URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Эспинас А. Социальная жизнь животных: Опыт сравнительной психологии. Пер. с фр. Обложка Эспинас А. Социальная жизнь животных: Опыт сравнительной психологии. Пер. с фр.
Id: 277833
650 р.

Социальная жизнь животных:
Опыт сравнительной психологии. Пер. с фр. № 18. Изд. стереотип.

Des sociétés animales: Étude de psychologie comparée
URSS. 2022. 320 с. ISBN 978-5-9710-9141-7.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1898 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга французского философа, социолога и историка Альфреда Эспинаса (1844–1922), посвященная изучению общественной жизни животных. В первом разделе автор рассматривает случайные ассоциации, образующиеся между животными разных видов, выделяя при этом такие типы взаимоотношений, как паразитизм, нахлебничество и мутуализм (взаимовыгодный симбиоз). Во втором разделе описываются так называемые нормальные общества... (Подробнее)


Оглавление
top
Историческое введенiе
 I. Вопросъ: что такое общество животныхъ? У этого вопроса нетъ другой исторiи, кроме исторiи связаннаго съ нимъ вопроса: что такое общество людей? – Постановка зтого вопроса въ Грецiи софистами.– Представленныя решенiя; теорiя Платона: Общество – живое существо, которому мудрецъ предписываетъ законы божественной жизни.– Teopiя Аристотеля: общество, разсматриваемое какъ конкретное существо, составляющее часть природы и изучаемое при помощи экспериментальнаго анализа. – Противоположныя теорiя Гоббса и Локка: общество, разсматриваемое, какъ дело искусства, какъ абстрактное понятiе, подчиненное однимъ законамъ логики и стоящее вне природы.– Возвращенiе къ взглядамъ Аристотеля и его методу; Спиноза.– Эти взгляды согласуются съ метафизикой какъ Лейбница, такъ и Спинозы. Они подтверждаются Монтескье, экономистами и Кондорсэ
 II. Идея абсолютнаго въ политике; Руссо: государство, какъ созданiе искусства, поддерживаемое постоянно деятельной волей гражданъ.– Первый опытъ примиренiя между двумя противоположными направленiями. Кантъ. – Фихте, возобновляющiй Руссо.–Окончательное примиренiе крайностей въ ученiи Гегеля: общество–явленiе природы, организованное существо и въ то же время искусственное осуществленiе идеи: относительный абсолютъ. – Жозефъ де-Местръ, идя по стопамъ Вико, отрицаетъ самопроизвольный естественный характеръ соцiальной жизни. "Искусство есть природа человека"
 III. Начиная съ Гегеля, взгляды Аристотеля развиваются тремя путями: путемъ исторiи, политической экономiи и бiологiи.– Соцiологiя по ученiю Конта и Спенсера.-Возрастающее проникновенiе двухъ враждебныхъ доктринъ одна другой.-Допускаетъ ли естественный методъ существованiе нравственности?-Она допускается имъ, хотя въ зачаточномъ состоянiи, у животныхъ, въ силу самыхъ законовъ общества, а темъ более у человека
Отделъ первы й. Случайныя ассоцiацiи или общества между животными разныхъ видовъ
 Паразиты, нахлебники, мутуалисты
  Сотрудничество, существенная черта всякаго общества, предполагаем органическое сродство; однако же несовершенныя общества могутъ устанавливаться между существами, более или менее несходными.-Паразитизмъ, какъ одна изъ формъ жизненной конкуренции; животныя, проявляющiя его.-О нахлебничестве и его переходахъ къ мутуализму (взаимничеству); животныя области, где они встречаются; ихъ причины.-Прирученiе животнаго человекомъ, какъ случай мутуализма съ подчиненiемъ; вероятное происхожденiе этого факта.-О прирученiи муравьями травяныхъ вшей (тлей); опытъ психологическаго объясненiя; безсознательный умственный процессъ или переходъ отъ частнаго къ частному.-Обобщенiе приведенныхъ наблюденiй
Отделъ второ й. Функцiя питанiя
Нормальныя общества между животными одного и того же вида
 Инфузорiи, животнорастенiя, оболочники, черви
  Нормальныя общества; ихъ определенiе.-Разделенiе этихъ обществъ на три рода.-Общества, имеющiя целью совместное выполненiе функцiи питанiя; ихъ характеръ.-Предварительный вопросъ: где начинается область соцiологiи? Границы, отделяющiя ее отъ бiологiи.- § 1 -й. Общества питанiя безъ сосудистыхъ сообщенiй; инфузорiи; природа этихъ сообществъ и обусловливающiя ихъ причины. - § 2 -й. Общество питанiя съ сосудистымъ сообщенiемъ: А. Полипы; В. Моллюскообразныя (Molluscoides); С. Черви.- Истолкованiе этихъ различныхъ построенiй съ соцiологической точки зренiя.-О цигозе (слiянiи) и конкресценцiи (срощенiи); переходъ къ обществамъ воспроизведенiя
Отделъ третi й. Воспроизводительная способность
ГЛАВА I. Семейство: брачное общество
 Общества, имеющiя целью воспроизведенiе; отличительная ихъ черта въ противоположность съ обществами предыдущей группы.- Три фазы семейнаго общества: общество брачное, материнское, отческое.-О брачномъ обществе.-Происхожденiе половъ; физiологическая точка зренiя; половое влеченiе; точка зренiя психологическая.-Пять родовъ эстетическихъ явленiй, поддерживающихъ брачное общество у животныхъ; характеръ образовавшейся такимъ образомъ пары или четы: битвы изъ-за обладанiя самками. - Недостаточность этихъ явленiй для объясненiя семейнаго общества
ГЛАВА II. Материнское семейное общество: семейство у насекомыхъ
 Возрастающая важность взаимной жизни (vie de relation) въ семейномъ общественномъ организме.-О происхождении материнской любви. - Ея проявленiе у низшихъ животныхъ: попеченiя о яйцахъ со стороны самки у моллюсковъ, кольчецовъ и насекомыхъ (за исключенiемъ перепончатокрылыхъ). Одиночныя перепончатокрылыя. - Семейства, где материнскiя обязанности разделяются между многими индивидами: общественныя перепончатокрылыя.- Общiй взглядъ на соцiальную организацiю и коллективныя занятiя перепончатокрылыхъ.-Осы и ихъ часовые.-Пчелы: объясненiе некоторыхъ деталей въ ихъ экономiи.-Муравьи: государство ли муравейникъ, или семейство? Превосходство ихъ общественнаго устройства и причины этого превосходства; ихъ культура (industrie). Смешанные муравейники; какъ можетъ проявляться взаимное содействiе индивидовъ въ экспедицiяхъ и работахъ? Вытекающее отсюда общественное единство.-Случайныя раздробленiя коллективной индивидуальности. Заключенiе.-Термиты: ихъ общественное устройство и культура (industrie)
ГЛАВА III. Отческое семейное общество: семейство у рыбъ, пресмыкающихся, птицъ и млекопитатцихъ
 Вступленiе самца въ семейство; исключительность его роли при зарожденiи новаго семейства, въ особенности у рыбъ. Попытка объяснить этотъ фактъ; предполагаемое объясненiе одинаково приложимо и къ материнской любви; подтвержденiе гипотезы.-Амфибiи и пресмыкающiяся.-Семейство у птицъ: прихотливыя варiацiи въ ихъ нравахъ располагаютъ къ опаснымъ обобщенiямъ-Птицы полигамическiя и моногамическiя.-Почему самецъ въ различныхъ случаяхъ возвращается или живетъ около самки.-Прочность сознанiй и продолжительность традицiй въ семействахъ птицъ; общественная культура (industrie); территорiя; сравненiе семейства птицъ съ семействомъ насекомыхъ.-Роль самца въ семействе млекопитающихъ; моногамiя и полигамiя, относительная высота этихъ двухъ типовъ; о созидательной деятельности млекопитающихъ; всего чаще она имеетъ индивидуальный характеръ
Отделъ четве ртый. Взаимная жизнь
 Сообщество
 Сообщество образуется вследствiе причинъ чисто интеллектуальнаго характера.-Сообщества случайныя непроизвольные и произвольныя кратковременныя; порождающiе ихъ импульсы.-Сообщества произволъныя и вместе съ темъ продолжительныя или постоянныя; отношенiе сообщества къ семейству; существенный характеръ соцiальной связи; симпатiя, интересъ.-Стаи птицъ.-Почему морскiя птицы собираются въ стаи какъ разъ въ то время, когда большинство другихъ птицъ разделяется на семейства?-Различный степени организацiи и сосредоточенiя: 1) въ стаяхъ птицъ, 2) въ стадахъ млекопитающихъ. - Языкъ, общiя работы (Industrie collective) и тактика. - Нарожденiе и возрастанiе сообщества.-Его распаденiе.-Исходная точка и заключительный выводъ нашихъ изысканы
ЗАКЛЮЧЕНIЕ
 § 1. Законы соцiальныхъ явленiй въ животномъ мiре.- § 2. Природа животныхъ обществъ.- § 3. Нравственность животныхъ
ПРИБАВЛЕНIЯ
 Первое прибавленiе
 Второе прибавленiе.-Теорiя индивидуальностей
  A) Индивидуальности морфологическiя
  B) Теорiя геологическихъ индивидуальностей

Об авторе
top
Альфред Виктор ЭСПИНАС (1844–1922)

Французский философ, социолог и историк. Профессор университета в Бордо; последователь О.Конта и Г.Спенсера. С 1905 г. член Академии моральных и политических наук. Автор книг "Социальная жизнь животных" (1877), "История политико-экономических доктрин" (1891), "Происхождение технологии" (1897), "Социальная философия XVIII века и революция" (1898) и других. Считал себя последователем философии органопроекции. В книге "Происхождение технологии", которая представляла собой сборник его работ, помещенных в различных философских журналах, он разработал концепцию технологии и праксиологии как философии действия (праксиология – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни). В 1890 г. впервые использовал термин "праксиология". Социальная концепция А.Эспинаса содержит идеи о том, что рождение социологии было подготовлено изучением связей между животными, а общество – это комплексное живое существо, подверженное в своих изменениях естественным законам.