ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКОЮ И НРАВСТВЕННОЮ ПРИРОДОЮ ЧЕЛОВЕКА Благосклонный приемъ этого сочинения публикою побудилъ меня внимательно пересмотреть его. Главная задача моя состояла въ томъ, чтобы сделать его общепонятнымъ. Я вовсе не ласкаю себя надеждою, что успелъ освободить читателя отъ всякаго усилия; но я полагаю, что при некоторой внимательности, ему можно будетъ безъ особыхъ затруднений следить за всею цепью мыслей и разсуждений. Съ тою же самою целью я присоединилъ къ сочинению две таблицы: одна, систематическое извлечение, тщательно составлена товарищемъ моимъ Г. де-Tраси; другою, алфавитнымъ указателемъ, я обязанъ любезной услуге моего трудолюбиваго и ученаго собрата, Г.Сю, профессора и библиотекаря въ Парижской медицинской школе. Сделанныя мною поправки касаются более редакции, чемъ сущности самихъ мыслей. Я не решился изменять и внешняго вида Мемуаровъ, въ которомъ они впервые явились, ибо онъ, кажется мне, характеризуетъ собою эпоху ихъ составления и издания въ свете. Еще менее, казалось мне, долженъ былъ я уступить совету – соединить въ одномъ мемуаре то, что мною сказано во второмъ, третьемъ и десятомъ, о первыхъ жизненныхъ определенияхъ, объ инстинкте, о симпатии, и проч. Еслибы я поместилъ во второмъ и третьемъ то, что говорится объ этомъ предмете въ десятомъ, то было бы совершенно невозможно понять меня, такъ какъ все эти предметы должны быть объяснены ранее, въ промежуточныхъ мемуарахъ; а еслибы я отнесъ къ десятому то, что составляетъ содержание второго и третьяго, то я выключилъ бы изъ последнихъ предметы, необходимые для понимания следующихъ. Мне кажется, что во всемъ сочинении все вопросы расположены въ естественномъ порядке, изменить который невозможно, не нарушая связи между ними и ясности. Изучение физической природы человека равно интересно, какъ для врача, такъ и для моралиста. Для достижения цели, имеющейся въ виду, какъ для одного, такъ и для другого, одинаково необходимо изследование человека въ обоихъ отношенияхъ, физпческомъ и нравственномъ. Нельзя составить точнаго понятия объ одномъ, безъ другого. Изучение нравственной природы человека основано было на однехъ метафизическихъ гипотезахъ съ техъ поръ, какъ она отделена была отъ физической. Локкъ и его последователи сблизили одну съ другою, но недостаточно. Нравственныя науки следуетъ перестроить на этомъ новомъ основании. Въ этомъ состоитъ цель этого сочинения; въ этомъ заключается единственное средство – доставитъ имъ возможность принять участие въ необыкновенныхъ успехахъ наукъ физическихъ и указать имъ дорогу, съ которой бы оне не сбивались. Настоящая эпоха самая благоприятная для этого. Общественная наука, личная нравственность и воспитание только выиграютъ отъ этого. Впрочемъ, здесь не будетъ сделано ни приложений къ этимъ наукамъ, ни разсуждений о первыхъ причинахъ. Здесь будетъ говориться только о философской части физиологии. Пьер Жан Жорж КАБАНИС (1757–1808) Выдающийся французский философ и врач. Родился в местечке Конак, в семье провинциального адвоката. Изучал в Париже философию и медицину, а также греческий, латинский и французский языки (перевел на французский "Илиаду" Гомера). Завершив в 1783 г. медицинское образование, написал свое первое произведение "Клятва врача" – подражание одноименному сочинению Гиппократа. Занимал пост главного врача больницы в Париже, был профессором Медицинской школы и медицинского факультета Парижского университета, где последовательно возглавлял кафедры гигиены, клиники внутренних болезней и истории медицины. В эпоху Великой французской революции сыграл большую роль в реорганизации медицинских школ. В 1803 г. был избран членом Французской академии. В своих трудах Пьер Кабанис заложил основы социальной медицины и гигиены, физиологической психологии; его взгляды разделяли не только на европейские, но и американские врачи XVIII в. В области философии он был учеником выдающегося философа Э.Б.де Кондильяка; при этом его материализм был менее воинствующим, чем у старшего поколения французских материалистов XVIII в. Он утверждал, что мышление – такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени, и его взгляды оказали влияние на некоторых немецких материалистов XIX в. (Л.Бюхнер, К.Фохт, Я.Молешотт). В своем главном философском труде "Отношение между физической и нравственной природой человека" (1802; рус. пер. 1865–1866, в 2 т.) он также утверждал, что человек, его поведение и мысль обусловлены биологическими моментами. Кроме того, П.Кабанис выступал с критикой современных ему социальных институтов, а также (совместно с экономистом А.Дестют де Траси) разработал учение об "идеологии" как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей. |