Предисловие |
ВВЕДЕНИЕ. | Глава I. Абсолютный имморализмъ и индивидуализмъ Штирнера |
ГЛАВА II. | Социальный элементъ въ ивдивидуализме по учению Гюйо |
Книга I. Основной принпипъ философии Ницше. Воля къ власти |
ГЛАВА I. | Воля къ власти и воля къ жизни |
ГЛАВА II. | Истинное, какъ воля къ власти |
Книга II. Индивидуалистический и аристократический имморализмъ |
ГЛАВА I. | Критика морали |
ГЛАВА II. | Идея индивидуальной жизни. Ницше и английская школа |
ГЛАВА III. | Идея социальной жизни |
ГЛАВА IV. | Осуждение справедливости |
ГЛАВА V. | Мораль рабовъ и мораль госgодъ. Социальныя идеи Ницше. Демократия. -- Социализмъ. -- Анархизмъ |
ГЛАВА VI. | Осуждение сострадания |
Книга III. Суждение Ницше о Гюйо по неизданнымъ документамъ |
Книга IV. Религия Ницше |
ГЛАВА I. | Христианский идеалъ |
ГЛАВА II. | Пришествие сверхъ-человека |
ГЛАВА III. | Вечное возвращение |
ГЛАВА IV. | Аполлоновский и дионисиевский культъ природы |
ГЛАВА V. | Заключение: |
| I. | Мнения Ницше о его собственной оригинальности |
| II. | Основная идея Ницше |
| III. | Моральный анархизмъ и его эволюция къ социализму |
| IV. | Заключение |
Работая надъ своей книгой "Мораль идей-силъ",
я познакомился съ доктринами Ницше, представляющими собою
какъ бы предварительный вопросъ, который неизбежно возникаетъ
у каждаго моралиста. Существуетъ ли на самомъ деле
мораль? Мало того, желательно ли ея существование? Не принесла ли она человечеству больше вреда, чемъ пользы? -- Вотъ
вопросы, которые ставитъ Ницше.
Проживая на водахъ въ одномъ изъ городовъ Германии,
я воспользовался свободнымъ временемъ для ознакомления съ продзведениями
немецкаго мыслителя, и мне казалось, что я, какъ
моралистъ, могу до известной степени содействовать выяснению
вопроса правильной оценкой возражений этого суроваго "имморалиста".
Но такъ какъ разборъ произведений Ницше и моральнаго
скептицизма слишкомъ увеличилъ бы размеры книги
"Мораль идей-силъ", я решилъ издать отдельно настоящий
трудъ, являющийся главнымъ образомъ критическимъ и въ нйкоторомъ
отношении предварительнымъ.
Произведения Ницше вызвали во мне темъ больший интересъ,
что мне постоянно приходилось встречать въ книгахъ
и обзорахъ сопоставляете именъ Ницше и Гюйо.
Ницше, Гюйо и я жили, не зная того, одновременно въ
Ницце и Ментоне. Гюйо не имелъ ни малейшаго понятия
ни объ имени, ни о произведенияхъ Ницше. Ницше же, напротивъ,
былъ знакомъ съ "Очеркомъ морали" и "Безвериемъ
будущаго"; въ его библютеке находились oбе эти книги; онъ
упоминаетъ о нихъ также въ "Ессе homo". Экземпляры, имевшиеся
у него, испещрены подчеркнутыми местами, отметками
на поляхъ, восклицательными знаками, знаками одобрения или неодобрения.
Суждения Ницше о Гюйо представляютъ большой
интересъ, такъ какъ они указываютъ намъ, до какой степени
расходятся, -- несмотря на очевидное сходство въ некоторыхъ
пунктахъ -- эти два мыслителя, исходящие изъ общей основной
идеи интенсивной и экстенсивной жизни. Эти замечания обнаруживаютъ,
кроме того, настоящую симпатию и глубокое уважение,
доходящее до восхищения, которыя Ницше питалъ къ
Гюйо.
Ницше представлялъ для меня еще и другой интересъ. Въ
то время я уже началъ свой психологический очеркъ европейскихъ
народовъ, являвшийся дополнениемъ къ "Психологии
французскаго народа" и дававший мне отдыхъ отъ занятий чисто
абстрактнаго характера. Я нашелъ въ Ницше человека, могущаго
быть во многихъ отношенияхъ представителемъ немецкой
психологии и современныхъ направлений мысли въ Германии,
не говоря уже о томъ, что въ своихъ замечательныхъ страницахъ,
посвященныхъ Тэну, Ницше тонко очерчиваетъ физиономии
некоторыхъ народовъ, въ томъ числе немцевъ и французовъ.
Если я не ошибаюсь, психологи и моралисты должны
интересоваться произведениями Ницше не только со стороны
ихъ достоинства, но и со стороны того влияния, которое они
оказываютъ, благодаря своей поэтической форме. Разве поэтъ
не влияетъ иногда сильнее, чемъ чистый метафизикъ, на движение
моральныхъ и сощальныхъ идей? Гюйо самъ служилъ
этому доказательствомъ до Ницше, хотя онъ былъ въ истинномъ
смысле философомъ и теоретикомъ. Къ тому же, нетъ
ничего полезнее изучения произведений независимыхъ умовъ,
смелость и искренность которыхъ не знаетъ преградъ. Oportet
haereses esse -- это еще более верно по отношению къ философии
и морали, чемъ къ религии. Доктрина, видящая не только
въ теологии, но и въ морали, истинную причину испорченности
и "упадка" человечества, препятствие прогрессу рода путемъ
развития высшихъ индивидовъ, -- доктрина, облекающаяся въ
форму "имморализма" и заявляющая, что подъ "самыми священными
именами", въ томъ числе подъ именемъ "добродетели", --
людьми правятъ въ сущности "нигилистическия ценности
упадка и уничтожения", -- подобная доктрина, возобновляющая
великое возстание скептиковъ и софистовъ противъ
закона во имя природы, -- не можетъ остаться безразличной для
философа; ибо на практике она не преминетъ найти отголосокъ
въ страстяхъ, которыя до сихъ поръ считались дурными,
но которыя Ницше объявилъ "хорошими", какъ-то: "сладострате,
инстинктъ власти, гордость" -- три главныя добродетели новаго
евангелия.
Альфред Жюль Эмиль Фулье (Фуйе) (1838--1912)
Известный французский философ и социолог. Преподаватель философии Парижской
нормальной школы (1872--1879). В своей эклектической метафизике при помощи
"метода примирения" пытался объединить различные философские направления.
Основными факторами мирового процесса признавал особые духовно-волевые
состояния, "идеи-силы", реализующиеся через понимание и признание их
массами.
В социологии А.Фулье был умеренным сторонником так называемой органической
школы, сравнивавшей общество с организмом и пытавшейся объяснить социальную
жизнь биологическими закономерностями. Согласно Фулье, общество -- это
психологический "договорный организм", который не может существовать
независимо от индивидов. В процессе эволюции чувство общественной
солидарности прогрессирует вместе с сознанием индивидов, в связи с чем
возрастает зависимость развития общества как от идеологических факторов, так
и от сознательной воли его членов. Высшая стадия эволюции понимается Фулье
как полное единство социального и индивидуального в условиях развитых
форм договорных отношений.