URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Рисс О.В. От замысла к книге: Очерки о технике литературного труда Обложка Рисс О.В. От замысла к книге: Очерки о технике литературного труда
Id: 199766
457 р.

От замысла к книге:
Очерки о технике литературного труда. Изд. стереотип.

2015. 144 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга журналиста и редактора О.В.Рисса (1909–1986) посвящена технике литературного труда и, в более широком смысле, культуре книжного дела. Автор дает подробное описание приемов, средств и операций, которые облегчают работу над любым литературным произведением, начиная с его обдумывания и заканчивая просмотром отпечатанных листов. Обсуждение вопросов техники литературного труда нередко переходит в более широкий... (Подробнее)


Оглавление
top
От автора
1.Когда пальцы просятся к перу
2....и когда перо просится к бумаге
3.Книга в строительных лесах
4.Тревожная любознательность
5.Над заветными страницами
6.В привычных и заботливых руках
7.Коварство типографского шрифта
8.Конец ли делу?

От автора
top

Светлой памяти учителя и друга Петра Яковлевича Хавина

Слова "техника" и "творчество" находятся в ближайшем родстве. Техника "подпирает" творческий процесс. А развитие техники вдохновляется творческими исканиями.

В литературном труде зависимость от вещественной техники не так заметна, как, например, в кино или телевидении. Притом в понятие техники, когда говорят о произведении, литературы, подчас вкладывают произвольное содержание.

То и другое не повод, чтобы умалять значение настоящих, реально существующих приемов, средств и операций, которые облегчают работу над любым литературным произведением, начиная с его обдумывания и кончая отпечатанными листами. Автору самому хотелось проверить, насколько они помогают, и вот он написал эту книгу. Если в ней что-нибудь не удалось, следует считать, что сплоховал автор, а не испытанные приемы литературной техники.

В отличие от ранее выходивших пособий и руководств, эти очерки не предлагают готовых аксиом – неоспоримых и всеми признанных истин. Говоря языком математики, здесь немало теорем, требующих рассуждения и доказательств. На некоторых страницах даже сталкиваются различные мнения по одному и тому же вопросу.

Читатели заметят, что в ряде мест обсуждение вопросов техники литературного труда по необходимости переходит в более широкий разговор о культуре издания вообще. Таким образом, выполненная нами работа может быть полезна не только для тех, кто сам делает книги, но и для тех, кого интересует, как это делается.

Март 1968 г.

Об авторе
top
Олег Вадимович РИСС (1909–1986)

Журналист, редактор, корректор. Потомственный петербуржец-ленинградец. С 1925  г., после окончания школы, стал слушателем Государственных курсов по технике речи. В 1926–1929 гг. учился на газетно-журнальном отделении Государственного техникума печати, одновременно сотрудничая с редакциями журнала "Резец", газеты "Кино", "Рабочей газеты". По окончании техникума О. В. Рисс – литературный секретарь газет "Смены" и "Лесной правды", в финскую кампанию – армейской "Во славу Родины", в первый год Великой Отечественной войны – фронтовой газеты "На страже Родины". После демобилизации вернулся в "Смену"; позже стал сотрудником дивизионной газеты "Боевые резервы", а затем редактором отделения печати Политуправления Балтийского флота и одновременно военкором ТАСС по этому флоту. В 1946–1947 гг. – заведующий редакцией информации для ТАСС и заграницы в Эстонском телеграфном агентстве. Вернувшись в 1947 г. в Ленинград, работал корреспондентом и редактором отдела информации в Радиокомитете. С 1949 г. до ухода в 1969 г. на пенсию – типографский корректор.

О. В. Рисс был человеком разносторонних знаний, отличавшимся безграничной преданностью любому делу, которым он занимался, в том числе и корректуре. Рассматривая корректорскую работу как одно из средств борьбы за точность печатного слова, он не только старался обобщить свой опыт этой работы, но и обратился к истории корректуры у нас и за рубежом. В конечном итоге им были опубликованы замечательные книги о корректуре и, шире, о точности печатного слова: "Беседы о мастерстве корректора" (1959), "Дозорные печатного слова" (1963; переиздана в 1989 г. под новым заглавием: "У слова стоя на часах"), "Что нужно знать о корректуре" (1965, 1973, 1980; 4-е изд. URSS, 2010),"Семь раз проверь... Опыт путеводителя по опечаткам и ошибкам в тексте" (впервые вышла в 1977 г.) и предлагаемая читателю "От замысла к книге" (1969).