В настоящее время все большее количество ученых занимается изучением реального бытия языка, сложного, многогранного, вечно живого. Современный этап развития языкознания характеризуется тенденцией к изучению связного текста, к выявлению особенностей языковых единиц, возникающих в результате их функционирования в качестве компонентов текста. Предлагаемое пособие выходит за рамки описания категорий грамматического и художественного времени. Оно знакомит читателя с некоторыми положениями лингвистики текста, новой области языкознания, интенсивно разрабатывающейся в настоящее время отечественными и зарубежными учеными. В пособии отражена и тенденция к междисциплинарным исследованиям, интегрирующим данные различных областей знания. Пособие предназначается для студентов институтов и факультетов иностранных языков, а также филологических факультетов университетов. Материалы книги были апробированы в спецкурсе, который читался автором в Ленинградском Ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте им.А.И.Герцена. Пособие может быть также использовано при чтении спецкурсов на факультетах повышения квалификации. Автор приносит глубокую благодарность рецензентам рукописи – доктору филологических наук, профессору Л.С.Бархударову, доктору филологических наук, профессору И.П.Ивановой и кандидату филологических наук, доценту Н.А.Штейнберг за ценные замечания. Изображение времени в художественном произведении, создание меняющейся временной перспективы и изучение тех языковых средств, которые принимают в этом участие, – одна из интереснейших проблем современной лингвистической и литературоведческой науки. Категория времени в различных аспектах – историческом, философском, языковом – тесно связана с природой художественного творчества. Однако серьезный интерес к ней лингвистов и литературоведов – явление последних десятилетий. На страницах настоящей книги автор знакомит читателя с характерными свойствами художественного времени, с функционированием видо-временных форм английского глагола в художественном тексте. В работе рассматривается взаимодействие и взаимозависимость грамматического и художественного времени. Видо-временная система представлена в книге в различных аспектах: – в плане парадигматическом – как система взаимопротивопоставленных форм; – в плане синтагматическом – с точки зрения их употребления в речи; – на уровне текста – в свете тех отношений, которые складываются при порождении текста как единой информационной системы, как единицы высшего ранга; – как часть инвентаря языковых форм, участвующих в создании художественного времени. Для современной лингвистики характерна тенденция к исследованиям, в которых используются данные смежных наук, к разработке комплексных, пограничных проблем. Эта тенденция в известной мере обусловила и появление настоящего исследования. Для решения поставленных в книге задач потребовалось обращение к различным областям знания: 1) к диалектико-материалистическому учению о времени для определения основных свойств художественного и грамматического времени. Эти свойства выводятся путем сравнения с универсальными свойствами объективного и перцептуального времени. Такое сравнение способствует более глубокой интерпретации особенностей грамматического времени; 2) к марксистско-ленинской эстетике – для понимания природы художественного творчества; 3) к лингвистике текста – для анализа особенностей функционирования видо-временной системы в тексте; 4) к поэтике – с целью изучения роли видо-временных форм в построении временного каркаса произведения. Книга включает четыре главы: в главе I – "Теоретические основы взаимодействия грамматического и художественного времени" – студенты знакомятся с общими теоретическими принципами работы. В главах II и III предлагается многоаспектное описание видо-временной системы английского глагола, а также отношений между грамматическим и художественным временем. В главе IV (Заключение) приводятся структурная и функционально-семантическая модели видо-временной системы английского глагола и подводятся итоги сопоставления грамматического и художественного времени. В круг исследуемых вопросов включается рассмотрение внутренней организации языка, его функционирование в тексте, соотнесенность с экстралингвистической действительностью и прагматическая сторона языка – взаимодействие различных планов коммуникации. Формы будущего времени в работе не рассматриваются в связи с тем, что на уровне текста они играют незначительную роль, не участвуют в развитии повествования и употребление их носит изолированный характер. ![]() Доктор филологических наук, профессор. Ее педагогическая и исследовательская деятельность связана с Российским педагогическим университетом имени А. И. Герцена, где она проработала полвека. В течение 27 лет возглавляла кафедру английского языка факультета иностранных языков. Автор более 150 научных трудов, в число которых входят статьи и монографии, а также учебники и учебные пособия; последние написаны в соавторстве с коллегами. З. Я. Тураева выступала с лекциями в разных университетах Советского Союза, а также Венгрии, Германии и США. В качестве научного руководителя она воспитала целую плеяду лингвистов, многие из которых успешно работают сегодня в российских вузах.
|