|
Оглавление
ОГЛАВЛЕНІВ
О задачахъ современной философіи, въ связи еъ во-иросомъ о возможности и направленій философіи самобытно-русской (вмѣето введеній).........VI-XXXVIII
Предварительный замѣчапія......... 1-8
I. Бведеніе ві* философію (курсъ Паульсеш). ... 8-60
1. Проблема онтологическая............ 12—23
2. Проблема космологическая или теологическая .... 23—41
3. Проблема гносеологическая........... 41—51
4. Общая одѣика курса проф. Паульсепа....... 51—60
II. Исторія философіи.............. 60—95
Основныя направленій современной нѣмецкой философіи по лекціямъ пр.-доцента Де puma . . 6.5 95
1. Пантелизмъ Шопетауера........... 66—69
2. Панфизизмъ Фейрбаха, Молешопіта, Карла Фохта и Вюхнера...........,...... 69—71
3. Ианэстетицизмъ Фехнера, Вайсе и Лотце ..... 72—78
4. Агностицизмъ Альберта Ланье......... 78—80
5. Новый панпсихизмъ еъ аптихриотіанскою окраскою (Эдуардъ-фонъ-ТЪрпгманъ)........... 80—82
6. Новый панфизизмъ съ паклопомъ къ переходу въ гило-зоизмъ (КцоАьбе, Ц'ёльперъ, Гекксль)....... 82—83
7. Новый панфизизмъ съ дуалистическою окраскою (Евіе-
иій Дюритъ)................ 84—86
8. Новый панпсихизмъ съ наклономъ къ Христіанству
(Вуидтъ)................. 86—91
Классификационная схема и общія замѣчапія о курсѣ
Дери ига................. . 91—95
III. Теорія познаїїіа (Гносеологія).......... 95—141
О постановкѣ названной философской дисциплины
въ современныхъ Германскихъ уииверситетахъ. 95 - НО
1. Проблема о реальности внѣшняго міра . . 110—120
2. Что познаваемо во внѣшнемъ мірѣ? .... 120—123
— 188 —
3. О пространствѣ и времени........123—126
4. О ка^егоріяхъ, категоріальныхъ понятіяхъ и руководящихъ идеяхъ:
a. Вещь и субстанція...........126—129
b. Категорій дѣйствія и страданія въ связи съ по-нятіемъ о закоиѣ причинности.......129—131
c. Законъ сохрапенія силы.........131—132
d. Категорія сущности...........132 — 133
e. Понятіе цДші..............133—134
5. Законы мышленія:
a. Законъ матеріальної! истинности мышленія. . . 135—136
b. Законъ тожества............136—136
c. Законъ противорѣчія...........136—137
d. Законъ исключеішаго ^третьяго.......137—137
e. Законъ достаточнаго основанія.......137—139
Общія замѣчанія о современной постановкѣ въ
Германій Теорій познанія (Гносеологіи). . . . 139—141
IV. Фидософія религіи...........141—144
1. О доказательствахъ бытія Божія по лекціямъ проф. Лассона.
a. Доказательство отъ субъекта........144—154
b. Доказательство отъ объекта........154—157
c. Онтологическое доказательство.......157—158
2. Вопросъ о происхожденіи религіи по лекціямъ
проф. Рунце...............158—163
V. Философія будущаго въ Германій......164—183
Что такое мышлеиіе?..............172—175
Что такое философія?..............175—179
Общій взглядъ на исторію философіи съ тимологической
точки зрѣнія................179—183
Заключеніе о Германской философіи.......183-186
![]() Известный отечественный философ, психолог, логик, крупнейший представитель русского неокантианства. Родился в Тамбове. В 1881 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884–1886), где слушал лекции Куно Фишера в Гейдельберге. В 1888 г. защитил магистерскую диссертацию «Опыт построения теории материи на принципах критической философии». С 1890 г. — профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Был одним из инициаторов учреждения первого в России Философского общества при Петербургском университете и его бессменным председателем с 1899 по 1921 гг.
А. И. Введенскому принадлежит целый ряд работ по гносеологии, метафизике и другим вопросам философии. В своих сочинениях «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) он ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности психического за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по Введенскому, подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством. Логическое учение Введенского связано с его гносеологией; функция логики, по его мнению, — проверять истинность познания, а не открывать новое. А. И. Введенский был редактором многих переводов и изданий европейской философской литературы, автором статей в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. Университетский курс Введенского по логике был удостоен премии имени Петра Великого. |