URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Грот Н.Я. Основные моменты в развитии новой философии: От Джордано Бруно до Канта Обложка Грот Н.Я. Основные моменты в развитии новой философии: От Джордано Бруно до Канта
Id: 200376
512 р.

Основные моменты в развитии новой философии:
От Джордано Бруно до Канта. Изд. стереотип.

2015. 264 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1894 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного философа и психолога Н.Я.Грота (1852–1899), состоящая из очерков, которые охватывают существенные моменты развития европейской философии в течение XVII–XVIII веков. Во вступительном очерке излагаются задачи истории философии и рассматривается значение древней и средневековой философии для ее дальнейшего развития. С целью выяснения условий возникновения, задач и общего... (Подробнее)


Оглавление
top
 Задачи истории философии. Значение философии древней и средневековой
 Характеръ новой философии. Значение эпохи возрождения. Дж.Бруно
 Главныя направления новой философии. Эмпиризмъ и натурализмъ: Бэконъ и Гоббесъ
 Метафизическая философия: Декарть н окказионалисты
 Джонъ Локкъ и Джорджъ Беркли
 Лейбницъ и его школа
 Английская и французская философия ХVIII века
 Значение Канта

I. Задачи истории философии. Значение философии древней
и средневековой (отрывок)
top

Одинъ изъ первыхъ историковъ философии, писатель ХVIII в., Брукеръ высказалъ мысль, что история философии есть "ряды безконечныхъ примеровъ заблуждений", такъ какъ истина можетъ бытъ только одна, а заблуждения людей разнообразны. Въ свою очередь, ранее его, гениальный Лейбницъ полагалъ, что большинство философовъ въ утвержденияхъ своихъ правы, и неправы только въ отрицанияхъ.

Мы думаемъ, что верно судили и Лейбницъ, и Брукеръ. Человеческий гений съ разныхъ сторонъ проникалъ въ храмъ истины, добра и красоты, и противоположныя убеждения часто являются одинаково правильными при надлежащемъ ихъ ограничении другъ другомъ. Но по малодушию и слабости, свойственнымъ индивидуальной природе человека, всякий философъ, самый гениальный, все-таки много заблуждался в истолковании час тныхъ явлений, и нетъ въ истории философа, который бы не впадалъ в крупныя ошибки.

Отсюда для историка философии задача – отделить истину отъ лжи, пшеницу отъ плевелъ, – просеять каждое учение сквозь решето строгой критики и овладеть его лучшими, вечно-жизненными элементами.

Но задача историка философии – понять не только смыслъ отдельныхъ учений, но и общий смыслъ эпохи въ развитии философии. Историкъ философии, не умеющий схватить духа эпохи, – плохой философъ. Приступая к анализу явлений новой философии, философии ХVII и ХVIII вв., мы должны прежде всего спросить себя: какие результаты дала, какой cмыслъ имела философия предшествующихъ столетий. Мы сделаемъ это кратко, догматически, на основании нашего личнаго изучения истории философии древней и средне-вековой,

Систематическое развитие философии начинается въ VI веке до P.X. – Самый терминъ философии возникъ, повидимому, въ это же время, и изобретение его приписывается Пифагору. Къ VI-же веку относится, повидимому, и появление важнейшихъ философскихъ движений мысли на Востоке – въ Китае конфуцианства и таосизма, въ Индии буддизма.

Греческая философия, связанная многочисленными нитями съ новой европейской философией, представляющей продолжение ея развития и дальнейшую разработку поставленныхъ ею проблемъ, возникла сначала на окраинахъ греческаго мира въ Малой Азии (ионическая школа) и въ греческихъ колонияхъ Италии (пифагорейская и элейская философия), и филосфския движения съ окраинъ лишь постепенно стягивались къ центру, къ Афинамъ. Эмпедоклъ въ V в. жилъ и училъ въ Агригенте въ Сицилии. Демокритъ, основатель древняго материализма, родился в Аб дере, во Фракии, но во время своихъ путешествий, по преданию, былъ и въ Афинахъ. Въ Афинахъ въ V в., во времена Перикла, жилъ Анаксагоръ и здесь же въ конце того же века училъ философии Сократъ. Въ Афинахъ затемъ, въ VI в. до Р.Х., жили и учили великий ученикъ Сократа Платонъ и его не менее великий ученикъ Аристотель. Этимъ и кончается периодъ расцвета греческой философии. После этого философское движение получаетъ снова центробежное течение: стоическая, эпикурейская и скептическая философии, возникшия въ Греции въ конце IV в., достигаютъ наибольшаго развития въ следующие века въ Италии, въ Риме; мистическия течения въ философии, а именно иудейско-александрийская школа въ I в. нашей эры, новопифагореизмъ и новоплатонпзмъ, появляются и съ особенной силой развиваются въ Александрии...


Об авторе
top
dop Николай Яковлевич Грот (1852–1899)

Известный философ-идеалист и психолог. Сын выдающегося филолога Я.К.Грота. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1875). В 1879 г. защитил магистерскую диссертацию, а в 1882 г. – докторскую. С 1884 г. – профессор Новороссийского университета в Одессе, а с 1886 г. – профессор Московского университета. Был также председателем Московского психологического общества, редактором журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889 г.).

В своих диссертационных исследованиях и других работах первой половины 1880-х гг. Н.Я.Грот выступал с последовательной критикой метафизики. Историко-философский интерес к философии Возрождения (в первую очередь к пантеизму Джордано Бруно) привел к тому, что Н.Я.Грот перешел от резкой критики метафизики к ее обоснованию, видя в ней основу философского знания и пытаясь создать самостоятельную систему, используя для этого элементы философии Дж.Бруно, И.Канта, А.Шопенгауэра и Э.Гартмана. В последние годы жизни Н.Я.Грот постоянно обращался к проблемам этики и психологии. Известность получила его книга "Очерк философии Платона", написанная на основе курса лекций, прочитанного Н.Я.Гротом осенью 1891 г. в Московском университете.