URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кабанис П. Отношения между физической и нравственной природой человека. Пер. с фр. Обложка Кабанис П. Отношения между физической и нравственной природой человека. Пер. с фр.
Id: 201928
599 р.

Отношения между физической и нравственной природой человека.
Пер. с фр. Т.1. Изд. стереотип.

Pierre Jean Georges Cabanis. Rapports du physique et du moral de l'homme
2016. 456 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного французского философа-материалиста и врача Пьера Кабаниса (1757–1808), в которой исследуются отношения между физической организацией человека и его умственными и нравственными способностями. Решая материалистически основной вопрос философии, автор утверждает первичность физической природы человека и вторичность его моральной природы, то есть сознания. Он показывает физиологическое происхождение... (Подробнее)


Содержание первого тома
top
 Значение Кабаниса въ науке о человеке
 Заметка Кабаниса ко 2-му изданию
 Систематическое извлечение, вместо подробнаго оглавления, Дестютъ-Траси
 Предисловие Кабаниса ко 2-му изданию
 Первый мемуаръ. Общия разсуждения объ изучении человека и объ отношенияхъ между ero физическою организациею и умственными и нравственными его способностями
 Bторой мемуаръ. Физическое изследование ощущений
 Третий мемуаръ. Продолжение физиологическаго изследования ощущений
 Четвертый мемуаръ. О влиянии возрастовъ на характеръ представлений и нравственныхъ побуждений
 Пятый мемуаръ. О влиянии половъ на характеръ представлений и нравственныхъ побуждений
 Шестой мемуаръ. О влиянии темпераментовъ на образование представлений и нравственныхъ побуждений

Заметка Кабаниса во второму изданию (1804) сочинения:
top

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКОЮ И НРАВСТВЕННОЮ ПРИРОДОЮ ЧЕЛОВЕКА

Благосклонный приемъ этого сочинения публикою побудилъ меня внимательно пересмотреть его.

Главная задача моя состояла въ томъ, чтобы сделать его общепонятнымъ. Я вовсе не ласкаю себя надеждою, что успелъ освободить читателя отъ всякаго усилия; но я полагаю, что при некоторой внимательности, ему можно будетъ безъ особыхъ затруднений следить за всею цепью мыслей и разсуждений.

Съ тою же самою целью я присоединилъ къ сочинению две таблицы: одна, систематическое извлечение, тщательно составлена товарищемъ моимъ Г. де-Tраси; другою, алфавитнымъ указателемъ, я обязанъ любезной услуге моего трудолюбиваго и ученаго собрата, Г.Сю, профессора и библиотекаря въ Парижской медицинской школе.

Сделанныя мною поправки касаются более редакции, чемъ сущности самихъ мыслей. Я не решился изменять и внешняго вида Мемуаровъ, въ которомъ они впервые явились, ибо онъ, кажется мне, характеризуетъ собою эпоху ихъ составления и издания въ свете. Еще менее, казалось мне, долженъ былъ я уступить совету – соединить въ одномъ мемуаре то, что мною сказано во второмъ, третьемъ и десятомъ, о первыхъ жизненныхъ определенияхъ, объ инстинкте, о симпатии, и проч. Еслибы я поместилъ во второмъ и третьемъ то, что говорится объ этомъ предмете въ десятомъ, то было бы совершенно невозможно понять меня, такъ какъ все эти предметы должны быть объяснены ранее, въ промежуточныхъ мемуарахъ; а еслибы я отнесъ къ десятому то, что составляетъ содержание второго и третьяго, то я выключилъ бы изъ последнихъ предметы, необходимые для понимания следующихъ. Мне кажется, что во всемъ сочинении все вопросы расположены въ естественномъ порядке, изменить который невозможно, не нарушая связи между ними и ясности.


Систематическое извлечение, вместо подробнаго оглавления, Дестютъ-Траси
top

Изучение физической природы человека равно интересно, какъ для врача, такъ и для моралиста.

Для достижения цели, имеющейся въ виду, какъ для одного, такъ и для другого, одинаково необходимо изследование человека въ обоихъ отношенияхъ, физпческомъ и нравственномъ.

Нельзя составить точнаго понятия объ одномъ, безъ другого.

Изучение нравственной природы человека основано было на однехъ метафизическихъ гипотезахъ съ техъ поръ, какъ она отделена была отъ физической.

Локкъ и его последователи сблизили одну съ другою, но недостаточно.

Нравственныя науки следуетъ перестроить на этомъ новомъ основании.

Въ этомъ состоитъ цель этого сочинения; въ этомъ заключается единственное средство – доставитъ имъ возможность принять участие въ необыкновенныхъ успехахъ наукъ физическихъ и указать имъ дорогу, съ которой бы оне не сбивались.

Настоящая эпоха самая благоприятная для этого.

Общественная наука, личная нравственность и воспитание только выиграютъ отъ этого.

Впрочемъ, здесь не будетъ сделано ни приложений къ этимъ наукамъ, ни разсуждений о первыхъ причинахъ. Здесь будетъ говориться только о философской части физиологии.


Об авторе
top
dop Пьер Жан Жорж КАБАНИС (1757–1808)

Выдающийся французский философ и врач. Родился в местечке Конак, в семье провинциального адвоката. Изучал в Париже философию и медицину, а также греческий, латинский и французский языки (перевел на французский "Илиаду" Гомера). Завершив в 1783 г. медицинское образование, написал свое первое произведение "Клятва врача" – подражание одноименному сочинению Гиппократа. Занимал пост главного врача больницы в Париже, был профессором Медицинской школы и медицинского факультета Парижского университета, где последовательно возглавлял кафедры гигиены, клиники внутренних болезней и истории медицины. В эпоху Великой французской революции сыграл большую роль в реорганизации медицинских школ. В 1803 г. был избран членом Французской академии.

В своих трудах Пьер Кабанис заложил основы социальной медицины и гигиены, физиологической психологии; его взгляды разделяли не только на европейские, но и американские врачи XVIII в. В области философии он был учеником выдающегося философа Э.Б.де Кондильяка; при этом его материализм был менее воинствующим, чем у старшего поколения французских материалистов XVIII в. Он утверждал, что мышление – такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени, и его взгляды оказали влияние на некоторых немецких материалистов XIX в. (Л.Бюхнер, К.Фохт, Я.Молешотт). В своем главном философском труде "Отношение между физической и нравственной природой человека" (1802; рус. пер. 1865–1866, в 2 т.) он также утверждал, что человек, его поведение и мысль обусловлены биологическими моментами. Кроме того, П.Кабанис выступал с критикой современных ему социальных институтов, а также (совместно с экономистом А.Дестют де Траси) разработал учение об "идеологии" как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей.