Оглавление
ОГЛАВЛЕНІЕ
Предварительныя замѣчанія........... 1-6
I. Университетская философія........... 6—125
1. Господствующее пониманіе философіи .... 10—42
a. Проф. Сорбонны, Поль Жане........ 10—19
b. Проф. „Нормальной школы", Олэ-Ляпрюнъ . . . 19—34
c. Взглядъ на философію въ учебникахъ и учебныхъ пособіяхъ............... 34—42
2. Наиболѣе характерныя идеи современной франц.
фиЛОСОфІИ............ 42—78
a. О случайности („контингентное™") законовъ природы (курсъ проф. Сорбонны, Б утру) . . . . 43—60
b. Объ идеальныхъ началахъ въ природѣ (куроъ проф. Шарля Левека) .......... 61—69
c. Объ активности нашего познанія (курсъ проф.
Сорбонны, Сеайя)............69—78
3. Противоположный полюсъ мысли.......78—125
a. Эстетическій скентицизмъ Ренана....... 82—112
Понятіе Ренана о философіи......... 85—88
Объемъ, составъ и значеніе познанія, но Ренану. . 88—93
Философія природы............ 93—99
Философія религіи............. 99—107
Нравственныя и соціально-иолитичсскія воззрѣнія
Ренана................107-111
b. Новѣйшая форма позитивизма (проф. аи College de
France Лаффиттъ)............112—124
II. Иниціаторы современной французской философіи. 125—213
1. Мэнъ-де-Биранъ.............ізз—і8і
Генезисъ философіи Мэнъ-де-Бирана........141—150
Ученіе Мэнъ-де-Бирана о происхождепіи и природѣ нашего познанія...............151—163
Спиритуализмъ Мэнъ-де-Бирана..........163—171
Философія религіи Мэнъ-де-Бирана.........171—181
2. Викторъ Еузепъ..............18І-211
Основная точка зрѣнія и главные тезисы философіи Кузена. 185—192 Теорія безличнаго разума, по Кузену; истины необходи-
мыя и универсальныя; спонтанейтность и рефлексія. . 192—202 Мораль и теодицея, по Кузену.......... 202—211
— 332 —
III. Основныя направленія современной французской
фнлософіи.................213—309
1. Школа позитивно-соціалистическая.....216—236
Моментъ первый, „реабилитация плоти" или „физизмъ"
(Оенъ-Симот и сенсимонисты)..........217—221
Второй моментъ: оправданіе страсти ( Фурье и фурьеризмъ). 221—223 Третій моментъ: апоѳеоза человѣчества (Цьеръ Леру,
Жанъ Рейно, Пеллетапъ, Дольфусъ и др.)..... 223—229
Моментъ четвертый: матеріализмъ (Галль и Вру ссе) . . 229-231 Моментъ пятый: позитивизмъ (Еонтъ и Литтре). . . 231—233 Моментъ шестой и послѣдній: новое вольтерьянство.
(Лянфрей) и атеизмъ (Прудонъ)......... 233—236
2. Критическая школа............ 237—261
Критицизмъ съ наклономъ къ позитивизму (Тэт) . , , 238—250 Критицизмъ съ наклономъ къ Канту или „французское новокантіанство' (Ренувье и др.)......... 250—261
3. Школа теологическая........... 261—278
Традиціонализмъ (Боиальдъ, Ботэнь и др.)..... 264—271
Философія общаго или здраваго смысла (Лямнэ). . . . 271—278 Онтологизмъ и гголурацшиализмъ (&бб. Маре, Гратри и др). 278—287
4. Школа спиритуалистическая........ 287—зю
Первоначальная форма спиритуализма — спиритуализмъ
ТСузеновскій (Шарль-де-Ремюза, Эмиль Gecce, Фрашъ,
Поль Жане)................ 288—296
Такъ называемый „Новый спиритуализмъ" {Жуффруа,
Равесонъ, Лягиелье, Вашро).......... 296—305
Отраженіе философіи спиритуализма въ другихъ сферахъ
знанія................... 305 -310
IY. Философія напшхъ дней во Францій к взглядъ
на будущее................310329
Характеристика гооподотвующаго въ современной Францій философскаго паиравлоиія, по Фуллье (спиритуалистически реализмъ или динамизмъ).........310—316
Стремлеиіе къ перестановке философскихъ задачъ на общенаучную почву или такъ называемая „Научная философія" во Францій............316—320
Вопросъ о руководящихъ началахъ и осповахъ знанія . 320—326
Вопросъ о прииципѣ жизни........... 326—329
Общее ЗаіСЛЮЧОНІО.............. 329-330
Введенский Алексей Иванович Философ, богослов, историк философии. Родился в Серпухове, в семье священника. В 1886 г. окончил Московскую духовную академию, получив степень кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем латыни в Вологодскую духовную семинарию. В 1887 г. исполнял обязанности доцента на кафедре истории философии Московской духовной академии (с 1891 г. — доцент). В 1891 г. защитил магистерскую диссертацию, а в следующем году перешел на кафедру метафизики и логики. С 1892 г. экстраординарный профессор Московской духовной академии. В 1902 г. написал докторскую диссертацию "Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий". С 1905 г. ординарный профессор Московской духовной академии, с 1908 г. — заслуженный ординарный профессор. В 1906–1913 гг. был членом правления Московской духовной академии.
Философское мировоззрение А. И. Введенского, основанное на принципах русской духовно-академической традиции, было ориентировано на синтез богословского и философского знания. Он полагал, что философия каждого народа представляет собой раскрытие его религиозных представлений, и в своем понимании сущности философского познания был близок к идеям В. С. Соловьева и русских религиозных философов начала XX в. Известность получила его книга "Современное состояние философии в Германии и Франции", где он не только рассмотрел основные направления немецкой и французской философии, но и попытался определить особенности русской философии, благодаря которым возможно преодоление кризиса западной мысли. В других работах он исследовал философские теории XIX в. о происхождении религии, религиозную историю Индии. Он также написал большое число статей о русских и зарубежных писателях и о событиях современной ему философской, культурной и общественной жизни. |