"Поминайте наставников ваших..." Протоиерей Александр Никольский - богослов и мученик (от составителей) |
Процесс духовного христианского совершенствования по изображению епископа Феофана |
Предисловие автора |
ГЛАВА 1. Общие богословские воззрения преосвященного Феофана, как основания его взглядов на христианское совершенствование |
| 1.1. | Богомыслие как духовное сокровище |
| 1.2. | Благодать, вера и свобода в их взаимном отношении; необходимость деятельности самого человека |
| 1.3. | Добрые дела и их значение |
| 1.4. | Необходимость борьбы. Формы искушающего зла. Природа человека падшего и возрожденного |
| 1.5. | Средства ко спасению человека, заключающиеся в Церкви: иерархия, слово Божие, таинства и обряды |
| 1.6. | Взгляд преосвященного Феофана на воспитание |
ГЛАВА 2. Начало духовного христианского совершенствования: обращение человека к Богу |
| 2.1. | Личное обращение как основа духовной жизни |
| 2.2. | Пробуждение души от греховного сна |
| 2.3. | Радость покаяния и перелом воли |
ГЛАВА 3. Необходимость трудничества или подвига при духовном христианском совершенствовании после обращения |
| 3.1. | Выражение трудничества на положительном делании или самопринуждении (хранение духа ревности к Богу и упражнение сил в добре) |
| | 3.1.1. | Хранение духа ревности к Богу и упражнение сил в добре |
| | 3.1.2. | Аскеза воли и ума: методы и средства |
| | 3.1.3 | Утверждение себя в любви |
| | 3.1.4. | Значение молитвы для добродетельной жизни |
| 3.2. | Выражение трудничества в отрицательных занятиях - подвиги самопротивления, или борьба со страстями и похотями |
| | 3.2.1. | "Отрицательных занятия" - борьба со страстьми |
| | 3.2.2. | Направление аскетического делания |
| 3.3 | Телесные подвиги и порядок внешней жизни у обратившегося к Богу по духу жизни новой |
ГЛАВА 4. Предел духовного христианского совершенствования в достижении бесстрастия. Живое Богообщение как следствие бесстрастия или чистоты сердца христианина |
| 4.1. | Живое Богообщение как следствие бесстрастия или чистоты сердца христианина |
| 4.2. | Любовь ко Иисусу Христу - источник и смысл аскетических усилий |
Заключение. Характеристика преосвященного Феофана как богослова-нравоучителя |
Список сочинений преосвященного Феофана, которыми пользовался автор настоящего труда |
Книги, брошюры и журнальные статьи, которыми пользовался автор как пособиями |
Приложения |
| Приложение 1. Каширина В.В. Дореволюционные работы студентов Московской духовной академии о Феофане Затворнике |
| Приложение 2. Отзывы на работу священника Александра Матвеевича Никольского "Процесс духовного христианского совершенствования по изображению епископа Феофана". 1911 |
Никольский Александр Матвеевич Выпускник Московской духовной академии (1911), протоиерей (1925). Известный богослов; пострадал за веру в период советских репрессий 1930-х гг. Занимался изучением духовного наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского, подготовил исследование «Процесс духовного христианского совершенствования по изображению епископа Феофана» (1911), в котором рассматриваются вопросы нравственного богословия и христианской этики в творениях святителя Феофана.