URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Волконский С.М. Очерки русской истории и русской литературы: Публичные лекции, читанные в Америке Обложка Волконский С.М. Очерки русской истории и русской литературы: Публичные лекции, читанные в Америке
Id: 281166
715 р.

Очерки русской истории и русской литературы:
Публичные лекции, читанные в Америке. Изд. стереотип.

URSS. 2022. 360 с. ISBN 978-5-9519-2650-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Перед читателем книга выдающегося деятеля русского зарубежья, театрального режиссера и критика С.М.Волконского, представляющая собой текст лекций, прочитанных им в различных университетах США. Эти лекции были посвящены русской истории и литературе, и цель автора состояла в том, чтобы прежде всего заинтересовать американского слушателя, показать ему в творениях отечественных поэтов и писателей лучшие стороны русской народной души.

Книга... (Подробнее)


Оглавление
top

Оглавление

ОГІАВЛЕНІЕ. Введеніе. Лекція І (вступительная) Иностранный понятія о Россіи. Наша цѣль— изложеніе, не поленика. Красота, какъ проводникъ общественности, На-ціоналиэмъ, или космополитизмъ? Русская исторія съ птичьяго полета. Лекція II (862 1224)........ Два голоса ивъ древности (Геродота и Тацитъ). Востокъ и эападъ въ судьбѣ европейскигъ наро-довъ. Начало Россіи, Норманская теорія. Кіевъ и Виэантія. Владиміръ Св. и крещеніѳ Руси. Роль монастырей. Духовная литература. Не-сторъ и лѣтописи. Народная литература. Духовные отихи. Эпическая поээія. «Слово о Полку Иго-ревѣ>. Вѣче. Кня8ь. Ярославъ Мудрый я сРусская Правда». Владиміръ Мономахъ и его «Поученіе>. Сношенія съ Европой въ до-монгольскій періодъ. Лекція III (1224—1613)....... Татарское иго. Европа и Азія,—вѣковая борьба двухъ контянентовъ. — 343 Возникновеніе Москвы. Политика первыхъ Московские князей и ссобираніе земли Русской». Внутрѳннія теченія общественныхъ слоевъ. Іоаннъ III, первый государь единой Россіи. Дипломатическая и торговыя сношенія съ западной Европой. Іоаннъ IV, Грозный, первый царь. Характеристика. Іоаннъ Грозный въ памяти потомства. Просвѣщеніе. Безотрадное сопоставление. Время первыхъ Романовыхъ. Патріархъ Никонъ и пересмотръ церковныхъ книгъ. Пробужденіе критической мысли. Внѣшнія вліянія и внутренняя реакція. Московскій дворъ. Предшественники. Петръ Великій. Его историческій обравъ. Пре-обра80ваніе, его пріемы и духъ. Потомство и современники. Царевичъ Алексѣй. Смерть Петра. Раздвоеніе народной оцѣнки. Къ чему междоусобная полемика на чужеземной почвѣ? ХУПІ вѣкъ. Краткій очеркъ отъ Петра I до Екатерины II. Академія Наукъ. Духовные исполнители Петра Великаго. Татищевъ. Кантемиръ. Ломоносовъ,—ученый,поэтъ. Русскій псевдоклассицизма Сумарокова Тредьяковскій. Петровская реформа при императрицѣ Елизаветѣ. Восшествіе Екатерины Великой. Автографиче-скій портрѳтъ. Французская философія въ Россіи. Литература. Державинъ. Сатира, — императрица, Фонъ-Визинъ. с Недоросль». На порогѣ нашего столѣтія. 103 147 — 344 — Лекція VI (1779—1837)....... 191 Внезапность и многосторонность умственнаго роста въ XIX вѣкѣ. Источники новыхъ лятера-турныхъ движеній. Новиковъ и Московскій кру-жокъ. Литературный горизонтъ западной Европы въ началѣ нашего столѣтія. Сентименталивмъ въ Рос сіи. Карамзинъ. Романти8мъ въ Россіи. Жуков-скій. Поэзія получаетъ новый смыслъ. Пушкинъ. Его литературное значеніе. Поэзія жизни. Русское общество въ первыя десятилѣ-тія нашего вѣка. «Евгеній Ояѣгинъ». СюЖѳтъ романа, характеръ его прелести. Лирика Пушкина. Отличительный черты—гармонія, многострунность. Народность и общечело-вѣчность. Лекція vii (1837—і86і).......241 Лермонтовъ, романтическій пессимизмъ. Лер-монтовъ и Пушкинъ. Кольцовъ, народная рѣчь въ поээіи. Литературный и' иной аристократизмъ того времени. Гоголь. Смыслъ его появленія. Смѣхъ Гоголя. Мѣсто сатиры въ эволюціи народа. «Сороковые года>. Московскій Университѳтъ. Бѣлинскій и его вліяніе. Славянофилы и «западники». Пробужденіѳ нащональныхъ интересовъ. Восшествіѳ Александра II. Лекція УШ (1861—...).......281 «Шестидесятые года*. Освобожденіе крестьянъ. Паденіѳ рабства въ Соединенныхъ Штатахъ и въ Россіи. Нравственное вліяніе преобразованія. Роль литературы. Три гдавныхъ представителя натуралистической шкоды. 345 — Тургеневъ—мыслитель засдоненъ художникомъ. Критика шестидесятыхъ годовъ. Нигидизмъ. Достоевскій — художникъ васлонень мыслите-лемъ. Достоевскій и Тургеневъ. Общечеловѣческія и національныя черты Достоевсваго. Левъ Толстой, мыслитель я художникъ—соперники. Литературный обликъ Толстого. Философское ученіе и его вліяніе. Отрицательный начала и духъ раздробденія. Заключеніе. 325 329 333

Об авторе
top
photoВолконский Сергей Михайлович
Выдающийся российский театральный деятель, режиссер, искусствовед, критик, мемуарист. Родился под Ревелем (ныне Таллинн, Эстония). Происходил из древнего рода князей Волконских. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета; ученик известного филолога А. Н. Веселовского. По окончании университета работал в Борисоглебском земстве Тамбовской губернии. В 1893 г. приезжал на Всемирную выставку в Чикаго; выступал с докладами на различных конгрессах, проходивших в рамках выставки. В 1899–1901 гг. — директор российских Императорских театров. Основал в Санкт-Петербурге Курсы ритмической гимнастики и в 1912–1914 гг. был их директором. После Октябрьской революции читал лекции по актерской технике в Москве. С 1926 г. жил в Париже, сделавшись одной из самых ярких фигур русского зарубежья. В 1930-е гг. — директор Русской консерватории в Париже.

С. М. Волконский посвятил себя работе в области культуры в самом широком смысле этого слова. Он получил известность как лектор, педагог, беллетрист, критик, режиссер, автор мемуаров, статей, книг, посвященных философии, религии, истории, вопросам актерской техники. Он стал первым русским, совершившим грандиозное лекционное турне (история и литература России) по Соединенным Штатам Америки. За два года его пребывания на посту директора Императорских театров произошли крупные изменения в оперном, балетном, драматическом репертуаре. Его книги, в которых большое место отводилось основам сценической речи и движения — «Человек на сцене» (1912), «Художественные отклики» (1912), «Выразительный человек» (1912), «Выразительное слово» (1913), «Отклики театра» (1914) — высоко ценил К. С. Станиславский, многое из них положивший в основу своей знаменитой театральной системы.