Посвящается светлой памяти
Германа Алексеевича Голицына
(1937–1997)
Настоящий сборник посвящен преимущественно исследованиям, развивающимся в междисциплинарной области, на стыке естественных и гуманитарных наук. Работы подобной интегративной направленности – веление времени, их "собственно научное" предназначение – устранить непроходимую пропасть между "двумя культурами" (миром естественных наук и сферой гуманитарного знания), о пагубной роли которой говорил еще Ч. П. Сноу почти полвека назад. Говоря же о такой "корневой" для всей гуманитарной сферы науке, как искусствознание, следует также иметь в виду назревшую потребность в новой парадигмальной основе, в обновлении эстетической платформы, – чтобы появилась возможность получить новые конструктивные результаты, относящиеся прежде всего к структуре произведений искусства и к их воздействию на реципиентов, по-новому взглянуть на весь мир художественной культуры. Нельзя сказать, что подобные попытки не предпринимались раньше. Тут, разумеется, следует вспомнить о попытках создания "математической эстетики" еще в конце XIX – начале XX в., об усилиях русской формальной школы 1920-х гг., об исследованиях в рамках социологии искусства, семиотики, структурализма и др. (см., например: Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики / Ред. Ю. М. Лотман, В. М. Петров. М.: Изд-во ЛКИ/URSS, 2007). Эти работы привели к определенному прогрессу в развитии науки об искусстве, но, все же, оказались неспособными совершить тот "прорыв", в котором нуждается современная наука, и прежде всего, – прорыв к новому этапу, который базировался бы на подходе, общем для естественных и гуманитарных наук. Именно такие возможности открывает теоретико-информационный подход, – ибо информация (и ее "тень" – энтропия) как раз и является "субстратом", общим для двух упомянутых сфер, разделенных пропастью. Работы по применению теории информации к гуманитарной сфере, и прежде всего к наукам об искусстве начались около полувека назад, как только появилась сама теория информации. Вполне естественно, что эти исследования (М. Бензе, А. Моль и др.) не могли сразу привести к конструктивным результатам, – слишком уж велик был разрыв между объединяемыми научными областями. И лишь в последние два десятилетия появился "свет в окошке" – в виде новой, современной версии информационного подхода, создателем которого стал Герман Алексеевич Голицын (1937–1997). В июне 2007 г. в Москве состоялись Международная конференция "Новые методы в исследованиях художественного творчества" и Международный симпозиум "Информационный подход к исследованию культуры и искусства". Эти два весьма представительных форума, организованных Государственным институтом искусствознания совместно с Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского (при участии Института психологии РАН и поддержке Международной ассоциации эмпирической эстетики), были связаны с 70-летием со дня рождения и 10-летием со дня кончины Г. А. Голицына. На Конференции и Симпозиуме были заслушаны не только доклады, выполненные непосредственно в рамках теоретико-информационного подхода, – но и относящиеся к подходам смежным, и в первую очередь к применению методов прикладной математики, психологии, лингвистики и др. (см.: Информация, время, творчество. Тезисы докладов Международной конференции "Новые методы в исследованиях художественного творчества" и Международного симпозиума "Информационный подход к исследованию культуры и искусства" / Ред. В. М. Петров, А. В. Харуто. М.: Гос. институт искусствознания; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007). Такое расширение спектра рассматриваемых подходов представляется не только оправданным, но и весьма плодотворным: ведь не изолируясь от смежных областей, но обращаясь к ним, вероятнее всего найти поддержку зарождающимся инновациям. Той же традиции "широкого спектра" мы следовали и при составлении настоящего сборника (в который включены преимущественно тексты докладов, представлявшихся на вышеуказанной Конференции). Поэтому неудивительно, что в книге порой соседствуют материалы, относящиеся – по крайней мере на первый взгляд – к самым "полярным" областям: тут и философские течения начала XX в., и средневековая французская поэзия, и математические основы моделирования, и статистическая поэтика и т. д. И конечно, далеко не все публикуемые статьи будут поняты каждым читателем (даже самым подготовленным). Тем не менее, будучи собранными под одной обложкой, такие материалы (представленные ведущими специалистами ряда стран) дают исследователям возможности самых разнообразных "гибридизаций", создают поле широких междисциплинарных поисков, в которых так нуждается современная наука об искусстве. В этом – главное предназначение настоящего издания. Сборник состоит из шести частей. Первую часть: "Феномен Г. А. Голицына, проблема поколений и творческих групп" – мы посвятили преимущественно вопросам, которые можно было бы назвать "психолого-биографическими". Здесь на разнообразном историческом материале рассматривается "атмосфера" тех малых групп, в недрах которых порой появляются выдающиеся творческие достижения (в философии, поэзии, живописи). Во второй части: "Тенденции развития научного знания и современный информационный подход" – анализируется ситуация, сложившаяся в современной науке, и показывается перспективность новой (сложившейся в последние годы) информационной парадигмы для преодоления кризиса, наметившегося в науках о человеке, – хотя ставится под сомнение и сама необходимость построения информационных моделей в некоторых из этих наук. Третья часть: "Информационный подход к изучению искусства" – содержит конкретные результаты моделирования (реализованного на базе информационных моделей) процессов, протекающих при восприятии произведений искусства: музыкальных, живописных, поэтических. Феноменам более крупномасштабным посвящена четвертая часть: "Информационный подход в исследованиях культурной жизни". Тут представлены модели, описывающие функционирование целых "ветвей" культуры – таких, как виды искусства (музыкальное творчество, театральная жизнь), народные поверья, равно как целостной системы художественной культуры. Исследования, примыкающие к информационным (и порой весьма близкие к ним по духу), освещаются в пятой части: "Смежные подходы к изучению художественного творчества"; здесь в качестве "ядерных" выступают работы, количественно анализирующие строение живописных, поэтических и прозаических произведений. Наконец, в шестой части: "Новые подходы в психологических и педагогических исследованиях" – рассматривается "извечная" проблема соотношения между искусством и отражаемой им жизнью, а также собраны материалы, посвященные вопросам формирования творческого потенциала молодежи, избравшей своей профессией сферу искусства. В Приложении: "Из научного наследия Г. А. Голицына" – публикуются фрагменты рукописного наследия этого выдающегося исследователя, дающие представление не только о диапазоне его интересов, – но и о тех возможностях, которые открывает современный информационный подход при анализе широкого спектра проблем наук о человеке. Составляя данный сборник, мы совершенно сознательно включали в него не только близкие нам по духу работы, – но и те, концепции которых мы не разделяем (или считаем недостаточно мотивированными). Думается, время покажет правоту / неправоту тех или иных взглядов. Но во всех случаях материалы настоящего сборника, как мы надеемся, послужат развитию новых подходов к проблемам искусствознания и теории культуры. Петров Владимир Михайлович
Специалист по применению методов точных и естественных наук при изучении проблем гуманитарной сферы, в том числе в области эстетики, искусствознания, философии, культурологии, психологии, социологии, лингвистики, литературоведения и др. Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор. Главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, профессор Государственного университета управления, почетный профессор ряда отечественных и зарубежных университетов, действительный член Международной академии информатизации и Академии гуманитарных наук. В течение 20 лет возглавлял Российское отделение Международной ассоциации эмпирической эстетики, в то же время являясь вице-президентом этой ассоциации.
В. М. Петров –– активный участник социальной и художественной жизни, автор оригинальной (экспериментальной) прозы и поэзии ("Обратимость времени"), переводов из английской, французской и итальянской поэзии ("Калейдоскоп"). Опубликовал более 600 научных работ по физике и гуманитарным наукам (переведены на 14 языков), включая 13 монографий, а также учебник "Количественные методы в искусствознании" (М.: URSS). Харуто Александр Витальевич Кандидат технических наук, доцент. В 1971 г. окончил Московский электротехнический институт связи. С 1971 по 1993 гг. работал в ряде научно-исследовательских организаций. С 1993 г. — старший научный сотрудник, с 1994 г. — заведующий Вычислительным центром (ныне — Научно-учебный центр музыкально-компьютерных технологий) Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 2002 г. — доцент кафедры теории музыки МГК. Область научных интересов: информатика, методы информатики в музыковедении, компьютерные методы исследования в социальных науках и искусствоведении. Занимается разработкой программ для компьютерного анализа музыкальных фонограмм, а также программ обработки данных для компьютерных исследований в социальных науках, преподает курс «Музыкальная информатика». Автор более 40 научных публикаций, в том числе учебного пособия «Музыкальная информатика. Теоретические основы» (М.: URSS).
|