Оглавление
ОГЛДВДЕНІЕ.
Сгран.
ПРЕДИСЛОВИЕ!................. V—XI
ВВЕДЕНІ!....................ХШ-ШИІ
Нѣсколько предварительныхъ данныхъ по физіо-
логіи.................. ХШ—XL
I. Обмѣнъ веществъ въ организмѣ ...... ХШ
II. Роль нервовъ.....,...... ХТІІ
III. Нервы сердца и сосудовъ ........ XXVI
IV. Самосохраненіе и воля........ . XXXVII
Основныя черты красоты ж искусства.....
V. О звукѣ и свѣтѣ. Общія поняті!...... XL
VI. Гармонія звуковъ........... XLV
VII. Слуховой органъ........... LVII
VIII. Свѣть. Гармонія цвѣтовъ. . . . . . . . LX
IX. Смѣхъ и плачь-.......... LXXVII
Глава I. Дростѣйшее опредѣленіе красоты....... З
п II. Объясневіе удовольствія и етраданія отношевіекъ между накопленіемъ и расходом^ анергій: Спенсеръ, Гротъ, Дюжшъ.—-Объясненіе сосудо-двигательной системы: Джемсъ и Іанге.—Недостаточность этихъ объясненій ... 4
„ III. Моя теорія удовольствія и страданія, какъ возгановлен-
наго или нарушеннаго равновѣсія....... 8
ъ IV. Точные формулы удовольствія и страданія, выведенныя изъ теорій равновѣсія въ связи съ теоріей сосудодви-гательной..............12
III
Глава V. Врожденный пли наслѣдственныя отвращенія и удовольствія: теорій Шнейдера иРише—Удовольствія и страданія любви: теорія Шоненгауера; ваша теорія . . . 15 п VI Физіологическій законъ удовольствія, проявляющими въ общемъ чувствѣ красоты у жнвотныхъ и человѣка. Половой подборъ . . . .......... 19
„ VII. Нравственная красота и идеалы красоты ..... 30
„ VIII. Красота я польза . . . . :....... 34
„ И. Красота въ пскусствѣ.—Пронсхожденіе искусства.— Теорій полового пропсхожденія пѣсни.—Теорія Герберта Спенсера о дроисхожденіп музыки—Поправки проф.Кат-теля и Combarieu.—Теорія Marshal^.—Поправки Доно-вана и Летурно.—Наша поправка къ этимъ теоріямъ. 40 „ X. Элементы искусства.—Эмоція.—Элементъ удовольствія (гебонпзадія).—Элементъ преувеличенія качествъ (ідеалізація).—Двѣ формы идеалнзаціи: положительная и
отрицательная пли сатирическая....... 47"
XI. Особенности художественной натуры,, а отсюда ж художественной работы ........... 49
„ XII. Различное распредѣленіе вышеперечиеленныхъ элементовъ
въ разлпчныхъ искусствахъ ......... 56*
„ XIII. Психологія удовольствія пли гедонизацїп въ искусствѣ.— Что такое „эстетическая эмоція?—Что заставило чело-вѣка выдѣлить ее и поставить высоко среди друпаъ
нашжденій?............ . 60
ѵ XIV. Элементы искусства, кромѣ красоты......65
» XV. Этическое значеніе искусствъ.—Идеалъ человѣчества . 71 „ XVI. Соціальная роль красоты ......... 74
„ XVIL Комическое въ искусствѣ и жизни......79
т> XVIII. Проявленіе вышенайденныхъ законовъ въ красотѣ раз-
личныхъ искусствъ: Музыка.........84-
г. XIX. Зрительная красота въ живописи, пластикѣ, архитектурѣ 99-* XX. Разборъ важнѣйшихъ художественныхъ теорій . . . 102;
Оболенский Леонид Егорович Известный русский философ, социолог, публицист, издатель. Родился в Малоархангельске Орловской губернии, в дворянской семье. Учился в Медико-хирургической академии и на юридическом факультете Московского университета. В 1866 г. за близость к некоторым каракозовцам был выслан из столицы; освобожден от надзора в 1872 г. В 1878 г. поселился в Санкт-Петербурге, где совместно с профессором Н. П. Вагнером основал журнал "Свет", позже переименованный в "Мысль". В 1883 г. приобрел в собственность журнал "Русское богатство" и издавал его до 1891 г. Сотрудничал в журнале "Вопросы философии и психологии", газетах "Россия", "Русские ведомости", "Новости" и других изданиях.
В своих философских работах Л. Е. Оболенский пытался найти рациональное зерно в различных течениях философской и общественной мысли, в качестве нравственного ориентира избрав альтруистические идеи; по его мнению, этика должна воздвигаться на психологической основе. Вначале он проявлял интерес к теориям позитивистского типа (О. Конт и др.), а в 1890-е гг. увлекся эмпириокритицизмом. Итог этой эволюции был подведен им в книге "История мысли" (1901). Называя собственную философскую концепцию "панфилософией", он предложил вариант позитивистски интерпретированного спинозизма: реальность представляет собой единую мировую субстанцию, само существование которой делает невозможным противостояние духа и материи, являющихся соответственно "субъективной" и "объективной" сторонами субстанции. В области социальной теории Л. Е. Оболенский, как и другие философы-народники (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский), считал основным критерием социального прогресса уровень развития личности. Он также получил известность как редактор переводов сочинений зарубежных мыслителей, таких как А. Фулье, Дж. Сёлли, Г. Тард, Г. Гёффдинг и другие. |