Предисловие |
Глава 1. | "Диалектический позитивизм" и мировая посткультурная революция |
| 1. Логика науки и логика посткультурной революции |
| 2. Посткультурный и интеркультурный аспекты "критики культуры". "Критика символического разума" и новоевропейская наука |
| 3. "Критика культуры" и "природа" |
| 4. Конституирование природы против ее использования |
| 5. Позитивизм и символизм |
| 6. "Культурные войны" ХХ века и модернистский пафос позитивизма |
| 7. Идеальная схема европейского мира и идеальная схема модерна. Стратегия либерализма и стратегия научности |
| 8. Стратегия научности и концепт природы |
| 9. Принципы кантовской философии, принципы попперовской философии и "критика культуры" |
| 10. | "Критика культуры" и диалектика. "Культурные ремиссии", гуманитарное знание и позитивизм |
| 11. | Модернистская "критика культуры" и философия науки. Путь к диалектической схеме модерна |
| 12. | Методология "научных исследовательских программ" Лакатоса и диалектика модерна |
Глава 2. | Логика и методология в контексте диалектики модерна |
| 1. Каким образом Розин задает определение методологии? "Методология" через противопоставление "логике" |
| 2. Проект методологии и проект модерна. Принцип связи философских проектов с социокультурными системами. Методология в контексте общей логики модерна |
| 3. Более точное определение места методологии в логике и диалектике модерна |
| 4. Методология и контекст ХХ века. Методология и феноменология |
| 5. "Методология", "методология гуманитарных наук" и диалектика модерна |
| 6. К методологии с точки зрения модерна |
Глава 3. | "Исторический антропоцентризм" и проектно-антропологическая логика европейской истории |
| 1. Задача европеизации неевропейского мира и несовместимость культур на уровне фундаментальных структур трансляции-инновации |
| 2. Против "актуализма" в социологии как перевода социальной данности из статуса "человеческого установления" в статус "естественного". К "историческому материализму" как предельному антропоцентризму |
| 3. Фундаментальные структуры трансляции-инновации и типология культур на основе различия этих структур. Знаковый характер социального кодирования, знаковый фетишизм и "взбесившиеся знаки" |
| 4. Социокод, трансляция и трансмутация. Человек в границах "человека" и "природы". Современная культурная проблематика и необходимость нового обоснования европейской культуры |
| 5. Первичные проблематизации относительно позиции Петрова. "Научное" общество между вне-модерном и до- и контр-модерном |
| 6. Контр-традиционность европейского социокода и контр-традиционность позиции Петрова. Проективный характер его позиции и логика модерна. Диалектика антропоцентризма развитого модерна |
| 7. Логика генезиса европейского социокода и логика генезиса "дисциплинарной структуры науки" |
| 8. Логика эволюции "трансляционно-трансмутационного интерьера" от философии через теологию к науке. Логика "социально-идеологических" формаций и переломов между ними. Диалектика "инновационности" и "контр-инновационности" зрелого модерна |
| 9. Структурная симметрия между теологией и наукой как "дисциплинарными общностями" и "закрытым" и "открытым" обществами. Теология и наука как стратегии преодоления философского проектного плюрализма. Рождение новоевропейского мира как переход от "теоцентрической" системы к "природоцентрической" |
| 10. | Что акцентировать в фазах европейской истории: единство или различие? Развертывание европейской истории как проектно-рефлексивное развертывание. "Закрытое" и "открытое" общество как предельные проектные стратегии относительно "всеобщей" составляющей европейского человека. Наука как Касталия европейского социокода |
| 11. | Логика разлома между средневековой и нововременной фазами европейской истории против логики дисциплинарной преемственности науки от теологии |
| 12. | Новоевропейская наука и социально-антропологическая размерность европейской истории |
Глава 4. | Проект "мыследеятельностно-ориентированного" общества
и реализационная диалектика модерна |
| 1. "Власть" и "управление" в контексте логики модерна |
| 2. Логика модерна и экспансия мегамашинности |
| 3. "Натуралистический" и "мыследеятельностный" подходы к построению социальности |
| 4. Методология ММК и советская философия второй половины ХХ века в контексте проблематики модерна |
| 5. Реализационная диалектика модерна |
Глава 5. | "Третья научная картина мира" и транссистемная направленность модерна |
| 1. Интерпретация "технетики" и "третьей научной картины мира" с точки зрения проектно-системного подхода. Транссистемная направленность "технетики" |
| 2. Конкретный жизненный контекст, на который отвечает "технетика". Совпадение технетического и модернистского пафосов движения к "природе" и "естествознанию" |
| 3. Проективно-антропологический смысл новоевропейской "природы" и "естествознания" и модернистская диалектика "антропоцентризма -- контр-антропоцентризма" |
| 4. Фундаментальные реализационные трудности модерна и "логика систем". Транссистемная направленность постмодерна и "технетики" |
Глава 6. | Новый духовный авангард и европейская история как дурная бесконечность взаимоотрицаний |
| 1. "Реформация" и "критика инструментального разума" как ответ на "глобальный кризис современности". Конфликт между бесконечностью идеала и конечностью его конкретной реализации. Реализационный кризис и реализационная революция |
| 2. Реализационный кризис "культуры" и "логика реформации". Между Реформацией, Просвещением и "новым средневековьем" |
| 3. "Метакультурная" стратегия "нового средневековья" как стратегия разрешения конфликта "культур". "Посткультурная" стратегия как альтернативная ей. "Новое средневековье" как ответ на реализационные метаморфозы "посткультурной" стратегии |
| 4. "Новое средневековье" против "бесконечной реформации" зрелого модерна. Ограниченность рефлексии модерна и контр-модерна и дурная бесконечность взаимоотрицаний. Необходимость отделения логики реализационных метаморфоз проекта от логики самого проекта |
| 5. Культурные ремиссии и проектно-реализационная диалектика модерна |
| 6. Логика дурной бесконечности взаимоотрицаний |
| 7. "Новое средневековье" в перспективе различных вариантов критики посткультуры. Эзотерический символизм "духовного просвещения" и логика экзотерических реализационных метаморфоз. Историческое Просвещение и "духовное просвещение" |
| 8. Фундаментальная структура европейской истории и дурная бесконечность взаимоотрицаний |
| 9. "Новый духовный авангард" и "культурные войны" ХХ века |
Глава 7. | Посткультурно-позитивистская "социология философий" и диалектика модерна |
| 1. "Социология философий" и "социология культур". Стратегия на преодоление философского партикуляризма и стратегия модерна на преодоление партикуляризма "культур" |
| 2. "Социологизм" и методологический "материализм". Методологическая антиномия "материализм -- идеализм" и ее антропологический смысл. "Материализм" модерна как ответ на вызов негатива "идеалистически" построенного универсума социокультурных систем |
| 3. "Социология" и "феноменология" культурных миров. "Социологизм" как преодоление негативных последствий "феноменологизма" в рефлексии и социокультурном строительстве. Посткультурный "коперниканский переворот" и "социологическое предложение". Модернистская диалектика посткультурного и контр-посткультурного |
| 4. Варианты сценариев отношения к "социологическому" взгляду на философии и культуры |
| 5. "Социологизм" и социальное конструирование реальности. Критика "метафизического" способа построения реальности, "социальный конструктивизм" и мир объективаций. Социологическое обоснование типов конструктивности знания |
| 6. Математическое практика-знание как парадигма посткультурно понимаемых практик-знаний. "Историчность" математики, дедуктивные формализации и модернистская диалектика "культурного-посткультурного". Диалектика модерна в проекции на философию и методологию науки |
| 7. Математика как традиция и модернистская диалектика "творческого обособления" и "объединяющей универсализации" |
| 8. "Наука быстрых открытий" и посткультура как традиция быстрых изменений. Диалектика либерального, наукогенного и техногенного ракурсов посткультуры |
Беляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий "Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций", "Проективная антропология", "Посюсторонняя эзотерика", "Путешествие в психодраму и социологию", "Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости", "Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности", "Либерализированная Россия в поисках нравственной основы", "Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий", "Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры", "Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира", "Феноменология и методология в контексте интеркультуры", "Интеркультура и философия", "Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход", "Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты", вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.