О г л а в л е н і е
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава I.
Хлѣбные обряды и пѣсни. Ихъ взаимное отношеніе. Нетодъ изученія. Начало земледѣлія. Его историко-культурное значеній Земледѣліе у древнихъ народовъ Востока. Аріи. Земледѣ-ліе у греко-италійцевъ, германцевъ и славянъ. Древнія документальный свидѣтельства о земледѣліи въ Россіи. Хлѣбныя растенія въ древней Россіи. Рожь и пшеница. Греча. (Стран. 1—26).
Глава II.
Обрядовое удотребленіе хлѣбнаго зерна и каши въ загово-раіъ, на свадьбахъ, на святкахъ, нослѣ родинъ и дохоронъ. Хнѣдь, какъ замѣна хлѣбнаго зерна. Религіозно-миѳическое и бытовое значенія обряднаго хлѣбнаго зерна и обрядной каша. (Стран. 27—47).
Г.л а в а III.
Обрядовое употребление хлѣба на родинахъ и крестинахъ. Вечерницы. Калета. Свадебный хлѣбъ въ В. и М. Россіи. Коровай. Дывень. Обрядный хлѣбъ на похоронахъ. (Стр. 48—68).
Глава IV.
Хлѣбные обряды, принадлежащіе онредѣленнымъ временамъ года и днямъ. Святки. Прижанина. Крачунъ. Масляница. Блины. Постовые хлѣбы. Встрѣча весны хлѣбомъ. Купало. Жатва. Хлѣбъ въ гаданіяхъ, примѣтахъ и поговоркахъ (Стран. 69—88).
Глава V.
Положеніе хлѣбныхъ пѣсенъ въ народной поэзіи. Хлѣбныя пѣсни у бѣлоруссовъ, малоруссовъ и великоруссовъ. Ихъ художественное достоинство. Хлѣбъ въ пѣсняхъ жатвенныхъ, коровайныхъ и волядкахъ. Хлѣбъ въ запѣвахъ и сравненіяхъ. (Стран. 89—110).
Глава VI.
Религіозно-миѳическое значѳніѳ обряднаго хлѣба. Культъ солнца. Бѣлунъ—покровитель зеилѳдѣлія. Житные духи. Хлѣбъ, какъ преднетъ жертвоприношенія солнцу, зежлѣ, домовому духу, водянымъ и растительнымъ духамъ. Хлѣбъ, какъ символъ небесныхъ свѣтилъ. Предметы, получившіе освященіе по своей близости къ хлѣбу: квашня, борона и проч. Соль. (Стран. 111—134).
Глава VII.
Юридическое и бытовое значенія хлѣба. Хлѣбъ, какъ внѣш-ній знакъ уполномоченія и договора. Хлѣбъ, какъ выраженіе пожеланія благополучія и богатства. Хлѣбъ—плата за трудъ. Хлѣбъ, какъ угощеніе и пища. (Стран. 135—137).
![]() Известный этнограф, литературовед, историк искусства, исследователь фольклора; член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. Родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. В 1875 г. окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. С 1878 г. приват-доцент; читал лекции по истории русской литературы. В 1880 г. защитил магистерскую диссертацию "О свадебных обрядах, преимущественно русских", а в 1885 г. — докторскую диссертацию "Хлеб в обрядах и песнях". С 1888 г. — ординарный профессор Харьковского университета. Был председателем Историко-филологического общества при Харьковском университете, а с 1905 г. заведовал университетским этнографическим музеем.
Н. Ф. Сумцов — автор большого количества работ, напечатанных в основном в различных периодических изданиях и посвященных изучению устной поэзии и народного быта (обрядов, поверий и т. п.). Им были написаны статьи по южнославянской этнографии и словесности в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, составлены многочисленные сборники украинской народной поэзии, опубликованы исследования в области этнографии, истории литературы и искусства, педагогики. Он также деятельно участвовал в организации науки и просвещения: в 1892 г. по его инициативе возник педагогический отдел при Историко-филологическом обществе и начато издание "Трудов" этого отдела. Помимо звания члена-корреспондента Санкт-Петербургской академии наук (1905), он был членом-корреспондентом Чехо-Словацкого общества в Праге, членом Чешской академии наук и искусства, а в 1919 г. в числе первых стал академиком новообразованной Академии наук Украины. |