1 | Виртуальный мир и его обитатели |
| 1.1. | Присвоение мира: Интернет как условие интериоризации |
| 1.2. | Создание мира: Интернет как условие экстериоризации |
| 1.3. | Особенности исследовательской практики |
2 | Интернет как объект научного исследования |
| 2.1. | Сам по себе океан |
| | Феномен гуманитарного Интернета |
| 2.2. | Жизнь в киберсреде: условия, география, история, антропология |
| | Психологические исследования Интернета |
| 2.3. | Что мы делаем в Интернете? |
| | Интернет и профессиональная деятельность |
| | Познавательная деятельность в Сети |
| | Хакерство как вариант познавательной деятельности в Интернете |
| | Коммуникация в Сети |
| | Рекреационная деятельность в Сети |
| 2.4. | Что делает с нами Интернет? |
| | Интернет и личность |
| | Проблема Интернет-аддикции: описания и сомнения |
| 2.5. | Человек и Интернет: pro et contra |
3 | Интернет как новая культура |
| 3.1. | Развитие сетевой культуры |
| | Интернет как семиосфера |
| | Развитие сетевой культуры: от периферии к центру |
| | Особенности Интернет-коммуникации |
| 3.2. | Деятельностный подход к анализу сетевой активности |
| | Интернет как условие деятельности |
| | Виды сетевой активности |
4 | Жители Интернета: психологические особенности и перспективы развития |
| 4.1. | Характер и эмоциональная сфера |
| | "По образу и подобию..." |
| | Природа киберагрессии |
| | Преодоление препятствий и поисковая активность |
| | Общительность или эмоциональная закрытость? |
| | Исследование эмоциональной сферы жителей Интернета проективными методами |
| | Исследование способности к распознаванию эмоциональной экспрессии в группе жителей Интернета |
| | Социально-психологическая адаптированность жителей Интернета |
| 4.2. | Самосознание жителей Интернета |
| | Самоотношение и образ Я |
| | Исследование самоотношения жителей Интернета с помощью опросников |
| | Исследование самоотношения жителей Интернета с помощью проективного метода |
| | Некоторые выводы |
| | Трансформации Я в Интернете |
| | "Юношеское путешествие" |
| | Я-виртуальное |
| | Ценности жителей и разработчиков Интернета |
| 4.3. | Особенности когнитивной сферы жителей Интернета и развитие познавательных функций в Интернет-среде |
| | Процедура исследования |
| | Результаты |
| | Обсуждение результатов |
Вместо заключения. Развитие личности, опосредствованное Интернетом |
Литература |
Особенности исследовательской практики
Первая проблема психологических
исследований Интернета связана с существованием в психологии двух стратегий
в организации исследовательской практики -- в основе первого лежит объектный
подход, а в основе второго -- принцип субъектности. Первый предполагает
формирование экспериментальной и контрольной групп через отнесение к группе
испытуемых на основе объективных характеристик, второй -- формирование группы
на основе самокатегоризации испытуемых.
[Антрополог и лингвист K.Pike предложил для описания двух подходов
к изучению культуры термины etic и emic, образовав их
из прилагательных phonetic и phonemic. Л.М.Смирнов
поясняет эти термины следующим образом: "... опыт кросскультурных исследований ...
недвусмысленно показал, что концепции и понятия, разработанные в рамках одной
культуры для описания поведения людей, могут оказаться неадекватными для
описания поведения в другой культуре, и заставил обратить серьезное внимание
на проблему итического (etic) и имического (emic) подходов... при рассмотрении
используемого метода надо знать, готовился ли он на базе и при учете специфики
отдельной культуры (имический подход) или нацелен на выявление того, что
должно быть представлено во всех культурах, и поэтому работа ведется
с универсальными конструктами и понятиями (итический подход)".]
В исследованиях, посвященных психологическим аспектам сетевой жизни, итический
подход хорошо представлен работами К.Янг и большинства исследователей
Интернет-аддикции, в которых поведение пользователей Интернета рассматривается
как девиация по отношению к поведению, не опосредованному сетевыми ресурсами.
Интернет-среда не рассматривается в этом случае как субкультура современного
общества и, соответственно, процесс удовлетворения потребностей, построенный
на использовании информационных технологий в качестве новых психологических
орудий, выступает как патологический, отклоняющийся от норм, сформированных
в доинформационную эпоху. Замена одного, ранее выработанного в обществе,
способа удовлетворения потребности (например, в общении), на другой, так же
социальный по своему происхождению, но менее привычный для носителей
субкультуры психиатров (например, общение, опосредствованное чатом),
квалифицируется как симптом. Сам же предмет (например, сетевая коммуникация),
с помощью которого удовлетворяется данная потребность, выступает далее уже
не как один из мотивов (в терминологии А.Н.Леонтьева), оказавшийся в силу
еще невыясненных обстоятельств ведущим в структуре личности, а как действующая
причина патогенеза -- например, депрессии или аутизма.
Другим примером изучения психологических особенностей пользователей с точки
зрения универсальных концептов, разработанных для описания психики
на надисторическом и надкультурном уровне, могут служить работы, в которых
испытуемые отбираются в экспериментальную и контрольную группы на основе
объективных показателей их сетевой активности, в первую очередь, длительности
и частоты пользовательских сеансов. Такие показатели как
сформированность сетевой идентичности или место Интернета в структуре
деятельности субъекта не учитываются при этом вовсе, а эмоциональная
вовлеченность в сетевую жизнь рассматривается скорее как показатель "ухода
в виртуал", что, в свою очередь, расценивается как вариант "ухода
в болезнь". Непринятие во внимание личностных смыслов, участвующих в регуляции
сетевого поведения, и фактический отказ от принципа субъектности приводят
к интересным и часто неожиданным для самих исследователей результатам.
Sm Так, в работе
В.Караваевой, выполненной под нашим руководством, было обнаружено, что среди
школьников, много времени проводящих в Сети, девятиклассники отличаются
повышенной тревожностью, а школьники 11=х классов обладают более высокими
коммуникативными навыками, чем их сверстники. Без обращения к "социальной
ситуации развития" подростка, освоившего Интернет, объяснение этим фактам
найти было довольно трудно.
Общение в чатах называется "вялотекущей и бесконечной" беседой,
характеризующейся для постороннего наблюдателя "феерической пустотой" [с.149--151]106. Однако, по мнению В. и Е.Нестеровых, впечатление о том, что
в чатах нет ничего, кроме перемалывания времени в пустопорожних беседах,
объясняется невключенностью исследователей в действие, так как нельзя понять
сути чата, не участвуя в нем. С точки же зрения участника, чат -- это не клуб
знакомств, это реальная жизнь, проживаемая в ином мире; посетители чата
не общаются в нем, они в нем живут. Поэтому, считают авторы, "бытийная" функция
чата является первичной. В этом смысле виртуальное пространство оказалось
не суррогатом, оно не копирует, примитивизируя, реальный мир, а предоставляет
человеку уникальные возможности, которые отсутствуют в реальном мире.
Sm
Вторая проблема изучения Интернета носит уже содержательный характер.
В корпусе текстов, посвященных Интернету, отчетливо выделяются своей
драматичностью и насыщенностью мрачными предсказаниями две темы -- тема
хакеров и тема аддикции. Действительно, тема защиты информации от сетевых
вандалов и защита личности от формирования зависимости может актуализировать
потребность в безопасности у многих людей, безразличных к другим проблемам
жизни в Сети.
Первое поколение хакеров создало не только определенную идеологию
сетевой жизни, но и само, превратившись уже в легенду, выступает как объект
мифотворчества. В мифологическом сюжете, лежащем в основе культуры современного
Интернета, хакер выступает в роли героя. Главное свойство героя -- это
способность совершать поступки, что в мифе означает способность пересекать
границы запретов. Таким образом, мифологическим первопредком любого
путешествующего по Сети оказывается хакер. К образу хакера как мало к чему
другому в современной жизни может быть отнесено следующее описание
мифологического героя, данное Ю.М.Лотманом: он может "как берсерк
устремляться в бой, нарушая все его правила: голым или в медвежьей шкуре, воя
как зверь и убивая и своих, и чужих. Он может быть благородным разбойником или
пиккаро, колдуном, шпионом, сыщиком, террористом или суперменом --
существенно, что он способен совершать то, что другим запрещено, и пересекать
структурные границы культурного пространства". Так что каждый
пересекающий границы сайтов на мифологическом уровне
воспроизводит "первоначальное", т.е., по М.Элиаде, совершенное
когда-то в Начале времен и потому основополагающее для существования этого
мира, действие -- действие культурного героя Интернет-мира -- хакера.
Наряду с двойственным образом героя/трикстера, культура Интернета
и исследовательские гипотезы, включенные в поле действия ее образов, содержат
еще одно двусмысленное представление. Это -- само представление
о коммуникации, связи, всеобщей связанности посредством Всемирной Сети. Главным
достоинством Интернета является его способность обеспечить связь пользователя
со всем миром; но это же ощущается многими и как главная угроза жизни
современного человека. Связь или манипуляция; religio или аддикция -- вот
"проблемы души современного человека", предсказанные еще К.Г.Юнгом.
М.Элиаде в своей работе "Азиатская алхимия" так описывает эту
мифологему связи. "Индийское мышление уяснило, что разбросанность
и несвязанность равноценны небытию; что для истинного существования нужны
единство и цельность. И наиболее подходящими образами для выражения всего
этого были нить, паук, ткань и ткачество. Паутина прекрасно показывала
возможность "объединить" пространство". Но, как известно, архаическое
мышление строится на системе оппозиций (см., например,),
а архетипический образ, по Юнгу, амбивалентен. В образе нити мы сталкиваемся
как раз с такой ситуацией: когда речь идет о "правильных" отношениях, возникает
образ "связующей нити", в противном случае -- о "сковывающих путах".
М.Элиаде пишет об этом так: "Образы нити, веревки, обязательства и ткани
двусмысленны; они выражают и привилегированное положение (быть прикрепленным
к Богу, относиться к космической первопричине) и жалостную, даже трагическую
ситуацию (быть обусловленным, закованным, предуказанным и т.д.). В обоих
случаях человек не свободен. Но в первом он живет в постоянном общении со своим
Создателем; во втором он чувствует себя узником судьбы, связанным "магией" или
собственным прошлым". На основе исследований представлений, отраженных
и в мифах, и в целительских практиках примитивных народов, и в переживаниях
современных европейцев, Элиаде делает следующий вывод: "образы нити постоянно
встречаются в воображении и размышлениях человека -- что свидетельствует об их
соответствии чрезвычайно глубокому опыту, и в конце концов раскрывают
человеческую ситуацию, которая кажется непередаваемой другими символами или
понятиями".
Кузнецова Юлия Михайловна
Окончила факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1991 г. Кандидат психологических наук. Область научных интересов — психология развития, самосознание, ценностная сфера.
Чудова Наталья Владимировна
Окончила факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1982 г. Кандидат психологических наук. Область научных интересов — когнитивная психология, образ мира.