятного». Эти попытки так же непродуктивны, как попытки познать лес, изучая каждое дерево по отдельности. На самом деле необходимо познать лес, как целое, как целостный организм. Умение эффективно работать "на разных работах" означает умение применять целостные представления о предмете деятельности, а также целостное умение использовать методы различных наук и практик. Это значит, что любому профессионалу необходим метод, позволяющий приводить в целостный комплекс применяемые знания, умения и навыки - целостный метод.

Целостность мышления и практики деятельности – ключевые факторы успешности современного профессионала, фирмы, социальных институтов, государства, нации, этноса, страны.

[…]

О содержании комплетики

Предмет комплетики – объекты деятельности, а также процессы, структуры и результаты объектов деятельности, как целостные, целые, независимо от их природы и формата.

Цель комплетики – формирование и развитие объектов деятельности, их структур и процессов функционирования, как целостных и целых, направленных на получение целостных результатов.

Комплетика включает в себя:

- целостный метод – философию целостности деятельности;

- целостный complete-подход – методологию специально-научных теорий;

- метод системной complete-технологии (complete-технологии) – методологию практики деятельности.

Решение задач достижения поставленной цели производится с использованием составляющих общего метода системной complete-технологии - целостного метода, позволяющего сформировать мировоззрение, целостного подхода, позволяющего создать методологию и методики теории, метода системной complete-технологии, позволяющей создать методологию и методики практик, и их разделов.

Целостный метод содержит совокупность определений целого и целостности, сценариев формирования целого, универсальной среды целого, постулаты сложности целого, постулаты кода и ядра целого, постулаты развития целого, постулаты баланса факторов и безопасности деятельности, а также постулаты модели целого и постулаты триады технологии познающего.

Содержит нормативный и дескриптивный разделы, общую структуру применения при решении теоретических и практических задач целостности.

Целостный подход использует общие положения целостного ме­тода, его нормативного и дескриптивного разделов для формирования специально-научных теорий. Содержит общий Закон выживания, сохранения и развития, Принцип целостности (аксиомы и теорема целостности), постулат необходимости целостности мышления и прак­тики специалиста

Содержит также Закон целостности, включающий в себя правила: модели триады, модели целого триады, взаимодействия внутренней и внешней сред, регулирования границ, регулирования проницаемости, жизненного цикла, "разумного эгоизма", трех триад.

Содержит Закон целостного развития, в который входят Законы целостной индустриализации, машинизации, технологизации, Закон неубывающего разнообразия, правила единства поколений, внутреннего потенциала, гармонии развития, внешнего потенциала.

Включает в себя 14 Принципов развития целого

В качестве основ методик реализации компонент Принципов и Закона целостности и развития целого для формирования специально-научных теорий содержит частные подходы восприятия и воздействия, а также совокупность моделей целого и Принцип целостности моделирования.

Для единства применения указанных Законов, правил, принципов и моделей предложена структура целостного complete-подхода.

Метод системной complete-технологии включает в себя типовую модель этапа построения практической complete-технологии и три основные задачи построения целостности, ключевую процедуру метода, общую конструкцию метода системной complete-технологии, его блоки и модули

Включает в себя также процедуры конструирования прикладного метода complete-технологии для решения практических задач целост­ности решений, проектов, программ, политик, идей, замыслов, систем, технологий.

Практические внедрения – в сфере бизнеса и государственной службы, в производстве, образовании, информатике, управлении, экономике, экспертизе, экологии, в инженерной, социальной и нормативно-правовой сферах.

Изучение комплетики поможет учащемуся и опытному специалисту сформировать собственный вариант целостного мышления и практики.

Каждый человек (социальная группа, социальный институт, другие объединения людей) реализует присущее ему "свое" мировоззрение путем формирования теорий (научных и ненаучных) и практик деятельности. Мировоззрение человека (социальной группы, социального института, других объединения людей) формируется под влиянием философий, верований, обычаев, традиций, особенностей профессиональной среды

Наилучшие результаты для выживания, сохранения и развития человека (социальной группы, социального института, других объединения людей) появляются при условии цельности совокупности «мировоззрение, методология теории, методология практики» и цельности каждой ее составляющей.

Инновационное качество - целостность мышления и практики специалиста способствует:

- умению интегрировать полученные знания для решения профессиональных проблем и дифференцировать их для решения локальных задач;

- ускорению освоения новых практик деятельности;

- повышению профессиональной и социальной мобильности специалиста в рыночных условиях.

Глава 2 написана совместно с Г.М. Шигановой, Н.Н. Нураховым, А.М. Телемтаевым.

Данная монография выражает исключительно точку зрения автора и его соавторов (по главе 2) и может не совпадать с другими представлениями о целом, целостности, о системах и технологиях деятельности, о моделировании, не является заключением эксперта о возможностях авторской комплетики в сравнении с возможностями других наук.

Глубоко признателен моим учителям – профессору ЛПИ им М.И. Ка­линина, д.т.н. Сучилину А.М., благодаря которому я начал изучать дискретную математику и теорию графов, профессору, д.т.н., заслуженному деятелю науки РФ Чернецкому В.И., профессору ЛВВИКА им. А.Ф. Можайского и, впоследствии, заведующему кафедрой прикладной математики и кибернетики ПГУ им. О.В. Куусинена, открывшему для меня мир больших систем и математического моделирования, без чего невозможно было бы создание комплетики


Об авторе
top
dop Марат Махметович ТЕЛЕМТАЕВ

Доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации и Международной экологической академии. Создал и развил авторское научное направление "комплетика", позволяющее формировать целостность мышления и практики специалиста, создавать целостные профессиональные решения. Получил на этой основе ряд теоретических результатов в теории государственного управления, теории графов, теории систем, теории управления, теории моделирования, системном анализе и системной экологии. Совместно с учениками применил комплетику для теоретической разработки и внедрения в практику целостных решений, проектов, систем, технологий, моделей, программ, политик различного формата в государственном управлении, производстве, образовании, информатике, проектировании, экономике, экспертизе, экологии, безопасности жизнедеятельности, социальной и нормативно-правовой сферах.