URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Филд Дж. Психолингвистика: Ключевые концепты. Энциклопедия терминов (с английскими эквивалентами). Пер. с англ. Обложка Филд Дж. Психолингвистика: Ключевые концепты. Энциклопедия терминов (с английскими эквивалентами). Пер. с англ.
Id: 206753
799 р.

Психолингвистика:
Ключевые концепты. Энциклопедия терминов (с английскими эквивалентами). Пер. с англ.

URSS. 2012. 344 с. ISBN 978-5-382-01366-4. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателя предлагается всеобъемлющее руководство, в котором раскрыты более 350 ключевых понятий современной психолингвистики. В книге отражены различные теоретические подходы, проведено сопоставление конкурирующих теорий и даны краткие сведения о ходе их формирования. Русскоязычному читателю, изучающему психолингвистику, будут особенно полезны данные о достижениях современных западных школ, которые до настоящего времени... (Подробнее)


Оглавление
top
List of concepts
Введение
Благодарности
Используемые фонетические символы
Ключевые концепты
 А-Я
Библиография
Предметный указатель

Введение
top

Почему написана эта книга?

Психолингвистика проникает в самую суть процесса оперирования языком. Она описывает, как человек строит и воспринимает устную и письменную речь, как он хранит и использует свой словарный запас, каким образом он обучается языку и как речь его может расстраиваться. Поэтому можно было бы ожидать, что психолингвистика должна занимать одно из ведущих мест в курсе общего языкознания, прикладной лингвистики, теории коммуникации или в курсе обучения второму иностранному языку. И тем не менее чаще всего это совсем не так.

 Дело в том, что психолингвистика традиционно остается предметом, сложным для изучения. Отчасти это обусловлено ее междисциплинарным характером. Любой лингвист, проявляющий интерес к данному предмету, должен обратиться к тем или иным областям психологической теории, а психолог не может освоить его без достаточных знаний в области лингвистики. Кроме того, лингвисты и психологи, как указал Дж.Миллер, по-разному смотрят на сам язык: "Лингвисты и психологи говорят о различных вещах... Грамматиста больше интересует то, как нужно говорить, а не то, что в действительности говорится, но такой подход раздражает психологов; они, в свою очередь, настаивают на дополнении формальных конструкций содержанием, что раздражает лингвистов" (Miller, 1990: 321).

 К этому следует добавить, что психолингвистика пересекается со многими другими областями: фонетикой, анализом дискурса, патологией речи, нейронауками, компьютерным моделированием и лингводидактикой. Для тех из нас, кто знает и любит свой предмет, столь широкий спектр вопросов, затрагиваемых психолингвистикой, делает ее очень привлекательной, но для тех, кто только начинает ее осваивать, такой разброс будет по меньшей мере пугающим.

 Еще одна сложность этой области исследования – недоступность многих психолингвистических идей и находок. Обычно они публикуются в специализированных психологических журналах, в форме, требующей знания терминологии и знакомства с теорией, – то есть в форме, которая малопривлекательна для учащегося. Существует, правда, некоторое количество доступной литературы, дающей представление о предмете, но большая ее часть предназначена для магистров или предполагает опору на знание психологии.

 Британские университеты не только не способствуют качественному преподаванию психолингвистики, но играют роль сдерживающего фактора в отношении этого предмета. Часто его преподают неспециалисты, которым трудно найти информацию или подходящий дидактический материал. Существуют курсы для магистров по прикладной лингвистике; ей даже посвящаются конференции, но достижения психолингвистики в них практически игнорируются. Хуже того, сам термин "психолингвистика" подчас используется для придания фальшивой респектабельности идеям и взглядам, не имеющим отношения к этой дисциплине и не подтверждающимся ее данными.

В США ситуация с психолингвистикой несколько лучше: ее включают в программу различных курсов. Однако дать представление об этой науке большинству студентов-старшекурсников, а также аспирантам и докторантам, никогда не изучавшим психологию, по-прежнему сложно. В США, так же как в Великобритании и многих других странах, уникальные открытия психолингвистики практически не востребованы при преподавании иностранных языков – и только лишь потому, что между теорией психолингвистики и лингводидактикой не налажены должные связи.

Настоящее издание призвано хоть немного исправить данное положение. Цель этой работы – сделать психолингвистику доступной для всех, кто хочет ей заниматься. Здесь представлены в общей сложности более 350 ключевых концептов, кратко описаны история их формирования и открытия, на которых они основаны. Концепты раскрываются системно, с рассмотрением фундаментальных принципов, на которых основаны наиболее разработанные теоретические положения. Книга избегает специальной терминологии и не требует каких-либо предварительных познаний в психолингвистике. Предполагается некоторая подготовка в области лингвистики, но даже здесь по мере возможности даются толкования наиболее сложных понятий. "Психолингвистика: Ключевые концепты" – одно из первых базовых пособий, делающих эту важную область науки доступной для неспециалистов. Книга адресована студентам и магистрантам, являющимся новичками в сфере психолингвистики, специалистам по общему языкознанию, которые стремятся расширить свои познания или читают вводные курсы, преподавателям родного и иностранного языков, желающим больше узнать о процессах чтения, письма, говорения и слушания, а также всем тем, кого интересует необыкновенно сложная, но с легкостью усваиваемая всеми нами способность, именуемая языком.

Концепты

Психолингвистика – область с нечеткими границами, и у разных ученых имеются различные мнения о том, насколько широко эти границы простираются. Спектр исследований в рамках данной дисциплины может затрагивать следующие области:

[a)] обработка языковой информации. Сюда относятся навыки чтения, письма, говорения и слушания, а также память на языковые данные; [b)] запоминание и извлечение лексических единиц из памяти: как слова хранятся в сознании и как осуществляется их поиск; [c)] усвоение языка: как ребенок овладевает первым языком;

[d)] особые обстоятельства: как влияют на языковую способность глухота, слепота или и то, и другое, а также такие заболевания, как дислексия и афазия (расстройство речи после повреждения головного мозга);

[e)] мозг и язык: как локализуется язык в мозге, как он появился, уникальна ли языковая способность для человека;

[f)] усвоение и употребление второго языка.

Область, отмеченная в пункте `f', не входит во многие курсы психолингвистики. Исследования овладения вторым языком развиваются самостоятельно, учитывая не только когнитивные, но также социологические и дидактические факторы и полагаясь на более разнообразные методы исследования, чем используемые в когнитивной психологии. Также иногда опускается область, отмеченная в пункте `c', поскольку она считается широкой полноправной и самостоятельной областью науки. Иногда детская речь или овладение языком изучаются как отдельный предмет, вынесенный за рамки курса психолингвистики (т.е. не с точки зрения обработки информации).

Все это ни в коем случае не повлияло на выбор концептов, рассматриваемых в данном издании. В большинстве вводных курсов по психолингвистике отводится определенное место проблемам усвоения родного языка, наряду с языковой активностью в целом. Более того, эти области тесно связаны, и открытия в одной неизбежно влияют на развитие другой. Поэтому разумнее всего было адекватно осветить каждую из областей от `а' до `e'. Исключением является область `f' (усвоение второго языка): для нее были отобраны лишь те концепты, которые имеют непосредственное отношение к основному направлению психолингвистической теории.

Много усилий было направлено на то, чтобы список концептов оказался как можно более полным. При составлении первоначального списка автор руководствовался собственным опытом преподавания психолингвистики учащимся, впервые столкнувшимся с этой наукой. Список был расширен за счет добавления понятий, относящихся к периферийным областям, сверки с глоссариями в стандартных руководствах, а также за счет тех понятий, которые автор считал трудными, когда сам был студентом. Однако любая подобная работа не может удовлетворить требованиям всех и каждого. Непременно кто-то укажет, что те или иные идеи оказались упущенными, а другим, напротив, уделено слишком большое внимание. Поскольку основной целью данной книги является восполнение пробелов в знаниях, автор был бы очень признателен за любые замечания со стороны читателей, а также предложения и комментарии тех, кто преподает данный предмет.

Как работать с концептами

Книга "Психолингвистика: Ключевые концепты" содержит 355 статей и ряд перекрестных терминов. Некоторые статьи представлены короткими определениями или несколькими предложениями. Но книга, скорее, раскрывает концепты, чем дает их словарное определение, и многие обсуждаются как часть более широких тем. Поэтому лучший способ проверить понимание основной идеи или вопроса – использовать указатель в конце книги. Это список специальных и более общих терминов, обычно вызывающих проблемы у обучающихся психолингвистике.

В каждой статье обсуждается ряд принципиальных идей и спорных моментов. Важные специальные термины выделены курсивом или (если термин разъясняется в отдельной статье) полужирным шрифтом. Для читателей, которые стремятся узнать больше, приводятся перекрестные ссылки. Для стремящихся к более глубокому пониманию приведены источники литературы..

Их выбор оказался для автора нелегкой задачей. По мере возможности отбирались источники, понятные неспециалистам, а также доступные в хороших библиотеках. В результате большинство из них – это вторичные источники и книги. Однако иногда в подобном указателе требуется назвать первоисточник – например, когда теория или открытие связаны с конкретным исследователем. Поэтому в рекомендуемую литературу также включены исследовательские статьи, которые студенту вовсе не следует понимать как обязательные для прочтения. Как правило, если дана ссылка на книгу, то она, скорее всего, доступна читателю; если же указана статья в журнале, то она может быть менее доступной.

 В список литературы в конце издания включены все ссылки, встречающиеся в тексте книги. Читателю, только начинающему изучать психолингвистику, также рекомендованы некоторые издания, которые содержат достаточно простые вводные тексты к различным областям психолингвистики..

Лондон, 2003.

Джон Филд

Об авторе
top
dop Джон ФИЛД

Известный британский лингвист, специалист по психолингвистике и когнитивной психологии, доктор философии (Кембриджский университет). Обладатель степени магистра в области лингвистики (Лидский университет), степени магистра в области английского языка и прикладной лингвистики (Кембриджский университет), а также Кембриджского диплома преподавателя английского языка. Является членом Центра исследования и тестирования в области обучения английскому языку (CRELLA). Организатор группы психолингвистики в рамках Британской ассоциации прикладной лингвистики. Преподает в различных университетах Великобритании. Его основные научные интересы связаны с процессами понимания иностранной речи.

Наряду с книгой "Психолингвистика: Ключевые концепты" широкую известность получили такие работы Дж.Филда, как "Психолингвистика: книга для студентов" ("Psycholinguistics: A Resource Book for Students", Routledge, 2003), "Язык и сознание" ("Language and the mind", Routledge, 2005), "Слушание в лингвистическом классе" ("Listening in the Language Classroom", Cambridge University Press, 2009) и др.