URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени Обложка Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени
Id: 282703
695 р.

Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. Изд. стереотип.

URSS. 2022. 306 с. ISBN 978-5-9519-2876-4.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Книга рекомендуется историкам, религиоведам, этнологам, обществоведам, политологам, философам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей России и историей различных религиозных учений. (Подробнее)


Оглавление
top

Оглавление

ОГЛАВЛЕНІ Ы. Стран. Предисловіе...............ПІ ГЛАВА ПЕРВАЯ. Начало и распространение православной вѣры въ Бѣлоруссіи и Литвѣ до ввѳденія уній. 988—1596. Современные и древніе обитатели Сѣверо-Западнаго края Россіи.—Подчиненіе древнихъ бѣлоруссовъ Русскому государству въ IX и X вѣкѣ........1 Распространеніе православія въ сѣверо-западнойРуси при св. бладимірѣ и Ярославѣ Мудромъ......2 Начальное единство Русской земли или Россіи.—Пра-вославіе въ княжествахъ Полоцкомъ, Турово-Пинскомъ и Берестейской области.—Св. Евфросинія нолоцкая ... 4 Православіе въ великомъ княжествѣ Литовскомъ до Гедимина..................11 Положеніе православія и язычества при Гедиминѣ. ІЗ Положеніе православія при Ольгердѣ и Виленскіе мученики................. . 15 Православіе стремится занять господствующее положеніе въ Литвѣ..............20 Поворотъ къ худшему со времени перваго соедине-нія Литвы съ Польшей при Ягайлѣ .......23 Православіе при Витовтѣ, Свидригайлѣ и Сигизмундѣ 24 Православіе при четырехъ послѣднихъ Ягайлови-чахъ.—Причины, подготовлявшія введете уніи ... 28 ГЛАВА ВТОРАЯ. Появленіе и распространеніе р.-католичества въ Литвѣ и Бѣло-руссіи отъ Ииндовга до конца XVI вѣна. 1250—1600. Притворное крещеніе Миндовга въ католичество . 40 Отношеніе литовцевъ въ католичеству при Гедиминѣ и Ольгердѣ................. 41 Католическое крещеніе Литвы при Ягайлѣ. ... 43 Католичество при Витовтѣ и Сигизмундѣ Кейстутье- вичахъ................... 45 Католичество при Казимирѣ IV и Александрѣ . . 49 Католичество при Сигизмундѣ I и Сигизмундѣ II Августѣ................... 51 Іезуиты въ Литвѣ............. 56 286 ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Начало и распространеніе уній—Состояніѳ православной церкви отъ введеній уній до половины XVIII в. 1596—1750. Стр Древность и численное превосходство православной западно-русской церкви.—Господство польско-католиковъ 60 Патронатство...............63 Братства.................64 Іезуитъ Поссевинъ совѣтуетъ папѣ ввести унію. . 66 Большинство западно-русскихъ владыкъ соглашаются Принять унію................67 Епископы Поцѣй и Терлецкій принимаютъ въ Римѣ католич, исповѣд. вѣры съ сохраненіемъ православн. обряд. 71 Сторонники латинства провозглашаютъ унію на брестскомъ соборѣ (1596 г.), а православные решительно отвергаютъ ее на томъ же соборѣ ....... 73 Король Сигизмундъ Ш принимаетъ унію подъ свое особое покровительство и даетъ обширныя права уніат- скимъ владыкамъ..............74 Ипатій Поцѣй. 1599—1613........ 76 Іосифъ Вельяминъ-Рутскій. 1613—1637 ..... 80 Учрежденіе безиліанскаго ордена.......81 Бѣлое духовенство и намѣреніе Рутскаго ввести без- женство среди священниковъ..........83 Отношеніе къ уніи нѣкоторыхъ владыкъ, духовенства и народа...............84 Іосафатъ Кунцевичъ. 1618—1623.......86 Оскудѣніе православной западно-русской ієрархій . 87 Патріархъ Ѳеофанъ посвящаетъ въ Кіевѣ митрополита и шесть епископовъ. 1620.......... 88 Покровительство западно-русскихъ вельможъ и дво-рянъ православію.—Князь К. К. Острожскій. . . . . — Неизмѣнйвшіе православію вельможи и дворяне строять церкви и монастыри.............90 Важнѣйшія братства и защита ими православія.— Св.-Духовъ монастырь въ г. Вильнѣ........92 Братскія школы........,.....95 Возстановленіе западно-русской ієрархій. 1632. . . 96 Епархіи въ Сѣверо-Западномъ краѣ: Мстиславская, часть Луцкой и митрополичьей..........99 Оживленіе православныхъ.—Постройка ими церквей и монастырей................— Постановленія сейма 1635 года въ пользу уніатовъ и притѣсненія православныхъ латино-уніатами въ Мстиславской епархіи въ г. Дрогичинѣ, Бѣльскѣ, Брестѣ и др, 100 287 Стр. Брестскій игуменъ Аѳанасій Филипповича 1640—1648 103 Народная борьба противъ латинства иуніииприсо-единеніе Малороссіи къ Россіи въ 1654 г......106 Временное занятіе царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ Бѣлоруссіи и Литвы,—Возстановленіе православія и из-гнаніе уніатовъ. 1654—1656........... 108 Временныя льготы и уступки православнымъ послѣ войнъ царя Алексѣя Михайловича до конца XVII вѣка . 110 Бѣдственное положеніе Православія и уній въ с.-з. Россіи послѣ црисоединенія Малороссіи къ Россіи . . — Законодательныя постановленія и правительствен-ныя распоряженія противъ православія.—Насилія поль- ско-католиковъ................112 Недоброжелательство и презрѣніе латинянъ къ уніа-тамъ.—Требованіе отъ уніатовъ десятины въ пользу латинянъ ..................118 Сближеніе уніи съ латинствомъ........121 Совращеніе уніатовъ въ латинство.......122 Базиліане, ихъ монастыри и школы . . . .' . .123 Замойскій соборъ 1720 г. ..........125 Православная ієрархія въ Бѣлоруссіи и Литвѣ съ половины XVII вѣка.—Русское правительство поддер-живаетъ православныхъ въ польскихъ владѣніяхъ . . 127 Западно-русская церковная литература и писатели. 132 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Состояніѳ р.-католической церкви въ Литвѣ и Бѣлоруссіи въ XVII и ХѴШ в. Распространеніе католичества и р.-католическія епархіи въ Литвѣ и Бѣлоруссіи въ XVII и XVIII в. . 137 Огромныя права латинскаго духовенства.....143 Огромныя имущества и самоуправство латинскаго духовенства.................144 Безпорядки во внутреннемъ устройствѣ латинскаго духовенства.................146 Вліяніе іезуитовъ и вредная воспитательная дѣя-тельность ихъ ордена.............— ГЛАВА ПЯТАЯ. Состояніѳ р.-католической церкви въ Сѣвѳро-Западиомъ краѣ Россіи подъ владычествомъ русек ихъ вѣнцѳносцѳвъ. Католичество при Екатеринѣ II.......149 Католичество при Павлѣ 1..........155 288 Стр. Католичество при Александрѣ 1........157 Католичество при Николаѣ 1.........162 Католичество при Александрѣ П........166 Католичество при Александрѣ Ш.......170 Совремедное отношеніе католичества къ православію 172 Современное положеніе католичества въ Россіи и отношеніе къ нему русск. правительства......175 Р.-католическіе ієрархи съ 1796 по 1898 годъ . . 186 ГЛАВА ШЕСТАЯ. Состояиіѳ православной и уніатской церквей съ половины XVIII вѣка и возсоѳдиненіѳ уніатовъ въ XVIII и XIX в. Печальное положеніе православія.......188 Оживленіе православія при Ёкатеринѣ Великой. — Дѣятельность Георгія Конисскаго и Виктора Садков-скаго,—Три раздѣла Польпш..........189 Заботы русскаго правительства о церковныхъ нуж-дахъ православнаго западно-русскаго населенія и воз-соединеніе уніатовъ при Екатеринѣ II.......193 Состояніе уніи при Екатеринѣ П, Павлѣ I, Але-ксандрѣ I и возсоединеніе уніатовъ при Николаѣ I . .197 Современное положеніе уніи въ Галичинѣ .... 204 ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Состояніе православиыхъ єпархій Литовской, Минской, Полоцкой и Могилѳвской, подъ владычѳствоиъ Россіи, до настоящаго времени. 1795—1898. Литовская епархія......'....... 210 Минская епархія.............. 236 Полоцкая епархія............. 245 Могилевская епархія............ 257 Положеніе православнаго духовенства и паствы въ Сѣверо-Западномъ краѣ............ 262 Народное образованіе............ 264 Заключеніе................ 266 П Р И Л О Ж Б Н I я, Сводъ догматическихъ и главн. обрядовыхъ разностей, отличающихъ зап. церковь отъ восточной . . . 274 Вѣдомость о числѣ церквей, монастырей, школъ, библіотекъ и жителей по вЬроисповѣданіямъ . • . . 282 Вѣдомость о числѣ костеловъ, монастырей, р,-като-лическихъ священниковъ, клириковъ и р.-католическихъ прихожанъ................284 —

Об авторе
top
Киприанович Григорий Яковлевич
Церковный историк, публицист, писатель. Последователь «западнорусской» исторической школы. После окончания Литовской духовной семинарии в 1867 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1873 г. защитил магистерскую диссертацию по истории церкви, которая впоследствии была опубликована и дважды переиздана при жизни автора. С 1872 г. работал преподавателем латинского языка, истории и педагогики в Литовской духовной семинарии. Занимался исследованием истории униатской церкви и католицизма в Белоруссии. Автор ряда монографий, а также очерков: «К истории женского образования в Западной России» (1910), «Иосафат Кунцевич» (1912) и др.