Показать ещё...
Делать смешными можно вещи серьезные или даже торжественные.
Г.К. Честертон. Льюис Кэрролл
Понять Средневековье и его культуру в их собственных категориях и представлениях – насущная задача медиевистики. Внимание к духовной истории средневекового общества, ее изучение на уровне диалога двух понятийных систем – "их" и "нашей" – позволяет говорить о "двумирности" культуры Средневековья, которую в нашей науке нередко представляют лишь в свете аскетического идеала и доктринальной ортодоксии. Но к плодотворному диалогу культур может привести лишь диалектический подход, согласно которому каждая вещь обнаруживает свою изнанку, как бы два лица. Средневековая культура сочетала устремление к неземному – с интересом к реальности, мистический экстаз и трагическое, освещаемое мученическим светом, – с плотской жаждой жизни, традиционалистские философские системы – с прагматической практикой. Средневековая культура многолика и антиномична. Ей чужда единственно спиритуалистическая градация ценностей. Великое и смешное, мудрое и наивное, красивое и уродливое, человеческое и животное, трагическое и комическое не разделены пропастью, всегда способны поменяться местами или перейти одно в другое. Пафос возвеличения уживался с мотивами комического развенчания. Господствовала "культура многотонности" (М.М.Бахтин). Механизм средневекового типа культуры определялся противоречивостью коллективной психологии, преодолевавшей разрыв между высоким и низким. Поскольку общество как сверхсложная целостность – совокупность индивидуальных сознаний, то естественно признать единство противоречий в образе мыслей и чувств средневекового человека. "Разве человек по природе своей не является прежде всего великой переменной величиной?". Противостояние земного и небесного, сверхчувственного миров не исключало их тесной взаимосвязи. Переплетение "верха" и "низа" порождало трагикомические ситуации. У итальянских поэтов "сладостного нового стиля", в том числе и у Данте, плоть и дух не исключали друг друга, а соседствовали, как непересекающиеся ряды. В "Декамероне" трагические новеллы о любви и смерти сменяются повестушками о похождениях продувных монахов. Достигшие вершин философской учености поэты не гнушались сочинять грубоватые комические сонеты. Смесь возвышенного и низменного, страшного и забавного характерна для Шекспира. В его театре "мудрые дураки" – шуты восходили к традициям гистрионов, "праздникам дураков", к персонажам пьес жанра соти. В шекспировском "мире-театре" мудрецы-насмешники, мастера словесной игры с их добродушием, врожденным жизнелюбием и здравым смыслом вносили пародийные коррективы, если любовные переживания героев становились слишком аффектированными. Синтез "высокой" и "плутовской" традиций в жанре романа налицо у Сервантеса. Нынешняя медиевистика менее всего склонна наделять людей ушедших столетий современными комплексами, мучительными сомнениями человека XX в. Вместе с тем становится все более явным, что личность в Средневековье, особенно творческая личность, представляла собой сложное сочетание социопсихологических механизмов. Средневековая ментальность – гибкая система, разные стороны которой диалектически взаимодействовали, дополняли и оттеняли друг друга. "Дару слез", потребности усердно молиться и каяться, что признавали свойством богоодаренной натуры, скорбному восприятию несовершенства бытия противостоял "дар смеха", ибо кроме трагической и прозаической реальности существовала реальность празднично-смеховая. Поглощенность ежедневными делами, стихийные бедствия, эпидемии и опустошительные войны, коллективные страхи, рождавшие настроения безысходности и пессимизма, не исключали праздничного восприятия жизни. Культура Средневековья озарена двойным светом: торжественным и даже патетическим, с одной стороны, и пародийно-буффонным – с другой. В "век веры" повышенно острое восприятие праздника с его проявлениями дружелюбия и людской солидарности – противовес постоянным напоминаниям о смерти, адских муках и ужасах потустороннего мира. Пафос и насмешка не отменяли, а оттеняли друг друга. Без этой направленности сознания невозможно понять природу средневековой пародии. Пародия представлялась игрой, создававшей обратный эмпирическому "изнаночный мир". Это один из комических жанров, охватывающий все стороны жизни, как книжную словесность, так и культуру, питавшуюся фольклорными традициями. Она универсальна и энциклопедична. Люди Средневековья умели взглянуть на свое окружение, учреждения и установления как бы со стороны; сознание непреложной иерархии и благопристойности сменялось во время праздников смещением и снижением понятий, а подчас и грубым зубоскальством. Люди весело играли наложенными на них путами в рамках общепринятой системы ценностей, "культуры-веры". Отношение к Богу и религиозным святыням, к сеньору и товарищам по цеху или факультету, к семейной жизни – все имело смеховой аспект, далекий от нигилистического отрицания традиционных порядков. Двуединый мир имел две колеи явлений, из которых одна пародировала другую. В рыцарском романе и литературе горожан, в зрелищном фольклоре и религиозном театре, в скульптурах соборов и на полях страниц манускриптов причудливо смешивалось серьезное и комическое. Эта монография – естественное продолжение моей книги "Народная культура Средневековья: Светская праздничная жизнь в искусстве IX–XVI вв." (М., 1988). Средневековая пародия – "антимир" – неотделима от идеи не официального праздника, для которого характерны выворачивание жизненных явлений наизнанку, превращение последнего в первого. Пародия сопровождала аграрные празднества с их магическими действиями, свадьбы, акты еды и питья – "литургия обжор" в стенах самих церквей. Именно духу карнавала свойственно эксцентричное перевертывание моральных норм, когда не признавали абсолютной истины и потешались над здравым смыслом. Антиповедение связано и с привилегиями некоторых социальных групп (шуты, скоморохи, юродивые). Даркевич Владислав Петрович Известный специалист по истории средневековой культуры. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН. Родился в Витебске. В 1958 г. окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и с того же года начал работать в Институте археологии. В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1970–1980 гг. руководил Старорязанской экспедицией Института археологии. В 1978 г. В. П. Даркевичу была присуждена ученая степень доктора исторических наук за книги «Светское искусство Византии» (М., 1975) и «Художественный металл Востока» (М., 1976). Участник и руководитель ряда археологических экспедиций, автор около 200 научных трудов.
Основные научные интересы В. П. Даркевича: история и культура Руси IX–XIII вв., народная культура Cредневековья, связи средневековой Руси с Западной Европой, Византией и арабским миром. Его творчество отличается широтой кругозора, умением использовать междисциплинарный (с привлечением этнологии, истории искусств, литературоведения, лингвистики и др.) и цивилизационный (повышенное внимание к человеческой духовности, сопоставление цивилизаций католического Запада, Византии, Древней Руси, мусульманского Востока) подходы. При этом он не только обладает способностью проникновения во все глубины замыслов средневековых мастеров, но и может рассказывать о древнем искусстве живым и образным языком писателя, то есть в какой-то мере и формой изложения приблизиться к самому искусству. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 21.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |