URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Тураева З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка) Обложка Тураева З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка)
Id: 205036
602

Категория времени:
Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка). Изд. стереотип.

2016. 216 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Проблемы художественного времени и пространства, их связь и взаимозависимость с категорией грамматического времени десятилетиями занимают ученых разных направлений. За последние годы изучение художественного времени оказалось увязанным с изучением концепции возможного мира, то есть некоторого состояния дел, возможного в одном из миров, представляющих альтернативу актуальному миру. Это мир, достижимый из реального мира автора, но он... (Подробнее)


Оглавление
top
От автора
Введение
Глава I.Теоретические основы взаимодействия грамматического и художественного времени
 § 1.Исходные понятия
 § 2.Топологические свойства различных форм времени
 § 3.Концептуальное время и концептуальное пространство
 § 4.Некоторые положения теории текста
 § 5.Принципы функционирования видо-временных форм в художественном произведении
Глава II.Видо-временные формы сферы настоящего
 § 1.Настоящее индефинитное (НИ)
 Классификация вариантов НИ по аспектуально-темпоральному принципу
 Классификация композиционно-стилистических функций НИ
 § 2.Настоящее длительное (НД)
 Классификация вариантов НД по аспектуально-темпоральному принципу
 Классификация композиционно-стилистических функций НД
 § 3.Настоящее перфектное (НП)
 Классификация вариантов НП по аспектуально-темпоральному принципу
 Классификация композиционно-стилистических функций НП
 § 4.Настоящее перфектное длительное (НПД)
 Классификация вариантов НПД по аспектуально-темпоральному принципу
 Классификация композиционно-стилистических функций НПД
Глава III.Видо-временные формы сферы прошедшего
 § 1.Прошедшее индефинитное (ПИ)
 Классификация вариантов ПИ по аспектуально-темпоральному принципу
 Классификация композиционно-стилистических функций ПИ
 § 2.Прошедшее длительное (ПД)
 Классификация вариантов ПД по аспектуально-темпоральному принципу
 Классификация композиционно-стилистических функций ПД
 Структурно-текстовые функции
 § 3.Прошедшее перфектное (ПП)
 Классификация вариантов ПП по аспектуально-темпоральному принципу
 Классификация композиционно-стилистических функций ПП
 § 4.Прошедшее перфектное длительное (ППД)
 Классификация вариантов ППД по аспектуально-темпоральному принципу
 Классификация композиционно-стилистических функций ППД
Глава IV.Заключение
 § 1.Структурная и функционально-семантическая модели микросистемы времени, вида и временной отнесенности английского глагола
 § 2.Сопоставление грамматического и художественного времени
Библиография

От автора
top

В настоящее время все большее количество ученых занимается изучением реального бытия языка, сложного, многогранного, вечно живого.

Современный этап развития языкознания характеризуется тенденцией к изучению связного текста, к выявлению особенностей языковых единиц, возникающих в результате их функционирования в качестве компонентов текста.

Предлагаемое пособие выходит за рамки описания категорий грамматического и художественного времени. Оно знакомит читателя с некоторыми положениями лингвистики текста, новой области языкознания, интенсивно разрабатывающейся в настоящее время отечественными и зарубежными учеными. В пособии отражена и тенденция к междисциплинарным исследованиям, интегрирующим данные различных областей знания.

Пособие предназначается для студентов институтов и факультетов иностранных языков, а также филологических факультетов университетов. Материалы книги были апробированы в спецкурсе, который читался автором в Ленинградском Ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте им.А.И.Герцена.

Пособие может быть также использовано при чтении спецкурсов на факультетах повышения квалификации.

Автор приносит глубокую благодарность рецензентам рукописи – доктору филологических наук, профессору Л.С.Бархударову, доктору филологических наук, профессору И.П.Ивановой и кандидату филологических наук, доценту Н.А.Штейнберг за ценные замечания.


Введение
top

Изображение времени в художественном произведении, создание меняющейся временной перспективы и изучение тех языковых средств, которые принимают в этом участие, – одна из интереснейших проблем современной лингвистической и литературоведческой науки. Категория времени в различных аспектах – историческом, философском, языковом – тесно связана с природой художественного творчества. Однако серьезный интерес к ней лингвистов и литературоведов – явление последних десятилетий.

На страницах настоящей книги автор знакомит читателя с характерными свойствами художественного времени, с функционированием видо-временных форм английского глагола в художественном тексте. В работе рассматривается взаимодействие и взаимозависимость грамматического и художественного времени.

Видо-временная система представлена в книге в различных аспектах:

– в плане парадигматическом – как система взаимопротивопоставленных форм;

– в плане синтагматическом – с точки зрения их употребления в речи;

– на уровне текста – в свете тех отношений, которые складываются при порождении текста как единой информационной системы, как единицы высшего ранга;

– как часть инвентаря языковых форм, участвующих в создании художественного времени.

Для современной лингвистики характерна тенденция к исследованиям, в которых используются данные смежных наук, к разработке комплексных, пограничных проблем. Эта тенденция в известной мере обусловила и появление настоящего исследования. Для решения поставленных в книге задач потребовалось обращение к различным областям знания:

1) к диалектико-материалистическому учению о времени для определения основных свойств художественного и грамматического времени. Эти свойства выводятся путем сравнения с универсальными свойствами объективного и перцептуального времени. Такое сравнение способствует более глубокой интерпретации особенностей грамматического времени;

2) к марксистско-ленинской эстетике – для понимания природы художественного творчества;

3) к лингвистике текста – для анализа особенностей функционирования видо-временной системы в тексте;

4) к поэтике – с целью изучения роли видо-временных форм в построении временного каркаса произведения.

Книга включает четыре главы: в главе I – "Теоретические основы взаимодействия грамматического и художественного времени" – студенты знакомятся с общими теоретическими принципами работы. В главах II и III предлагается многоаспектное описание видо-временной системы английского глагола, а также отношений между грамматическим и художественным временем. В главе IV (Заключение) приводятся структурная и функционально-семантическая модели видо-временной системы английского глагола и подводятся итоги сопоставления грамматического и художественного времени.

В круг исследуемых вопросов включается рассмотрение внутренней организации языка, его функционирование в тексте, соотнесенность с экстралингвистической действительностью и прагматическая сторона языка – взаимодействие различных планов коммуникации.

Формы будущего времени в работе не рассматриваются в связи с тем, что на уровне текста они играют незначительную роль, не участвуют в развитии повествования и употребление их носит изолированный характер.


Об авторе
top
photoТураева Зинаида Яковлевна
Доктор филологических наук, профессор. Ее педагогическая и исследовательская деятельность связана с Российским педагогическим университетом имени А. И. Герцена, где она проработала полвека. В течение 27 лет возглавляла кафедру английского языка факультета иностранных языков. Автор более 150 научных трудов, в число которых входят статьи и монографии, а также учебники и учебные пособия; последние написаны в соавторстве с коллегами. З. Я. Тураева выступала с лекциями в разных университетах Советского Союза, а также Венгрии, Германии и США. В качестве научного руководителя она воспитала целую плеяду лингвистов, многие из которых успешно работают сегодня в российских вузах.