Работая надъ своей книгой "Мораль идей-силъ", я познакомился съ доктринами Ницше, представляющими собою какъ бы предварительный вопросъ, который неизбежно возникаетъ у каждаго моралиста. Существуетъ ли на самомъ деле мораль? Мало того, желательно ли ея существование? Не принесла ли она человечеству больше вреда, чемъ пользы? – Вотъ вопросы, которые ставитъ Ницше. Проживая на водахъ въ одномъ изъ городовъ Германии, я воспользовался свободнымъ временемъ для ознакомления съ продзведениями немецкаго мыслителя, и мне казалось, что я, какъ моралистъ, могу до известной степени содействовать выяснению вопроса правильной оценкой возражений этого суроваго "имморалиста". Но такъ какъ разборъ произведений Ницше и моральнаго скептицизма слишкомъ увеличилъ бы размеры книги "Мораль идей-силъ", я решилъ издать отдельно настоящий трудъ, являющийся главнымъ образомъ критическимъ и въ нйкоторомъ отношении предварительнымъ. Произведения Ницше вызвали во мне темъ больший интересъ, что мне постоянно приходилось встречать въ книгахъ и обзорахъ сопоставляете именъ Ницше и Гюйо. Ницше, Гюйо и я жили, не зная того, одновременно въ Ницце и Ментоне. Гюйо не имелъ ни малейшаго понятия ни объ имени, ни о произведенияхъ Ницше. Ницше же, напротивъ, былъ знакомъ съ "Очеркомъ морали" и "Безвериемъ будущаго"; въ его библютеке находились oбе эти книги; онъ упоминаетъ о нихъ также въ "Ессе homo". Экземпляры, имевшиеся у него, испещрены подчеркнутыми местами, отметками на поляхъ, восклицательными знаками, знаками одобрения или неодобрения. Суждения Ницше о Гюйо представляютъ большой интересъ, такъ какъ они указываютъ намъ, до какой степени расходятся, – несмотря на очевидное сходство въ некоторыхъ пунктахъ – эти два мыслителя, исходящие изъ общей основной идеи интенсивной и экстенсивной жизни. Эти замечания обнаруживаютъ, кроме того, настоящую симпатию и глубокое уважение, доходящее до восхищения, которыя Ницше питалъ къ Гюйо. Ницше представлялъ для меня еще и другой интересъ. Въ то время я уже началъ свой психологический очеркъ европейскихъ народовъ, являвшийся дополнениемъ къ "Психологии французскаго народа" и дававший мне отдыхъ отъ занятий чисто абстрактнаго характера. Я нашелъ въ Ницше человека, могущаго быть во многихъ отношенияхъ представителемъ немецкой психологии и современныхъ направлений мысли въ Германии, не говоря уже о томъ, что въ своихъ замечательныхъ страницахъ, посвященныхъ Тэну, Ницше тонко очерчиваетъ физиономии некоторыхъ народовъ, въ томъ числе немцевъ и французовъ. Если я не ошибаюсь, психологи и моралисты должны интересоваться произведениями Ницше не только со стороны ихъ достоинства, но и со стороны того влияния, которое они оказываютъ, благодаря своей поэтической форме. Разве поэтъ не влияетъ иногда сильнее, чемъ чистый метафизикъ, на движение моральныхъ и сощальныхъ идей? Гюйо самъ служилъ этому доказательствомъ до Ницше, хотя онъ былъ въ истинномъ смысле философомъ и теоретикомъ. Къ тому же, нетъ ничего полезнее изучения произведений независимыхъ умовъ, смелость и искренность которыхъ не знаетъ преградъ. Oportet haereses esse – это еще более верно по отношению къ философии и морали, чемъ къ религии. Доктрина, видящая не только въ теологии, но и въ морали, истинную причину испорченности и "упадка" человечества, препятствие прогрессу рода путемъ развития высшихъ индивидовъ, – доктрина, облекающаяся въ форму "имморализма" и заявляющая, что подъ "самыми священными именами", въ томъ числе подъ именемъ "добродетели", – людьми правятъ въ сущности "нигилистическия ценности упадка и уничтожения", – подобная доктрина, возобновляющая великое возстание скептиковъ и софистовъ противъ закона во имя природы, – не можетъ остаться безразличной для философа; ибо на практике она не преминетъ найти отголосокъ въ страстяхъ, которыя до сихъ поръ считались дурными, но которыя Ницше объявилъ "хорошими", какъ-то: "сладострате, инстинктъ власти, гордость" – три главныя добродетели новаго евангелия. Альфред Жюль Эмиль Фулье (Фуйе) (1838–1912) Известный французский философ и социолог. Преподаватель философии Парижской нормальной школы (1872–1879). В своей эклектической метафизике при помощи "метода примирения" пытался объединить различные философские направления. Основными факторами мирового процесса признавал особые духовно-волевые состояния, "идеи-силы", реализующиеся через понимание и признание их массами. В социологии А.Фулье был умеренным сторонником так называемой органической школы, сравнивавшей общество с организмом и пытавшейся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Согласно Фулье, общество – это психологический "договорный организм", который не может существовать независимо от индивидов. В процессе эволюции чувство общественной солидарности прогрессирует вместе с сознанием индивидов, в связи с чем возрастает зависимость развития общества как от идеологических факторов, так и от сознательной воли его членов. Высшая стадия эволюции понимается Фулье как полное единство социального и индивидуального в условиях развитых форм договорных отношений. |