URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кабанис П. Отношения между физической и нравственной природой человека. Пер. с фр. Обложка Кабанис П. Отношения между физической и нравственной природой человека. Пер. с фр.
Id: 202463
599 р.

Отношения между физической и нравственной природой человека.
Пер. с фр. Т.2. Изд. стереотип.

Pierre Jean Georges Cabanis. Rapports du physique et du moral de l'homme
2016. 448 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного французского философа-материалиста и врача Пьера Кабаниса (1757–1808), в которой исследуются отношения между физической организацией человека и его умственными и нравственными способностями. Решая материалистически основной вопрос философии, автор утверждает первичность физической природы человека и вторичность его моральной природы, то есть сознания. Он показывает физиологическое происхождение... (Подробнее)


Содержание втораго тома
top
 Седьмой мемуаръ. О влиянии болезней на образование представлений и нравственныхъ побуждений
 Восьмой мемуаръ. О влиянии условий жизни на побуждения и на нравственныя привычки
 Девятый мемуаръ. О влиянии климатовъ на нравственныя склонности
 Десятый мемуаръ. Разсуждения о животной жизни, о первыхъ проявленияхъ чувствительности, объ инстинкте, о симпатии, о сне и о бреде
  О животной жизни
  О первыхъ проявленияхъ чувствительности
  Объ инстинкте
  О симпатии
  О сне и о бреде
  Собственно о сне
 Одинадцатый мемуаръ. О влиянии нравственной природы на физическую
 Двенадцатый мемуаръ. О приобретенныхъ темпераментахъ
 Указатель собственныхъ именъ, упоминаемыхъ въ этомъ сочинении
 Указатель предметовъ, вошедшихъ въ это сочинение

Седьмой мемуаръ (отрывок)
top

О влиянии болезней на образование представлений
и нравственныхъ побуждений

Введение. – § 1. – Въ настоящемъ Мемуаре я имею въ виду подвергнутъ изследованию вопросъ, одинаково важный, какъ для врачебнаго искусства, такъ и для рациональной философии; онъ связанъ самымъ теснымъ образомъ съ наукою о человеке и проливаетъ необходимый светъ на самыя важныя явления. Изъ всехъ вопросовъ, входящихъ въ планъ предпринятаго мною труда, онъ требуетъ, быть можетъ, самаго тщательнаго изследования. Къ нему въ сущности приводятся все остальные вопросы; они даже непосредственно зависятъ отъ него; въ некоторомъ роде все они составляютъ этотъ одинъ вопросъ, разсматриваемый съ различныхъ точекъ зрения и въ главныхъ его развитияхъ. Но чемъ важнее и обширнее эта задача, темъ слабее моя надежда выполнить, ее какъ следуетъ. Я взялся за перо для ея разрешения, не оправившись еще отъ болезни, совершенно разстроившей мое здоровье: невозможно, чтобы на мои мысли не отразилось то состояние, среди которого оне слагались. Впрочем, такъ какъ предметъ моего изследования составляетъ влияние болезни на нравственных отправления, то я представлю самимъ собою первый примеръ этого влияния, и боюсь только, чтобы доказательство главнаго положения моего не было бы слишкомъ очевидно.

Но обратимся къ нашему предмету.

Порядок царствуетъ въ мире физическомъ. Существование этого мира и постоянное возвращение известныхъ периодическихъ явлений достаточно доказываютъ это.

Порядокъ господствуетъ и въ мире нравственномъ. Таинственная, непрерывно действующая сила безостановочно стремится къ разширению и къ совершенствованию этого порядка. Истина эта вытекаетъ равнымъ образомъ изъ существования общественнаго быта, изъ его постепеннаго улучшения и изъ его устойчивости, несмотря на учреждения, такъ часто противоречащие настоящей его цели.

Все красноречие декламаторовъ бессильно противъ этихъ неизменныхъ и общихъ фактовъ.

Но, что всего замечательнее въ законахъ, управляющихъ всемъ миромъ, такъ это то, что если они способны къ изменениямъ, то способны къ нимъ только до известной степени; что безпорядокъ не можетъ перейти за известные пределы, начерченные, какъ-будто, рукою самой природы; что онъ несетъ, повидимому, въ самомъ себе начала, возвращающая его къ порядку или вызывающая охранительные явления.

Итакъ, порядок существуетъ. Онъ можетъ быть нарушенъ, но онъ темъ не менее возвращается, или временемъ, или чрезмернымъ действиемъ техъ самыхъ обстоятельствъ, которыя стремились къ его нарушению.

Помимо того, между этими возмущающими порядокъ обстоятельствами существуютъ такия, которыя более или менее поддаются влиянию живыхъ существъ, одаренныхъ волею; такия, которыя мало по малу могутъ измениться или не возвращаться более, вследствие автоматическаго развития свойствъ материи или непрерывнаго движения природы. Въ нихъ, я хочу сказать, въ этихъ двухъ порядкахъ обстоятельствъ, какъ-бы въ запасе и съ целью — обнаружиться въ известныя эпохи, заключаются действительныя условия для всеобщаго усовершенствования.

Мы видимъ, что окружающий насъ физический миръ по отношению къ намъ, съ каждымъ днемъ совершенствуется. Явление это, безъ сомнения, зависитъ въ наибольшемъ числе случаевъ отъ присутствия человека и отъ необыкновеннаго влияния его деятельности на состояние земли, воды, даже на состояние атмосферы, изъ которой онъ извлекаетъ самые первые и необходимые матерьялы для поддержания жизни. Hо, повидимому, мы имеемъ право думать, что явление это зависитъ также, въ некоторомъ смысле, и отъ естественной устойчивости предметовъ и от постепеннаго ослабления естественныхъ условий, которыя въ начале оказывали сопротивление более выгоднымъ для человека изменениямъ...


Об авторе
top
dop Пьер Жан Жорж КАБАНИС (1757–1808)

Выдающийся французский философ и врач. Родился в местечке Конак, в семье провинциального адвоката. Изучал в Париже философию и медицину, а также греческий, латинский и французский языки (перевел на французский "Илиаду" Гомера). Завершив в 1783 г. медицинское образование, написал свое первое произведение "Клятва врача" – подражание одноименному сочинению Гиппократа. Занимал пост главного врача больницы в Париже, был профессором Медицинской школы и медицинского факультета Парижского университета, где последовательно возглавлял кафедры гигиены, клиники внутренних болезней и истории медицины. В эпоху Великой французской революции сыграл большую роль в реорганизации медицинских школ. В 1803 г. был избран членом Французской академии.

В своих трудах Пьер Кабанис заложил основы социальной медицины и гигиены, физиологической психологии; его взгляды разделяли не только на европейские, но и американские врачи XVIII в. В области философии он был учеником выдающегося философа Э.Б.де Кондильяка; при этом его материализм был менее воинствующим, чем у старшего поколения французских материалистов XVIII в. Он утверждал, что мышление – такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени, и его взгляды оказали влияние на некоторых немецких материалистов XIX в. (Л.Бюхнер, К.Фохт, Я.Молешотт). В своем главном философском труде "Отношение между физической и нравственной природой человека" (1802; рус. пер. 1865–1866, в 2 т.) он также утверждал, что человек, его поведение и мысль обусловлены биологическими моментами. Кроме того, П.Кабанис выступал с критикой современных ему социальных институтов, а также (совместно с экономистом А.Дестют де Траси) разработал учение об "идеологии" как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей.