Оглавление
СОДЕРЖАНІЕ
б. Чичеринъ. О началахъ этики ................. з
ВладиміръСоловьевъ. ПОЛЕМИКА
МнИПАаЯ КрИТИКа. (Отвѣтъ Б. Н. Чичерину.).............119
б. Чичерина ПОЛЕМИКА
I. Нѣ с кол ьнословъ по поводу отвъта г. Соловьева..............169
Владиміръ Соловьева
II. Нѳобходишыя зашѣчанія на „нѣсколько словъ"
Б. Н. Чичерина.................177
Чичерин Борис Николаевич
Выдающийся русский правовед, философ, историк, публицист и общественный деятель. Происходил из старинного дворянского рода. Окончил юридический факультет Московского университета (1849); среди его учителей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. В 1853 г. защитил магистерскую диссертацию и был оставлен при университете; с 1861 г. — профессор кафедры государственного права. В 1866 г. защитил докторскую диссертацию «О народном представительстве». В 1868 г. вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава; жил в Тамбовской губернии, участвовал в деятельности земства. В 1882–1883 гг. — московский городской голова; уволен с этого поста Александром III за речь на коронации, в которой царь ошибочно усмотрел намек на требование конституции.
Б. Н. Чичерин — представитель «государственной школы» в российской историографии. В своей магистерской диссертации и в других работах он обосновывал решающую роль государства в русской истории. В то же время он был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления. С середины 1850-х гг. он стал одним из лидеров либерально-западнического крыла в русском общественном движении. Написанное им и К. Д. Кавелиным «Письмо к издателю» явилось первым печатным программным документом русского либерализма. В своих сочинениях Б. Н. Чичерин развивал идею постепенного перехода путем реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства. Соловьев Владимир Сергеевич Выдающийся русский философ, поэт, публицист и литературный критик. Родился в Москве, в семье известного историка С. М. Соловьева. В 1873 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1874 г. защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии» и получил должность доцента Московского университета по кафедре философии. В 1880 г. защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. В 1881 г. после прочтения публичной лекции, в которой он призывал помиловать убийц Александра II, Вл. Соловьев оставил преподавательскую деятельность. В последующие годы он занимался научно-теоретическими исследованиями в области истории и философии религии; опубликовал десятки публицистических и литературно-критических статей. Кроме того, Вл. Соловьев стал одним из самых известных русских поэтов 1880–1890-х гг.
В философских трактатах «Смысл любви» (1892–1894) и «Оправдание добра» (1894–1897) Вл. Соловьев изучал нравственно-метафизическую основу подлинного, сопричастного Богу существования. В них наиболее полно представлена его доктрина «всеединства» и «цельного знания», отраженная в учении о «мировой душе» — Софии. Он также разрабатывал политические и правовые проблемы (трактаты «Великий спор и христианская политика» и «Национальный вопрос в России»); писал критические статьи о творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. М. Достоевского и др., книги по эстетике, переводил произведения Платона, Вергилия, Петрарки, Гофмана. Вл. Соловьев оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. А. Блока и др. |