Оглавление
ОГЛАВЛЕНІЕ.
ПЕРВАЯ ЛЕКЦІЯ. I.
Взгляда стараго времени на преступлен!? и наказанье и применен к его къ жілолѣтнимъ.
стр.
Судебный случай, въ которомъ выражается положеніе въ отече-ственномъ законодательствѣ вопроса о молодыхъ преступникахъ. Въ прежнее время молодые преступники раздѣляли ту-же участь что и совершеенолѣтніе. Взглядь стараго времени па преступле-ніе п наказаніе. Выраженіе этого взгляда въ смертной казни, тѣ-лесныхъ иаказаніяхъ и тюрьмѣ и нримѣыеніе его къ малолѣтнимъ. 1
II.
Вознптовеніе инаго взгляда па преступлены и натзаніе въ но-вѣйшее время к влгянге его па судьбу малолѣтпихъ преступников??*
Органическое происхожденіе преступленія вообще. Тюрьма является господствующнмъ наказаніемъ. Выборъ одного изъ двухъ: пли оставленіе тюрьмы въ прежнемъ видѣ—школою преступленія, — пли устройство ея на новыхъ началахъ. Не-избѣжность принятія послѣдпяго. Отсюда, происхожденіе теорій исправленія. Возраженія противъ пея въ примѣненіи къ совершеннолѣтппмъ. Общепризнанность ея въ примішеній къ молодымъ преступниками Теорія происхождения преступности молодыхъ преступниковъ. Причина ихъ преступности лежитъ не въ нихъ, а внѣ ихъ. Сами они являются только хорошими проводниками внѣшней преступности...........6
215
III.
ЛроисхождеШе преступности малолѣтнихъ и усиливаемый имъ образь отношены къ нимъ государства.
стр.
Три причины преступленій малолѣтнихъ: развращенность родителей; покинутость дѣтей; нищета. Три положенія, которыя мо-гутъ быть гос^дарствомъ усвоены по отношенію къ малолѣт-нимъ. Или государство можетъ признавать малолѣтнихъ невменяемыми и оставлять ихъ на произволъ судьбы; или же оно можетъ признавать часть ихъ вмѣняемыми и заключать ихъ въ тюрьму; или же, безотносительно ихъ вмѣненія, государство должно признать себк обязаннымъ ихъ воспитывать. Осущест-вленіе перваго положенія неразлучно съ пассивнымъ содѣйстві-емъ со стороны государства развитію преступности. Съ усвоені-емъ втораго положенія государство приняло бы на себя отвѣт-ственпость за активное умноженіе преступности. Тюрьма до сихъ поръ есть мѣсто нравственой гибели малолѣтнихъ. Остается по необходимости признать третье положеніе за единственно разумное ...................11
ВТОРАЯ ЛЕКЦІЯ. IV.
Положеніе вопроса о молодыхъ преступникахъ въ европейскихъ законодательствах^
Четыре типа уголовныхъ законодательствъ по различію раздѣ-ленія молодаго возраста на періоды. Европейскія законодательства въ рѣшеніи вопроса о малолѣтнихъ представляють смѣсь теорій устрашенія и наказанія съ теорією исправленія. Недостатки ихъ. Разнообразіе дѣленія молодаго возраста на періоды. Большое разнообразіе въ установленій возраста абсолютной невмѣняемости. Необходимость признанія за таковой возрастъ 16 хЬтъ включительно по общему правилу и до 18 по исключенію. Негодность правила о разумѣніи какъ признака невмѣняемости, Таковымъ прнзнакомъ должны служить большая или меньшая развращенность и оцѣнка преступ-
216
стр.
ной обстановки. Степень развращенности, въ соединеніи съ млад-шимъ или старшимъ возрастомъ малолѣтства, должна служить основою для классификаціи малолѣтнихъ. Неудовлетворительность европейскихъ законодательствъ въ пунктѣ установленія мѣръ, примѣняемыхъ къ малолѣтнимъ, признаннымъ дѣйствовав-шими: а) безъ разумѣнія и б) съ разумѣніемъ......17
V.
Система шправительныхъ заведеній для малолѣтнихь въ Англіи.
Заведенія эти обязаны своимъ возникновеніемъ частной ини-ціативѣ. Деятельность: а) лондонскаго филантропическаго общества; б) капитана Брентона; в) миссъ Моррей; г) Сиднея Торнера и д) миссъ Карпентеръ. Первоначальныя неудачи этой дѣятельности, причины неудачъ и торжество потомъ идеи, за которую они боролись. Правительство наконецъ признаетъ полезность этихъ учреждений. Содержаніе законовъ 1854—1866 г. Три рода іпколъ для исправленія и спасенія отъ заразы ма-лолѣтнихъ: школы возрожденія, школы ремесленныя и убѣжища. Смѣшанная система управленїя и содеря^анія этихъ школъ: система основанія и управленія путемъ частной иниціативы и дѣ-ятельности, и система правительственнаго надзора и поддержки. Отзывъ миссъ Карпентеръ объ этой системѣ. Характеръ и число ремесленныхъ школъ и убѣжищъ. Институтъ дѣтскихъ педелей. Наблюденія Робена, секретаря одного изъ французскихъ обществъ покровительства освобожденнымъ, надъ нѣкоторыми учрежденіями для малолѣтнихъ въ Англіи. Отзывъ миссъ Карпентеръ о полученныхъ результатахъ отъ заведеній для мало-лѣтнихъ...................25
VI.
Система исправителъныхъ заведеній во Францій.
Постановленія кодекса 1810 г. долго остаются втунѣ. Попытки примѣне-нія идеи исправленія къ малолѣтнимъ—а) правительственные въ 1814, 1830 и 1836 гг. б) частныхъ лидъ: аббатовъ Арну, Дюпюха, Фисьё, Бертье, и извѣстныхъ Куртейля и де-Метца. Изданіе за-
217
стр.
кона 1850 г. Содержаніе его. Пенитенціарныя колоній для ма-лолѣтяпхъ. Карательно-исправительныя колоній для нихъ же. Заведенія для дѣвочекъ. Публичвыя и частныя пенитенціарныя колоній, ихъ управленіе и падзоръ за ними. Три начала, поло-женныя въ осиованіе системы исправленія малолѣтнихъ. Сельскохозяйственный характеръ заведеній для мальчиковъ и ремесленный для дѣвочекъ. Происхожденіе этихъ пачалъ. Ихъ крайности. Отзывъ объ этомъ виконта Д'Оссонвиля, секретаря парламентской коммиссіи преобразованія тюремыыхъ учрежде-ній. Начало предиочтенія частныхъ заведеній правительствен-нымъ. Защитники первой системы. Приверженцы второй. Мнѣ-ніе объ этихъ системахъ ДОссонвиля. Семейное начало. Происхожденіе его. Примѣненіе его къ земледѣльческимъ колоніями Устройство и характеръ земледѣльческихъ колоній. Обу-чепіе профессіопальное. Обучепіе грамотѣ. Отсутствіе призна-ковъ тюрьмы. Дисциплина наказанія. Дисциплина поощренія. Покровительство по выходѣ............35
VII.
Продолжение образа состолшл заведеній во Францій и предложения о пѣкоторыхъ измѣненіяхъ. Статистика исправителъныхъ заведеній и воспшпанниковъ во Францій.
Постепенное ихъ возраставіе. Заведснія для мальчиковъ п дѣ-вочекъ. Закрытіе частныхъ колоній, вызванное открытыми въ нихъ злоупотребленіями. Реакція въ пользу публичныхъ колоній. Размѣръ пособія, оказываемаго правительствомъ част-нымъ колоніямъ. Стоимость содержаяія воспитай никовъ въ публичныхъ колоіііяхъ. Отношеяіе стоимости въ публичныхъ заве-деніяхъ къ стоимости въ частныхъ. 1Ірезмѣрное переполпеніе заведеній. Вредъ такого скоплепія молодаго народонаселения. Проектируемая мѣры для противодѣйствія. Невыгоды короткости срока, на который малолѣтній отдается въ заведеніе. Предложена относительно лринятія 20 лѣтняго возраста, до кото-раго должно продолжаться содержаніе. Недостаточность нынѣ даваемаго профессіональнаго абразованія. Мѣры исправленія не-
218
стр.
достаткові». Характеръ дѣтскаго труда. Долженъ ли онъ быть вознаграждаемъ. Воянагражденіе это отнюдь не должно имѣть характера заработной платы. Оно должно имѣть видъ поощре-нія. Оно не есть право воспитанника. Въ частяыхъ заведеніяхъ полезно выдачу его вмѣнить въ обязанность директора. Вліяніе закона 1850 года на количество малолѣтнихъ преступниковъ. Количество рецидивистовъ изъ воспитанниковъ заведеній для ма-лолѣтнихъ. Общій не совсѣмъ благопріятный результата стати-стическихъ данныхъ, приводимыхъ генеральною инспекціею . . 49
ѴШ.
Патропатъ освобожденныхъ и отбывшкхъ нажзаніе вообще и малолѣтнихъ въ частности.
Разумная его причина. Двѣ причины, порождающія рецидивъ: моральная неустойчивость освобожденныхъ и недовѣріе общества, толкающаго его на прежній путь преступленія. Институтъ покровительства для устраненія этихъ причинъ. Необходимость и возможность осуществленія покровительства. Задача, цѣли и средства его осуществленія. Покровительство начинается еще въ тюрьмѣ. При посѣщеніи послѣдней члены обществъ покровительства знакомятся съ моральнымъ состояніемъ заключевнаго. Двѣ степени покровительства внѣ тюрьмы. Оказаніе первой помощи. Отысканіе работы и продолженіе покровительства. Институтъ патроната дѣлается общеевропейскимъ учрежденіемъ. Постановленія англійскаго законодательства о латронатѣ. Заковал 1824 и 1862 гг. Число обществъ покровительства въ Англія и количество ими покровительствуемыхъ. Положеніе этого института во Францій. Общество покровительства молодыхъ преступниковъ департамента Сены. Перечень другихъ обществъ. Основныя правила генеральнаго общества покровительства ос-нованнаго въ 1872 г...............65
219
ТРЕТЬЯ ЛЕКЦІЯ.
IX.
Отношеніе отечественнаго законодательства т молодишь пре-
ступникамъ.
стр.
Оно представляєм смѣсь двухъ теорій: устрашенія и исправлепія. Постановленія нашего закона о различныхъ періодахъ молодаго возраста. Періодъ до 10 лѣтъ. Возрастъ отъ 10 до 14 лѣтъ. Воз-растъотъ14 до 17 лѣтъ. Крайнія несовершенства редакцій уло-женія. Возрастъ до 21 года, т. е. возрастъ смягченныхъ наказаній. Недостатки нашихъ уголовныхъ законовъ относительно мало-лѣтнихъ преступниковъ. Законъ не обезпечиваетъ исправительная воспитанія для тѣхъ малолѣтпихъ, которыя признаны дѣйство-вавшими безъ разумѣнія. Жестокость наказаній малолѣтнихъ. Законъ 5 декабря 1866 г. Этимъ закономъ общество въ первый разъ приглашено къ основанію исправительныхъ заведеній* для преступныхъ дѣтей. Законъ не опредѣляетъ, земледѣльческій пли ремесленный характеръ должны имѣть эти заведенія. Права и привилегіи, предоставленныя этимъ заведеніямъ. Частная ини-ціатива недостаточна, для разрѣшенія задачи исправленія ма-лолѣтиихъ, государство долягно придти къ ней на помощь денежными пособіями. Основатели управляють этими заведеніями. Правительству принадлежишь право надзора и лредотвращенія злоупотребленій. Правила, обязательныя къ исполненію. Законъ не установилъ минимума времени содержанія. Настоятельная необходимость въ этомъ. Дисциплина наказаній въ этихъ заве-деніяхъ. Досрочные отпуски. Обязательное покровительство. . . 77
X.
Основате обществъ и заведеній для. малолѣтннхъ преступниковъ
въ отечествѣ.
Надежда, выраженная правительствомъ, при изданіп закона. Постепенное ея осуществленіе. Основаніе спеціальныхъ обществъ, какъ лучшій способъ осуществленія мысли объ исправ-леніи малолѣтнихъ преступниковъ. Перечень образовавшихся съ
220
стр.
1870 г. обществъ. Петербургское служило образцомъ для мпо-гихъ. Одинаковость ихъ уставовъ. Образованіе множества мѣ-стігыхъ обществъ слѣдуетъ предпочитать одному централизованному въ Петербурге. Основанныя общества имѣютъ въ виду заботиться и воспитаніи не однихъ малолѣтнихъ преступниковъ, но и дѣтей нищихъ, арестантовъ и т. п. Необходима раз-дѣльность воспитанія дѣтей этихъ категорій. Источники дохо-довъ существуюіцихъ обществъ. Личный составъ обществъ. Ор-ганизація управленія,—комитеты, или совѣты и, общія собранія. Значительно иная организація управленія Варшавскаго общества. Дѣло исправленія малолѣтнихъ преступниковъ привлекло къ себѣ въ нашемъ отечествѣ вниманіе представителей высшихъ правительственные сферъ, интеллигенціи и людей науки. Перечень заведеній, основанныхъ существующими обществами 89
XI.
Московский Рукавишннковскгй ремесленный пріють.
Время, исторія и цѣль его основанія. Первоначально онъ былъ убѣжищемъ на короткій срокъ. Вредъ краткосрочности. Помѣ-щеніе пріюта и его псторія. Доходы и расходы. Число воспи-танниковъ и пхъ профессіональпое образованіе. Характеръ сего заведеиія. Ростъ и развитіе его съ смертію Рукавишникова прі-остаповились. Судьба заведеній, связанныхъ съ дѣятельностію лица, а не общества............... 100
XII.
Петербургская земледѣльческая колонія.
Исторія ея возвикновенія. Мѣстностъ занимаемая колонією. Средства колоній: приходъ и расходъ. Число воспитанниковъ и характеръ ихъ нравственнаго состоянія при ихъ поступленіи. Ум-ствено-нравствепное обученіе колонистовъ. Профессіональное образованіе: ремесленное и земледѣльческое; крайняя слабость по-лѣдняго. Раздѣленіе колонистовъ на семьи и общій режимъ жизни. Собраніе воспитанниковъ по семьямъ и обсужденіе ими
221
дѣлъ, касающихся семьи и поведенія своихъ товарищей. Положеніе воспитанниковъ по выходѣ ихъ изъ заведенія: оказываемое имъ покровительство, положеніе ихъ въ обществѣ. Стоимость ежегоднаго содержанія колониста и его дороговизна. Слабыя стороны Петербургской колоній и причины ихъ происхождения. 110
XIII.
Заведенія, основанныл и управляемым С.-Петербургскимъ none-чительиымь о тюрышхь комгітетомь.
А) Пріють арестаншекихь дѣтей мужескаго иола. Исторія его про-исхожденія. Его назначеніе. Тюрьмы, изъ которыхъ поступаютъ сюда дѣти. Управленіе. Источники содержанія и размѣры его. Система обученія. Нравственное состояніе дѣтей сюда поступающихъ. Забота управленія о ихъ помѣщеніи. Б) Отдѣленіе малолѣтншъ преступниковъ. Его исторія происхожденія и существованія. Бѣд-ственное его состояніе пока оно соединено было съ тюрьмою. Разоб-щеніе съ тюрьмою дало ему другой характеръ. Обученіе гра мотѣ и ремесламъ. Источники его содержанія—частная благотворительность. Отдѣленіе есть заведеніе краткосрочное. Невыгоды краткосрочности. Намѣреніе комитета преобразовать это заведеніе въ ремесленный пріютъ. Вредъ отъ большой разницы въ возрастѣ воспитанниковъ. В) Убѣжище для освобожденным изъ тюрьмы малолѣшнихъ арестантовъ. Время его основанія. Управленіе имъ. Средства его содержанія—частная благотворительность. Число получившихъ пріютъ. Назначеніе пріюта и помощь имъ оказываемая: доставленіе помѣщенія, работы, соб-ственныя мастерскія, хлопоты о снабженіи паспортами, отправка на родину..................128
XIV.
Саратовскій учебно-исправительный пріють.
Время ого основанія. Управленіе пріютомъ общее и непосредственное. Средства его денежныя и въ видѣ собственности. Число воспитанниковъ и нравственное ихъ состояніе до поступленія
222
стр.
въ пріють, Обученіс грамотѣ, ремееламъ и сельскому хозяйству. Краткосрочность иребыванія воспитанниковъ—какъ недостатокъ пріюта, лежащій внѣ власти и вліянія учреждены., имъ завѣды-вающихъ. Вредъ краткосрочности. Саратовскій пріютъ имѣетъ всѣ задатки будущаго прочнаго развитія........142
XV.
Земледѣлъческо-ремесмнная колонія близь t. Ліева, въ ешь
Рубежовюь.
Время и исторія основанія ея. Экономическое ея положеніе. Ея постройки и заведенія. Число воспитанниковъ. Обученіе и вос-питаніе. Обученіе грамотѣ. Обученіе ремесламъ. Сельскому хозяйству. Мѣры поощрснія. Система наказаіділ. Результаты воспитательной системы въ колоній...........158
XVI.
Заключеніе.
Необходимо измѣнить существующее у наеъ основные законы о малолѣтнихъ. Государство не должно ограничиваться только изданіемъ законовъ о воспитаніи и исправленіи малолѣт-нихъ; оно должно принять мѣры къ ихъ осуществленію. Къ числу такихъ мѣръ слѣдуетъ причислить ежегодную ассигновку въ государственномъ бюджетѣ ыа поддержку этихъ заведеній. Нынѣшняя дороговизна содержанія воспитанниковъ въ нѣкоторыхъ колоніяхъ должна быть признана явленіемъ времен -нымъ: слѣдуетъ стремиться къ нормальному удешевленію этого содержанія. Везъ установленія извѣстнаго минимума срока содержанія въ исправительномъ заведеній возрождеиіе малолѣтняго не мыслимо. Должна быть принята классификация по возрастамъ. Правильно устроенная система исправленія малолѣтнихъ. безъ правильно организованной системы покровительства но выходѣ, должна быть признана неудачною полумѣрою. Существенныхъ результатовъ отъ этихъ заведеній можно ожидать только тогда, когда они будутъ основаны повсемѣстно, а не будутъ представлять какихъ-то оазистовъ, какъ нынѣ.........171
223
ПРИЛОЖЕНІ Я.
си*.
ЛІ- 1. Французекій закоііъ о восшітаніи и покроіштельствѣ моло-
дыхъ закліоченішхъ 5 августа 1850 г........179
Л» 2. Закопъ о ремеслеппмхъ школахъ Велико-Британін, 10 августа 1866 г................182
J6 3. Высочайше утвержденная 3-го декабря 1866 г. мнѣніе Государственна™ Совѣта объ исправительпыхъ пріютахъ . .190
JVj 4. Уставъ С.-Петербургскаго Общества Земледѣльческйхъ Колоній п ремесленныхъ пріютовъ.........102
J\« 5. Уставъ Земледѣльческой Колоній близъ Петербурга . . .201
J6 6. Уставъ основаннаго С.-Иетербургскимъ Тюремпымъ Комитетомъ Убѣжища для лицъ освобождаемыхъ изъ тюрмнаго заключенія 211
![]() Выдающийся юрист и общественный деятель. Родился в Черниговской губернии, в семье священника. В 1857 г. окончил курс на юридическом факультете Киевского университета. В 1858 г. поступил на службу в канцелярию межевого департамента Правительствующего сената, но продолжал заниматься наукой. В 1863 г. выдержал кандидатский экзамен, а в 1864 г. защитил диссертацию и был допущен к чтению лекций в Киевском университете по кафедре уголовного права и уголовного судопроизводства в звании приват-доцента. В 1867 г. защитил магистерскую диссертацию и был утвержден в степени магистра уголовного права, а затем в должности доцента. В 1868 г. после защиты докторской диссертации получил степень доктора уголовного права. С 1870 г. — ординарный профессор по кафедре уголовного права и уголовного судопроизводства. Почетный член Московского юридического общества, председатель (с 1879 г.) Киевского юридического общества.
Основной труд А. Ф. Кистяковского — "Элементарный учебник общего уголовного права" — успешно выдержал несколько изданий. Его магистерская диссертация "Исследование о смертной казни" не потеряла актуальность и в наши дни — на нее по-прежнему ссылаются как в научных трудах, так и в общественных дискуссиях о смертной казни. Им также было написано несколько монографий и много статей по различным вопросам уголовного права и судопроизводства, опубликованы работы в области истории Украины и публицистические статьи. Он вел большую общественную деятельность — был директором Киевского тюремного комитета, судьей университетского суда; способствовал основанию Киевского юридического общества, а также Рубежовской колонии для малолетних преступников, в пользу которой он прочитал публичные лекции. |