|
Оглавление
ОГЛАВЛЕНІЕ
Предварительныя замѣчанія........... 1-6
I. Университетская философія........... 6—125
1. Господствующее пониманіе философіи .... 10—42
a. Проф. Сорбонны, Поль Жане........ 10—19
b. Проф. „Нормальной школы", Олэ-Ляпрюнъ . . . 19—34
c. Взглядъ на философію въ учебникахъ и учебныхъ пособіяхъ............... 34—42
2. Наиболѣе характерныя идеи современной франц.
фиЛОСОфІИ............ 42—78
a. О случайности („контингентное™") законовъ природы (курсъ проф. Сорбонны, Б утру) . . . . 43—60
b. Объ идеальныхъ началахъ въ природѣ (куроъ проф. Шарля Левека) .......... 61—69
c. Объ активности нашего познанія (курсъ проф.
Сорбонны, Сеайя)............69—78
3. Противоположный полюсъ мысли.......78—125
a. Эстетическій скентицизмъ Ренана....... 82—112
Понятіе Ренана о философіи......... 85—88
Объемъ, составъ и значеніе познанія, но Ренану. . 88—93
Философія природы............ 93—99
Философія религіи............. 99—107
Нравственныя и соціально-иолитичсскія воззрѣнія
Ренана................107-111
b. Новѣйшая форма позитивизма (проф. аи College de
France Лаффиттъ)............112—124
II. Иниціаторы современной французской философіи. 125—213
1. Мэнъ-де-Биранъ.............ізз—і8і
Генезисъ философіи Мэнъ-де-Бирана........141—150
Ученіе Мэнъ-де-Бирана о происхождепіи и природѣ нашего познанія...............151—163
Спиритуализмъ Мэнъ-де-Бирана..........163—171
Философія религіи Мэнъ-де-Бирана.........171—181
2. Викторъ Еузепъ..............18І-211
Основная точка зрѣнія и главные тезисы философіи Кузена. 185—192 Теорія безличнаго разума, по Кузену; истины необходи-
мыя и универсальныя; спонтанейтность и рефлексія. . 192—202 Мораль и теодицея, по Кузену.......... 202—211
— 332 —
III. Основныя направленія современной французской
фнлософіи.................213—309
1. Школа позитивно-соціалистическая.....216—236
Моментъ первый, „реабилитация плоти" или „физизмъ"
(Оенъ-Симот и сенсимонисты)..........217—221
Второй моментъ: оправданіе страсти ( Фурье и фурьеризмъ). 221—223 Третій моментъ: апоѳеоза человѣчества (Цьеръ Леру,
Жанъ Рейно, Пеллетапъ, Дольфусъ и др.)..... 223—229
Моментъ четвертый: матеріализмъ (Галль и Вру ссе) . . 229-231 Моментъ пятый: позитивизмъ (Еонтъ и Литтре). . . 231—233 Моментъ шестой и послѣдній: новое вольтерьянство.
(Лянфрей) и атеизмъ (Прудонъ)......... 233—236
2. Критическая школа............ 237—261
Критицизмъ съ наклономъ къ позитивизму (Тэт) . , , 238—250 Критицизмъ съ наклономъ къ Канту или „французское новокантіанство' (Ренувье и др.)......... 250—261
3. Школа теологическая........... 261—278
Традиціонализмъ (Боиальдъ, Ботэнь и др.)..... 264—271
Философія общаго или здраваго смысла (Лямнэ). . . . 271—278 Онтологизмъ и гголурацшиализмъ (&бб. Маре, Гратри и др). 278—287
4. Школа спиритуалистическая........ 287—зю
Первоначальная форма спиритуализма — спиритуализмъ
ТСузеновскій (Шарль-де-Ремюза, Эмиль Gecce, Фрашъ,
Поль Жане)................ 288—296
Такъ называемый „Новый спиритуализмъ" {Жуффруа,
Равесонъ, Лягиелье, Вашро).......... 296—305
Отраженіе философіи спиритуализма въ другихъ сферахъ
знанія................... 305 -310
IY. Философія напшхъ дней во Францій к взглядъ
на будущее................310329
Характеристика гооподотвующаго въ современной Францій философскаго паиравлоиія, по Фуллье (спиритуалистически реализмъ или динамизмъ).........310—316
Стремлеиіе къ перестановке философскихъ задачъ на общенаучную почву или такъ называемая „Научная философія" во Францій............316—320
Вопросъ о руководящихъ началахъ и осповахъ знанія . 320—326
Вопросъ о прииципѣ жизни........... 326—329
Общее ЗаіСЛЮЧОНІО.............. 329-330
![]() Известный отечественный философ, психолог, логик, крупнейший представитель русского неокантианства. Родился в Тамбове. В 1881 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884–1886), где слушал лекции Куно Фишера в Гейдельберге. В 1888 г. защитил магистерскую диссертацию «Опыт построения теории материи на принципах критической философии». С 1890 г. — профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Был одним из инициаторов учреждения первого в России Философского общества при Петербургском университете и его бессменным председателем с 1899 по 1921 гг.
А. И. Введенскому принадлежит целый ряд работ по гносеологии, метафизике и другим вопросам философии. В своих сочинениях «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) он ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности психического за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по Введенскому, подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством. Логическое учение Введенского связано с его гносеологией; функция логики, по его мнению, — проверять истинность познания, а не открывать новое. А. И. Введенский был редактором многих переводов и изданий европейской философской литературы, автором статей в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. Университетский курс Введенского по логике был удостоен премии имени Петра Великого. |