URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Соколова Т.В. Государственная жилищная политика: Социальное измерение Обложка Соколова Т.В. Государственная жилищная политика: Социальное измерение
Id: 199507
Предварительный заказ!  297 р.

Государственная жилищная политика:
Социальное измерение

URSS. 2009. 288 с. ISBN 978-5-397-00639-2. Уценка. Состояние: 5-.
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей монографии рассмотрены основные пути повышения доступности жилья в России. Выявлены жилищные потребности населения и дана оценка его платежеспособного спроса. В контексте мирового опыта обозначены пределы и возможности модернизации государственной жилищной политики в России.

Авторы критически оценивают подходы к решению жилищной проблемы в России, где, несмотря на все попытки запустить эффективный цивилизованный... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1. Жилищная политика: социальные аспекты
 1.1.Социальная политика как основа жилищной политики
 1.2.Особенности жилья: три подхода
 1.3.Жилье как социальная проблема: роль государства
 1.4.Государственная жилищная политика в России: общие подходы и возможные формы
 1.5.Жилье и развитие местной среды обитания
Глава 2. Удовлетворение потребности населения России в жилье
 2.1.Доходы населения и возможности удовлетворения потребности в жилье
 2.2.Доступность жилья как основной индикатор состояния рынка жилья
 2.3.Жилье и проблема неравенства и бедности
Глава 3. Исторический ракурс государственной жилищной политики в России
 3.1.История жилищного вопроса и жилищной политики
 3.2.Развитие ипотечного кредитования (ретроспективный обзор)
Глава 4. Развитие жилищной сферы как основа жилищной политики
 4.1.Жилищное хозяйство и факторы спроса на жилье
 4.2.Низкая эластичность предложения и спроса как одна из главных особенностей жилищного рынка
 4.3.Износ и обновление жилья ("фильтрация жилого фонда")
 4.4.Критерии инвестора
Глава 5. Стратегия реформы жилищно-коммунального хозяйства в России: социальные возможности и ограничения
 5.1.Особенности современной ипотеки в контексте формирования рынка доступного жилья
 5.2.Роль строительных сберегательных касс в решении жилищной проблемы
 5.3.Основные подпрограммы приоритетного национального проекта "Доступное жилье"
 5.4.Реальность и мифы жилищно-коммунальной реформы
Глава 6. Модернизация государственной жилищной политики: мировой опыт
 6.1.Жилищные права граждан как основа жилищной политики развитых государств
 6.2.Жилищная политика развитых государств
 6.3.Социальная ориентация государственного жилищного регулирования
  Опыт Германии
  Опыт США
 6.4.Жилищная политика в СНГ и в странах Центральной и Восточной Европы
Заключение

Введение
top

Актуальность исследования проблем жилищной политики определяется ролью жилищного сектора в решении задач существования и дальнейшего развития человеческого общества. Жилищные проблемы – это явления многосторонние, динамично развивающиеся. Одни из них назревают, обостряются, другие уходят на задний план, исчезают, возникают новые.

В настоящее время в российском обществе активно обсуждается вопрос о необходимости, способах реализации и социально-экономических проблемах реформы жилищно-коммунального хозяйства. Причем научные и общественные дискуссии проходят на фоне действий, предпринимаемых властями различных уровней. Однако логика современных российских политиков – "надо что-то делать, а то будет еще хуже" – не выдерживает критики. Представляется, что в решении таких масштабных вопросов, как жилищный, предпочтительнее руководствоваться старинной русской пословицей о том, что необходимо семь раз отмерить и только один раз отрезать.

Данная пословица особенно верна для жилищного вопроса ввиду его особой, с одной стороны, важности, а с другой – сложности и комплексности. Список отрицательных последствий отсутствия жилья для человека достаточно велик. Иметь крышу над головой – это базовая потребность человека. Однако конкретно определить ее достаточно сложно, так как возникает проблема размера, стоимости, расположения жилья, наличия удобств и т. д., т. е. оно отвечало потребностям конкретного домохозяйства. Спрос на жилье также достаточно сложно определить, так как его рост связан не только с ростом численности населения, но и с возникновением новых домохозйств, увеличением продолжительности жизни, со стремлением молодежи жить самостоятельно.

Цель данной монографии – расширить горизонт обсуждения жилищной проблемы и поднять его на стратегический уровень социальной политики, который, к сожалению, очень часто ускользает из поля зрения как исследователей, так и специалистов-практиков. Жилищная политика имеет самое непосредственное отношение к социальной политике, так как она, с одной стороны, служит социальным целям и благосостоянию населения, а с другой – тесно взаимосвязана и взаимодействует с другими отраслями социальной сферы. Жилищная политика затрагивает все стороны жилищного вопроса. Это определяется тем, что для его решения в современных условиях необходима консолидация и личных, и коммерческих, и государственных усилий. Вмешательство государства в решение жилищной проблемы связано с тремя ее аспектами: строительством, распределением и поддержанием жилого фонда.

Авторы монографии анализируют цели, инструменты и последствия государственной жилищной политики, раскрывают роль и значение жилищной сферы в рыночной экономике, рассматривают особенности жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с другими секторами экономики. По отдельным из перечисленных проблем есть многочисленные публикации, но комплексного изложения избранной проблематики нет. Предлагаемая читателю монография – первая попытка комплексного анализа места и роли жилищной политики в национальной экономике, особый акцент авторы сделали на на последствиях и допустимых пределах государственного регулирования жилищной сферы.

Специфика жилья заключается в том, что, с одной стороны, это рыночный товар, а с другой – социальная услуга. В данной монографии авторы сконцентрировались именно на социальных проблемах обеспечения населения жильем, что неизбежно ставит вопросы о связи жилищной политики с другими сферами социальной политики, о последствиях сдвига в сторону рыночной модели жилищной политики для социального развития страны и рассмотрения вопросов социального равенства и справедливости в области обеспечения населения жильем.

Если о целях государственной жилищной политики в научной литературе существует относительное единодушие, то о путях их достижения идет нескончаемый спор. Среди основных вопросов – насколько рыночный механизм может решить проблему обеспечения населения жильем, должно ли государство стимулировать рыночный механизм, может ли государство в случае необходимости (кто определяет эту необходимость?) подменить своей активностью этот механизм.

Сторонники рыночно ориентированной государственной жилищной политики подчеркивают чрезвычайную эффективность рыночного механизма для справедливого с ценовой точки зрения строительства и распределения жилья. Они подчеркивают, что рынок обеспечивает вознаграждение по труду, ответственности и стремлению к самообеспеченности. Роль государства состоит в создании и соблюдении надежных рамочных условий для свободного развития предпринимательской инициативы граждан, а также в обеспечении определенных социальных жилищных гарантий для групп населения, в принципе неспособных обеспечить себя жильем. Государству отводится роль блюстителя национальных интересов в специальных областях, где частная инициатива явно недостаточна: реконструкция городов, городское планирование, совершенствование системы городского транспорта и коммунального хозяйства, сохранения и реставрации исторических и культурных памятников, охраны окружающей среды.

Сторонники государственного регулируемого жилищного строительства и организованного распределения жилья подчеркивают, что жилые объекты нельзя рассматривать как обычный товар, так как рыночный механизм полностью игнорирует социальную сторону человеческого общества и дискриминирует социально слабые категории общества. Поэтому принцип максимальной прибыли не может быть определяющим при распределении жилья. Государство должно непосредственно вмешиваться в рыночные отношения и обеспечивать социально приемлемые результаты в ряде случаев даже вопреки интересам собственников жилья.

Практика показывает, что, к сожалению, экономические и политические соображения часто перевешивают социальные для прямого вмешательства государства в жилищную сферу. Сейчас жилье оказалось в центре сдвига от модели государственного вмешательства для обеспечения права на жилье к рыночной модели, где экономическое процветание становится главным гарантом удовлетворения жилищной потребности. Вместе с тем для развития социально приемлемых форм распределения жилья нужны соображения не только экономической эффективности. При этом жилищная политика как средство решения социальных проблем зависит от целей и задач государства.

Современное социальное государство не может оставить своих граждан без крыши над головой. Оно вынуждено проводить политику регулирования в области жилищного строительства и обеспечения малоимущего населения жильем.

Россия столкнулась с серьезнейшими трудностями в обеспечении жильем своего населения. Жилья не хватает физически, оно ветшает, существуют серьезные региональные различия в обеспечении населения жильем. В настоящее время существует острая необходимость решить (или, по крайней мере, существенно смягчить) проблему "бедных по жилью". Для этого в России необходимо наряду с традиционными количественными индикаторами бедности по доходам ввести и такие качественные характеристики низкого уровня жизни, как жилищные условия. Поскольку в советское время распределение жилья происходило не только по доходному, но и чаще всего по другим критериям, часто оказывается так, что семьи с низким достатком имеют хорошие жилищные условия, и наоборот, относительно более состоятельные люди имеют весьма скромное по современным меркам жилье.

Как показывает мировой опыт, активизация спроса без стимулирования предложения приводит к возникновению проблемы доступного жилья для не слишком состоятельных, но все же платежеспособных граждан. В результате складывается ситуация, когда растет предложение прежде всего дорогостоящего жилья. И Россия на сегодняшний день оказалась втянута в эту ловушку. Очевидно, что решить проблему доступного жилья без финансового участия государства, без использования всех типов жилья, без внедрения соответствующих регулирующих механизмов и развития институциональной структуры невозможно. В ряде стран государство активно поддерживает не только социально-уязвимые слои, но и собственников жилья, обычно путем предоставления налоговых льгот. В России, где механизмы ипотечного кредитования работают с существенными сбоями, целесообразно более внимательно подойти к изучению опыта функционирования строительно-сберегательных касс.

Монография стала логическим завершением научно-исследовательской работы сотрудников Центра экономической теории социального сектора Института экономики РАН по изучению социально-экономических аспектов жилищной сферы в России и в странах с экономиками переходного типа. В частности, опубликованы сборник "Жилищный вопрос как проблема социальной политики" (2003), научный доклад Л. С. Лучкиной "Жилищный сектор в странах с переходной экономикой" (2004), коллективный научный доклад под руководством член-корреспондента РАН, д. э. н., профессора Р. С. Гринберга "Строительство доступного жилья в России: проблемы и решения" (2006).

Авторы монографии выражают искреннюю благодарность первому зам. директора Института экономики РАН, д. ф. н., профессору А. Я. Рубинштейну за многие ценные советы и пожелания, высказанные в процессе работы над рукописью и в ходе ее обсуждения, а также особую признательность д. полит. н., профессору Н. С. Григорьевой и д. э. н. А. В. Суворову за рецензирование книги.

В подготовке монографии приняли участие: Введение – к. э. н., Ph. D. (Social Policy, LSE) Т. В. Чубарова, глава 1 – к. э. н., Ph. D. (Social Policy, LSE) Т. В. Чубарова; глава 2 – к. э. н. Т. В. Соколова, к. э. н., Ph. D. (Social Policy, LSE) Т. В. Чубарова; глава 3 – к. э. н. Н. В. Муравьева, к. э. н. Г. А. Яременко; глава 4 – к. э. н., проф. Л. Г. Ходов; глава 5 – к. э. н. Е. Е. Шестакова, к. э. н. Г. А. Яременко; глава 6 – к. э. н. Т. В. Соколова, к. э. н., проф. Л. Г. Ходов, проф. И. Эекхофф (Германия), к. э. н. Е. Е. Шестакова; Заключение – к. э. н., проф. Л. Г. Ходов. Подготовка материалов для главы 6 – м. н. с. Ю. А. Яковлева.