Одинъ изъ первыхъ историковъ философии, писатель ХVIII в., Брукеръ высказалъ мысль, что история философии есть "ряды безконечныхъ примеровъ заблуждений", такъ какъ истина можетъ бытъ только одна, а заблуждения людей разнообразны. Въ свою очередь, ранее его, гениальный Лейбницъ полагалъ, что большинство философовъ въ утвержденияхъ своихъ правы, и неправы только въ отрицанияхъ. Мы думаемъ, что верно судили и Лейбницъ, и Брукеръ. Человеческий гений съ разныхъ сторонъ проникалъ въ храмъ истины, добра и красоты, и противоположныя убеждения часто являются одинаково правильными при надлежащемъ ихъ ограничении другъ другомъ. Но по малодушию и слабости, свойственнымъ индивидуальной природе человека, всякий философъ, самый гениальный, все-таки много заблуждался в истолковании час тныхъ явлений, и нетъ въ истории философа, который бы не впадалъ в крупныя ошибки. Отсюда для историка философии задача – отделить истину отъ лжи, пшеницу отъ плевелъ, – просеять каждое учение сквозь решето строгой критики и овладеть его лучшими, вечно-жизненными элементами. Но задача историка философии – понять не только смыслъ отдельныхъ учений, но и общий смыслъ эпохи въ развитии философии. Историкъ философии, не умеющий схватить духа эпохи, – плохой философъ. Приступая к анализу явлений новой философии, философии ХVII и ХVIII вв., мы должны прежде всего спросить себя: какие результаты дала, какой cмыслъ имела философия предшествующихъ столетий. Мы сделаемъ это кратко, догматически, на основании нашего личнаго изучения истории философии древней и средне-вековой, Систематическое развитие философии начинается въ VI веке до P.X. – Самый терминъ философии возникъ, повидимому, въ это же время, и изобретение его приписывается Пифагору. Къ VI-же веку относится, повидимому, и появление важнейшихъ философскихъ движений мысли на Востоке – въ Китае конфуцианства и таосизма, въ Индии буддизма. Греческая философия, связанная многочисленными нитями съ новой европейской философией, представляющей продолжение ея развития и дальнейшую разработку поставленныхъ ею проблемъ, возникла сначала на окраинахъ греческаго мира въ Малой Азии (ионическая школа) и въ греческихъ колонияхъ Италии (пифагорейская и элейская философия), и филосфския движения съ окраинъ лишь постепенно стягивались къ центру, къ Афинамъ. Эмпедоклъ въ V в. жилъ и училъ въ Агригенте въ Сицилии. Демокритъ, основатель древняго материализма, родился в Аб дере, во Фракии, но во время своихъ путешествий, по преданию, былъ и въ Афинахъ. Въ Афинахъ въ V в., во времена Перикла, жилъ Анаксагоръ и здесь же въ конце того же века училъ философии Сократъ. Въ Афинахъ затемъ, въ VI в. до Р.Х., жили и учили великий ученикъ Сократа Платонъ и его не менее великий ученикъ Аристотель. Этимъ и кончается периодъ расцвета греческой философии. После этого философское движение получаетъ снова центробежное течение: стоическая, эпикурейская и скептическая философии, возникшия въ Греции въ конце IV в., достигаютъ наибольшаго развития въ следующие века въ Италии, въ Риме; мистическия течения въ философии, а именно иудейско-александрийская школа въ I в. нашей эры, новопифагореизмъ и новоплатонпзмъ, появляются и съ особенной силой развиваются въ Александрии... Николай Яковлевич Грот (1852–1899) Известный философ-идеалист и психолог. Сын выдающегося филолога Я.К.Грота. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1875). В 1879 г. защитил магистерскую диссертацию, а в 1882 г. – докторскую. С 1884 г. – профессор Новороссийского университета в Одессе, а с 1886 г. – профессор Московского университета. Был также председателем Московского психологического общества, редактором журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889 г.). В своих диссертационных исследованиях и других работах первой половины 1880-х гг. Н.Я.Грот выступал с последовательной критикой метафизики. Историко-философский интерес к философии Возрождения (в первую очередь к пантеизму Джордано Бруно) привел к тому, что Н.Я.Грот перешел от резкой критики метафизики к ее обоснованию, видя в ней основу философского знания и пытаясь создать самостоятельную систему, используя для этого элементы философии Дж.Бруно, И.Канта, А.Шопенгауэра и Э.Гартмана. В последние годы жизни Н.Я.Грот постоянно обращался к проблемам этики и психологии. Известность получила его книга "Очерк философии Платона", написанная на основе курса лекций, прочитанного Н.Я.Гротом осенью 1891 г. в Московском университете. |