URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Андлер Ш. Историческое введение и комментарий к КОММУНИСТИЧЕСКОМУ МАНИФЕСТУ К.Маркса и Ф.Энгельса. Пер. с фр. Обложка Андлер Ш. Историческое введение и комментарий к КОММУНИСТИЧЕСКОМУ МАНИФЕСТУ К.Маркса и Ф.Энгельса. Пер. с фр.
Id: 205665
332 р.

Историческое введение и комментарий к КОММУНИСТИЧЕСКОМУ МАНИФЕСТУ К.Маркса и Ф.Энгельса. Пер. с фр. № 52. Изд. стереотип.

Charles Philippe Théodore Andler. Le Manifeste communiste de Karl Marx et Friedrich Engels
URSS. 2016. 176 с. ISBN 978-5-396-00718-5.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного французского философа и историка, критика марксизма Шарля Андлера (1866-1933), представляющая собой историческое введение и комментарий к "Манифесту коммунистической партии" --- работе К.Маркса и Ф.Энгельса, в которой они декларировали и обосновали цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Во введении Андлер дает исторический обзор документов --- предшественников... (Подробнее)


Оглавленiе
top
Историческое введенiе
Комментарiй:
 Глава I. Буржуа и пролетарiи
 Глава II. Пролетарiи и коммунисты
 Глава III. Соцiалистическая и коммунистическая литература
 Глава IV. Отношенiе коммунистовъ къ различнымъ оппозицiоннымъ партiямъ
Заключенiе

Коммунистическiй манифестъ. Историческое введенiе (отрывок)
top

"Союзъ коммунистовъ", отъ имени котораго составили свой манифестъ Марксъ и Энгельсъ, имеетъ свой, такъ сказать, доисторическiй перiодъ. Его следуетъ знать, потому что первоначальный марксизмъ, какъ ни нова была его концепцiя, многое воспринялъ отъ уже установившейся среди немецкихъ коммунистовъ 1846 года традицiи. Позже мы увидимъ, что изо всехъ предшествовавшихъ соцiалистическихъ ученiй Марксъ и Энгельсъ къ одному только ученiю Бабёфа относились съ действительнымъ уваженiемъ (см. Манифестъ и комментарiй, § 69), не вследствiе, конечно, внутренней, присущей ему, ценности, но потому, что считали его выработаннымъ по единственно соответствующему соцiальной революцiи методу: путемъ непосредственнаго соприкосновенiя съ пролетарiатомъ и въ виду прямого и коллективнаго вмешательства пролетарiата въ ходъ событiй. Этотъ же методъ коллективнаго созданiя революцiоннаго ученiя применялся "Союзомъ изгнанниковъ" (Bund der Geaechteten) и "Союзомъ справедливыхъ" (Bund der Gerechten) еще раньше происшедшаго отъ нихъ "Союза коммунистовъ".

Каждое изъ этихъ обществъ, хотя и тайное, выпускало манифесты, которые являются предшественниками "Коммунистическаго Манифеста". Каждое изъ нихъ, несмотря на все возрастающее участiе рабочихъ въ выработке основныхъ положенiй, имело вначале своихъ вдохновителей. Теодоръ IПустеръ и Вильгельмъ Вейтлингъ, а, пожалуй, и Бёрне должны считаться истинными предшественниками Маркса.

I. Перiодъ радикальной и буржуазной агитацiи. Людвигъ Бёрне (1832–34).

Немецкое революцiонное движенiе шагъ за шагомъ следовало за движенiемъ французскимъ. Французская соцiалистическая демократiя была наставницей немецкаго пролетарiата. Но все пролетарскiя демократiи сперва были на выучке у революцiонной буржуазiи. Прежде, чемъ Буонаротти могъ найти читателей для своей книги о Бабёфе, являющейся истинньмъ источникомъ всего современнаго пролетарскаго движенiя, необходимо было раньше, чтобы вновь получили признанiе главные принципы буржуазной республики. Этой именио пропаганде посвящали себя до апрельскаго процесса 1834 г. республиканскiя общества, руководимыя великими буржуазными республиканцами временъ iюльской монархiи.

Одна изъ такихъ организацiй, "Общество для защиты патрiотической прессы" (Association pour la defense de la presse patriote), основателями которой были Корменэнъ, Армандъ Каррель, Годфруа Кавеньякъ, Гарнье-Пажесъ и Ф.Араго, послужила образцомъ для "Немецкаго союза для защиты свободы печати" (Deutscher Bund znr Vertheidigung der Pressfreiheit), основаннаго адвокатомъ Савуа (Savoie) изъ Цвейбрюкена, бежавшимъ въ Парижъ после неудавшейся попытки къ возстанiю во Франкфурте и нацiоналистическихъ и революцiонныхъ празднествъ въ Гамбахе въ 1832 году. Людвигъ Бёрне въ своихъ "Mittheilungen aus Paris" (письма 26 и 27 февраля 1832 года) описалъ, какъ несколько немецкихъ торгово-промышленныхъ служащихъ, къ которымъ присоединилась группа ремесленниковъ, собиравшаяся обыкновенно въ маленькомъ ресторане на rue Tirechappe N7, положили начало этому союзу. Ежемесячный членскiй взносъ въ одинъ су съ человека оказывалъ поддержку пропаганде, которая состояла въ покупке полезныхъ для дела книгъ. Студенты и журналисты изъ эмигрантовъ встречались съ массой, состоявшей изъ приказчиковъ и рабочихъ. Всего было человекъ пятьсотъ. Собирались они въ пассаже Saumon или въ какомъ-нибудь зале въ предместьяхъ. Генрихъ Гейне, съ аристократическимъ отвращенiемъ посещавшiй эти кабачки, куда противъ его воли водилъ его Бёрне, оставилъ намъ картинку этихъ собранiй, въ которой онъ тщетно пытался подъ покровомь иронiи скрыть буржуазный страхъ. Вольфрумъ и Гарнье были главными ораторами на этихъ собранiяхъ, на которыхъ, къ великому негодованiю поэта, какой-нибудь кривоногiй и безобразный сапожникъ могъ провозглашать всеобщее равенство людей. Но туда приходилъ и самъ Людвигъ Бёрне и покорялъ сердца своимъ словомъ, еще более мощнымъ, выразительнымъ и сжатымъ, чемъ слогъ его произведенiй, речью, достойной Нагорной проповедн. Вообще его соцiальный республиканизмъ ничемъ не отличался отъ ученiя Ламеннэ и носитъ такую же библейскую окраску, какъ и у того. Но ученiе это слишкомъ далеко отъ ученiя Маркса, чтобы стоило излагать его здесь.

Сентябрьскiе законы 1834 года о сообществахъ положили конецъ этой форме пропаганды. Темъ не менее общество не перестало существовать; но, какъ и французскiя общества того же времени, оно стало тайнымъ.
...


Об авторе
top
dop Шарль Филипп Теодор АНДЛЕР (1866–1933)

Французский философ и историк-германист, автор ряда книг о политической жизни и философии Германии второй половины XIX века. Родился в Страсбурге, в семье профессора-химика. Изучал философию в Высшей нормальной школе и в Сорбонне (среди его учителей был известный философ Эмиль Бутру). Преподавал немецкий язык в средней школе в Нанси, в Высшей нормальной школе и на факультете искусств Парижского университета. В 1901 г. перевел на французский язык "Манифест коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса. С 1908 г. – профессор немецкого языка и литературы Парижского университета. В 1917 г., во время Первой мировой войны, стал одним из основателей общества "Эльзас-Лотарингия", созданного для содействия реинтеграции германской "имперской провинции" Эльзас-Лотарингии в территорию Франции. С 1926 г. до конца жизни – профессор немецкого языка и литературы в Коллеж де Франс.

Шарль Андлер считается одним из основателей германистики как самостоятельной научной дисциплины, изучающей языки и историю Германии. В молодости он поддерживал социалистическое движение, был сторонником одного из ярких его представителей – Жана Жореса, встречался в Лондоне с Фридрихом Энгельсом. В 1905–1920 гг. был членом Французской социалистической партии. Он также занимался составлением комментариев к работам знаменитого немецкого философа Фридриха Ницше, исследованием творчества великого немецкого поэта Генриха Гейне; был автором книг по истории социалистического движения в Германии, в число которых вошел и его комментарий к "Манифесту коммунистической партии".