URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фулье А. Ницше и имморализм. Пер. с фр. Обложка Фулье А. Ницше и имморализм. Пер. с фр.
Id: 203376
811 р.

Ницше и имморализм.
Пер. с фр. Изд. стереотип.

Alfred Jules Émile Fouillée. Nietzsche et L'immoralisme
2016. 328 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного французского философа Альфреда Фулье (1838–1912), посвященная исследованию проблемы морали. Существует ли на самом деле мораль? Желательно ли ее существование? Не принесла ли она человечеству больше вреда, чем пользы? Вот главные вопросы, которые пытается разрешить автор. За основу своей работы А. Фулье берет доктрину морали великого Ницше. Теория, облекающаяся в форму "имморализма" и заявляющая,... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
ВВЕДЕНИЕ.Глава I. Абсолютный имморализмъ и индивидуализмъ Штирнера
ГЛАВА II.Социальный элементъ въ ивдивидуализме по учению Гюйо
Книга I. Основной принпипъ философии Ницше. Воля къ власти
ГЛАВА I.Воля къ власти и воля къ жизни
ГЛАВА II.Истинное, какъ воля къ власти
Книга II. Индивидуалистический и аристократический имморализмъ
ГЛАВА I.Критика морали
ГЛАВА II.Идея индивидуальной жизни. Ницше и английская школа
ГЛАВА III.Идея социальной жизни
ГЛАВА IV.Осуждение справедливости
ГЛАВА V.Мораль рабовъ и мораль госgодъ. Социальныя идеи Ницше. Демократия. – Социализмъ. – Анархизмъ
ГЛАВА VI.Осуждение сострадания
Книга III. Суждение Ницше о Гюйо по неизданнымъ документамъ
Книга IV. Религия Ницше
ГЛАВА I.Христианский идеалъ
ГЛАВА II.Пришествие сверхъ-человека
ГЛАВА III.Вечное возвращение
ГЛАВА IV.Аполлоновский и дионисиевский культъ природы
ГЛАВА V.Заключение:
 I.Мнения Ницше о его собственной оригинальности
 II.Основная идея Ницше
 III.Моральный анархизмъ и его эволюция къ социализму
 IV.Заключение

Из предисловия
top

Работая надъ своей книгой "Мораль идей-силъ", я познакомился съ доктринами Ницше, представляющими собою какъ бы предварительный вопросъ, который неизбежно возникаетъ у каждаго моралиста. Существуетъ ли на самомъ деле мораль? Мало того, желательно ли ея существование? Не принесла ли она человечеству больше вреда, чемъ пользы? – Вотъ вопросы, которые ставитъ Ницше.

Проживая на водахъ въ одномъ изъ городовъ Германии, я воспользовался свободнымъ временемъ для ознакомления съ продзведениями немецкаго мыслителя, и мне казалось, что я, какъ моралистъ, могу до известной степени содействовать выяснению вопроса правильной оценкой возражений этого суроваго "имморалиста". Но такъ какъ разборъ произведений Ницше и моральнаго скептицизма слишкомъ увеличилъ бы размеры книги "Мораль идей-силъ", я решилъ издать отдельно настоящий трудъ, являющийся главнымъ образомъ критическимъ и въ нйкоторомъ отношении предварительнымъ.

Произведения Ницше вызвали во мне темъ больший интересъ, что мне постоянно приходилось встречать въ книгахъ и обзорахъ сопоставляете именъ Ницше и Гюйо.

Ницше, Гюйо и я жили, не зная того, одновременно въ Ницце и Ментоне. Гюйо не имелъ ни малейшаго понятия ни объ имени, ни о произведенияхъ Ницше. Ницше же, напротивъ, былъ знакомъ съ "Очеркомъ морали" и "Безвериемъ будущаго"; въ его библютеке находились oбе эти книги; онъ упоминаетъ о нихъ также въ "Ессе homo". Экземпляры, имевшиеся у него, испещрены подчеркнутыми местами, отметками на поляхъ, восклицательными знаками, знаками одобрения или неодобрения. Суждения Ницше о Гюйо представляютъ большой интересъ, такъ какъ они указываютъ намъ, до какой степени расходятся, – несмотря на очевидное сходство въ некоторыхъ пунктахъ – эти два мыслителя, исходящие изъ общей основной идеи интенсивной и экстенсивной жизни. Эти замечания обнаруживаютъ, кроме того, настоящую симпатию и глубокое уважение, доходящее до восхищения, которыя Ницше питалъ къ Гюйо.

Ницше представлялъ для меня еще и другой интересъ. Въ то время я уже началъ свой психологический очеркъ европейскихъ народовъ, являвшийся дополнениемъ къ "Психологии французскаго народа" и дававший мне отдыхъ отъ занятий чисто абстрактнаго характера. Я нашелъ въ Ницше человека, могущаго быть во многихъ отношенияхъ представителемъ немецкой психологии и современныхъ направлений мысли въ Германии, не говоря уже о томъ, что въ своихъ замечательныхъ страницахъ, посвященныхъ Тэну, Ницше тонко очерчиваетъ физиономии некоторыхъ народовъ, въ томъ числе немцевъ и французовъ.

Если я не ошибаюсь, психологи и моралисты должны интересоваться произведениями Ницше не только со стороны ихъ достоинства, но и со стороны того влияния, которое они оказываютъ, благодаря своей поэтической форме. Разве поэтъ не влияетъ иногда сильнее, чемъ чистый метафизикъ, на движение моральныхъ и сощальныхъ идей? Гюйо самъ служилъ этому доказательствомъ до Ницше, хотя онъ былъ въ истинномъ смысле философомъ и теоретикомъ. Къ тому же, нетъ ничего полезнее изучения произведений независимыхъ умовъ, смелость и искренность которыхъ не знаетъ преградъ. Oportet haereses esse – это еще более верно по отношению къ философии и морали, чемъ къ религии. Доктрина, видящая не только въ теологии, но и въ морали, истинную причину испорченности и "упадка" человечества, препятствие прогрессу рода путемъ развития высшихъ индивидовъ, – доктрина, облекающаяся въ форму "имморализма" и заявляющая, что подъ "самыми священными именами", въ томъ числе подъ именемъ "добродетели", – людьми правятъ въ сущности "нигилистическия ценности упадка и уничтожения", – подобная доктрина, возобновляющая великое возстание скептиковъ и софистовъ противъ закона во имя природы, – не можетъ остаться безразличной для философа; ибо на практике она не преминетъ найти отголосокъ въ страстяхъ, которыя до сихъ поръ считались дурными, но которыя Ницше объявилъ "хорошими", какъ-то: "сладострате, инстинктъ власти, гордость" – три главныя добродетели новаго евангелия.


Об авторе
top
Альфред Жюль Эмиль Фулье (Фуйе) (1838–1912)

Известный французский философ и социолог. Преподаватель философии Парижской нормальной школы (1872–1879). В своей эклектической метафизике при помощи "метода примирения" пытался объединить различные философские направления. Основными факторами мирового процесса признавал особые духовно-волевые состояния, "идеи-силы", реализующиеся через понимание и признание их массами.

В социологии А.Фулье был умеренным сторонником так называемой органической школы, сравнивавшей общество с организмом и пытавшейся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Согласно Фулье, общество – это психологический "договорный организм", который не может существовать независимо от индивидов. В процессе эволюции чувство общественной солидарности прогрессирует вместе с сознанием индивидов, в связи с чем возрастает зависимость развития общества как от идеологических факторов, так и от сознательной воли его членов. Высшая стадия эволюции понимается Фулье как полное единство социального и индивидуального в условиях развитых форм договорных отношений.