Оглавление
ОГЛАВЛЕНІВ
О задачахъ современной философіи, въ связи еъ во-иросомъ о возможности и направленій философіи самобытно-русской (вмѣето введеній).........VI-XXXVIII
Предварительный замѣчапія......... 1-8
I. Бведеніе ві* философію (курсъ Паульсеш). ... 8-60
1. Проблема онтологическая............ 12—23
2. Проблема космологическая или теологическая .... 23—41
3. Проблема гносеологическая........... 41—51
4. Общая одѣика курса проф. Паульсепа....... 51—60
II. Исторія философіи.............. 60—95
Основныя направленій современной нѣмецкой философіи по лекціямъ пр.-доцента Де puma . . 6.5 95
1. Пантелизмъ Шопетауера........... 66—69
2. Панфизизмъ Фейрбаха, Молешопіта, Карла Фохта и Вюхнера...........,...... 69—71
3. Ианэстетицизмъ Фехнера, Вайсе и Лотце ..... 72—78
4. Агностицизмъ Альберта Ланье......... 78—80
5. Новый панпсихизмъ еъ аптихриотіанскою окраскою (Эдуардъ-фонъ-ТЪрпгманъ)........... 80—82
6. Новый панфизизмъ съ паклопомъ къ переходу въ гило-зоизмъ (КцоАьбе, Ц'ёльперъ, Гекксль)....... 82—83
7. Новый панфизизмъ съ дуалистическою окраскою (Евіе-
иій Дюритъ)................ 84—86
8. Новый панпсихизмъ съ наклономъ къ Христіанству
(Вуидтъ)................. 86—91
Классификационная схема и общія замѣчапія о курсѣ
Дери ига................. . 91—95
III. Теорія познаїїіа (Гносеологія).......... 95—141
О постановкѣ названной философской дисциплины
въ современныхъ Германскихъ уииверситетахъ. 95 - НО
1. Проблема о реальности внѣшняго міра . . 110—120
2. Что познаваемо во внѣшнемъ мірѣ? .... 120—123
— 188 —
3. О пространствѣ и времени........123—126
4. О ка^егоріяхъ, категоріальныхъ понятіяхъ и руководящихъ идеяхъ:
a. Вещь и субстанція...........126—129
b. Категорій дѣйствія и страданія въ связи съ по-нятіемъ о закоиѣ причинности.......129—131
c. Законъ сохрапенія силы.........131—132
d. Категорія сущности...........132 — 133
e. Понятіе цДші..............133—134
5. Законы мышленія:
a. Законъ матеріальної! истинности мышленія. . . 135—136
b. Законъ тожества............136—136
c. Законъ противорѣчія...........136—137
d. Законъ исключеішаго ^третьяго.......137—137
e. Законъ достаточнаго основанія.......137—139
Общія замѣчанія о современной постановкѣ въ
Германій Теорій познанія (Гносеологіи). . . . 139—141
IV. Фидософія религіи...........141—144
1. О доказательствахъ бытія Божія по лекціямъ проф. Лассона.
a. Доказательство отъ субъекта........144—154
b. Доказательство отъ объекта........154—157
c. Онтологическое доказательство.......157—158
2. Вопросъ о происхожденіи религіи по лекціямъ
проф. Рунце...............158—163
V. Философія будущаго въ Германій......164—183
Что такое мышлеиіе?..............172—175
Что такое философія?..............175—179
Общій взглядъ на исторію философіи съ тимологической
точки зрѣнія................179—183
Заключеніе о Германской философіи.......183-186
Введенский Алексей Иванович Философ, богослов, историк философии. Родился в Серпухове, в семье священника. В 1886 г. окончил Московскую духовную академию, получив степень кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем латыни в Вологодскую духовную семинарию. В 1887 г. исполнял обязанности доцента на кафедре истории философии Московской духовной академии (с 1891 г. — доцент). В 1891 г. защитил магистерскую диссертацию, а в следующем году перешел на кафедру метафизики и логики. С 1892 г. экстраординарный профессор Московской духовной академии. В 1902 г. написал докторскую диссертацию "Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий". С 1905 г. ординарный профессор Московской духовной академии, с 1908 г. — заслуженный ординарный профессор. В 1906–1913 гг. был членом правления Московской духовной академии.
Философское мировоззрение А. И. Введенского, основанное на принципах русской духовно-академической традиции, было ориентировано на синтез богословского и философского знания. Он полагал, что философия каждого народа представляет собой раскрытие его религиозных представлений, и в своем понимании сущности философского познания был близок к идеям В. С. Соловьева и русских религиозных философов начала XX в. Известность получила его книга "Современное состояние философии в Германии и Франции", где он не только рассмотрел основные направления немецкой и французской философии, но и попытался определить особенности русской философии, благодаря которым возможно преодоление кризиса западной мысли. В других работах он исследовал философские теории XIX в. о происхождении религии, религиозную историю Индии. Он также написал большое число статей о русских и зарубежных писателях и о событиях современной ему философской, культурной и общественной жизни. |