Обложка Солопов Е.Ф. Диалектика и материализм: Логика синтеза
Id: 206251
411 руб.

Диалектика и материализм:
Логика синтеза №127

URSS. 2016. 320 с. ISBN 978-5-9710-3126-0.

Аннотация

Настоящая работа --- прямое продолжение только что переизданной книги «Логика диалектики» (М.: URSS). Вместе они составляют единое целое. Здесь подводятся итоги анализа сущностного и исторического единства философии, мировоззрения и науки, уточняются место и роль диалектики в системе философского знания; освещается история разработки теории диалектики; осмысливается ее общая логика, структура и предлагается методологически обоснованный и развернутый ...(Подробнее)ее вариант, раскрывающий логику синтеза диалектики с материализмом.

Вниманию читателя предлагается авторский анализ ильенковской концепции идеального. В осмыслении проблем диалектики используются данные современного естествознания (системного подхода, синергетики, астрофизики, наук о космосе, информатики, виртуалистики). Обсуждаются принципиальные вопросы теории производственных отношений, общественного бытия, идеологических отношений и общественного сознания.

Изложение рассчитано как на квалифицированного читателя (специалистов-философов), так и на научную молодежь --- студентов и аспирантов, на всех интересующихся проблемами философии и их современным развитием.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Часть 1.Сущность философии, история и логика теории диалектики
 Раздел 1.Сущностное и историческое единство философии, науки и мировоззрения. Диалектика как теоретическая основа философии, ее центральная наука
 Раздел 2.История разработки теории диалектики
  § 1.Историческое значение гегелевского изложения идеалистической диалектики
  § 2.История разработки целостной теории материалистической диалектики
 Раздел 3.Логика теории диалектики
  § 1.Осмысление теории диалектики как развернутой идеи единства мира
  § 2.Конкретный план теории диалектики
Часть 2.Теория диалектики как логическое обоснование материализма
 Раздел 1.Всеобщее бытие: мир в целом, природа
  § 1.Всеобщее, особенное и единичное (отдельное) в диалектике, метафизике (антидиалектике) и формальной логике
  § 2.Понятие субстанции-системы. Объективное единство диалектики и современной науки в понимании систем
  § 3.Взаимосвязь абсолютного и относительного (на материале философии, естествознания и обыденной жизни)
  3.1."О вкусах не спорят"
  3.2.Развитие принципа относительности при переходе от механики Галилея--Ньютона к релятивистской картине мира
  3.3.Относительное -- внутренний момент абсолютного
  3.4.Принцип абсолютности (несотворимости и неуничтожимости) материального мира
  3.5.Проблема "тепловой смерти" Вселенной
  3.6.Бесконечность познания бесконечного мира
  § 4.Категории, законы и принципы как отражение аспектов сущности
  § 5.Самопротиворечивость бытия и закон единства и борьбы противоположностей. Гегель о законах диалектики
  5.1.Относительность покоя и отдельности объектов как внутренних моментов их движения и взаимосвязи
  5.2.Относительность тождественности объектов как момента постоянного отличения их от самих себя
  5.3.Суть закона единства и борьбы противоположностей. Гегель о законах диалектики
  § 6.Причинность и вечность материи. Причинность, цель и целесообразность
  § 7.Прогресс и регресс
  § 8.Соотношение движения, изменения и развития
  8.1.Движение как механическое перемещение и как изменение вообще
  8.2.Соотношение изменения вообще и развития
  § 9.Диалектика и вопрос о соотношении материи и сознания. Всеобщее как изменяющаяся и мыслящая, сознающая себя материя
  9.1.Проблема единства мира и вопрос о соотношении материи и сознания
  9.2.Определение философского понятия "материя". Всеобщее как изменяющаяся и мыслящая материя
  9.3.Несостоятельность попыток возродить понимание материи в виде качественно неизменной первосубстанции
 Раздел 2.Человек как индивидуальный субъект. Бытие материальное и идеальное
  § 1.Человек как существо универсальное, непредопределенность его существования
  § 2.Сущность человеческого мышления и сознания
  2.1.Отражение как всеобщее свойство материи. Понятие информации в контексте философии, системного подхода, кибернетики и синергетики
  2.2.Отражение и виртуальная реальность
  2.3.Человеческое мышление и сознание как высшая форма отражения материи
  2.4.Сознание и знание. Сознание как идеальное
  2.5.Сознание и самосознание
  2.6.Сознательное и бессознательное
  2.7.Проблема идеального (о концепции Э.В. Ильенкова)
  2.8.Диалектика о тождестве и различии мышления и бытия, онтологии, гносеологии и логики
 Раздел 3.Человеческое общество в его целостности. Общественное бытие и общественное сознание
  § 1.Материальное производство -- основа общества
  1.1.Труд как взаимодействие людей с природой и друг с другом. Производительные силы общества, их материальные и духовные компоненты
  1.2.Производственные отношения, их структура
  § 2.Принципиальные гносеологические вопросы теории производственных отношений, общественного бытия и общественного сознания
  § 3.Общественное сознание, его уровни
  3.1.Обыденное сознание
  3.2.Общественная психология
  3.3.Идеология
Заключение

Об авторе
Солопов Евгений Фролович
Доктор философских наук, профессор. В 1963 г. окончил аспирантуру Института философии АН СССР. В 1963–1979 гг. работал на Ленинградской кафедре философии АН СССР. В 1979–1984 гг. — заместитель председателя Центрального совета философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР. В 1984–1991 гг. работал по указанному направлению во Всесоюзном доме политического просвещения при ЦК КПСС. С 1992 г. по настоящее время занимается преподавательской деятельностью в вузах Москвы. Автор более 20 научных монографий, учебных пособий и многих статей по фундаментальным проблемам философии, ее истории, философским проблемам естествознания, по социально-политическим и этнонациональным проблемам.

В работах Е. Ф. Солопова содержится углубленное осмысление философии как науки о всеобщем и познающем его мышлении, о развитии всеобщего бытия от природных его проявлений до уровня человека и общества; установлены элементарная клеточка теории диалектики — отношение "всеобщее—отдельное", ее предмет — всеобщее в его отношении к обществу и логика развертывания теории диалектики из ее клеточки в целостную систему законов и категорий, то есть дано принципиальное решение центральной проблемы современной (материалистической) диалектики.