Введение | 5 |
Раздел 1. Россия: попробуем понять умом? | 17 |
| Глава 1. Размышления о путях обретения понимания себя в современном российском обществе: Уроки философской герменевтики   Г.-Г. Гадамера | 19 |
| Глава 2. К проблеме перехода России от традиционного общества к обществу современному: сравнительный анализ текстов Кнута Гамсуна и Льва Толстого | 32 |
| Глава 3. От поиска субъективного смысла – к эволюции гражданского общества: идеи М. Хайдеггера как методология обретения самопонимания | 45 |
| Глава 4. "Принуждение лучшего аргумента": опыт рассмотрения проблемы насилия сквозь призму "этики дискурса" в Германии | 58 |
| Глава 5. Философия границеведения | 72 |
Раздел 2. Россия: в поиске духовных ориентиров | 86 |
| Глава 6. Размышления о православии в контексте рассуждений о государственной идее современной России | 88 |
| Глава 7. Размышления о православной культуре и её преподавании | 102 |
| Глава 8. Опыт обоснования религиозной толерантности: от идей Иммануила Канта и Юргена Хабермаса – к их синтезу с православной философией | 120 |
| Глава 9. Переосмысляя идею справедливости: духовность как её фундамент | 135 |
| Глава 10. Опыт обоснования философии управления путём применения методологии Франкфуртской школы к экономическим и социокультурным реалиям России | 143 |
Раздел 3. Образование как идея и как социальный институт: что же нам с ним делать и как реформировать? | 157 |
| Глава 11. Размышления об образовании в России: идеальное понимание и реальное состояние | 161 |
| Глава 12. Диалог как основа формирования гармоничного человека: конкретизация проекта образования | 181 |
| Глава 13. Об онлайн-образовании, оценках и ценностях современного образования (тезисы) | 191 |
| Глава 14. Меняемся ли мы? Рефлексия над современным российским интеллектуальным пространством | 197 |
Раздел 4. Философия как опыт чтения | 206 |
| Глава 15. Марксова идея отчуждения и её восприятие в традиции западного марксизма | 209 |
| Глава 16. От "каменности" – к "воздушности", или от инструментального разума – к коммуникативному | 223 |
| Глава 17. Идеи Мартина Хайдеггера в контексте методологических поисков сущности северной идентичности | 228 |
| Глава 18. К проблеме понимания повседневности северного человека на основе теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса | 238 |
| Глава 19. Опыт обоснования методологии постижения надвигающегося социокультурного взрыва в России: Рефлексия над работой Ю. М. Лотмана "Культура и взрыв" | 245 |
| Глава 20. Опыт исследования кризиса новоевропейской субъективности на основе философии диалога | 268 |
Заключение | 280 |
Литература | 291 |
Шачин Святослав Вячеславович Кандидат философских наук, доцент, доцент Мурманского Арктического государственного университета. Выпускник очной аспирантуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Четырежды стажировался во Франкфурте-на-Майне, в Институте философии Университета имени Гёте под руководством Акселя Хоннета (формальным) и Юргена Хабермаса (творческим). Автор пяти монографий, среди которых: «Законы диалектики и принципы системности: Опыт нового обоснования» (М.: URSS), «Философия Франкфуртской школы: От Хабермаса до Либша: идейные основы» (М.: URSS), «Философия Франкфуртской школы и Россия: Опыт синтеза немецкого рационализма и российской духовности» (М.: URSS).