Обложка Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческих мифах: Опыт по истории развития нравственности
Id: 199010
419 руб.

Каннибализм в греческих мифах:
Опыт по истории развития нравственности Изд. 2

URSS. 2012. 408 с. ISBN 978-5-397-02816-5. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
  • Мягкая обложка
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1874 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного историка и филолога Л.Ф.Воеводского (1846-1901), посвященная исследованию развития нравственности на материале древнегреческих мифов. В первой главе книги рассматривается этическое значение мифов, представлены различные теории их происхождения. Вторая глава рассказывает об отражении в греческих мифах грубости человеческих нравов, о распространенности в их сюжетах темы ...(Подробнее)убийства и детоубийства. В третьей главе рассматривается проблема людоедства и человеческих жертвоприношений в истории. Излагаются теории происхождения каннибализма, описывается каннибализм у животных (поедание особей своего вида), а также указывается на существование этого явления в современных автору диких племенах; исследуются жертвоприношения у древних народов. Наконец, четвертая глава посвящена изучению темы каннибализма в древнегреческих мифах (мифы о растерзании ребенка, сказания о матерях, умертвивших своих детей, и т.д.).

Книга будет интересна не только специалистам --- историкам, этнографам, культурологам, философам, но и самому широкому кругу читателей.


Оглавление
I. Этическое значенiе мифавъ
 § 1. Введенiе
 § 2. Теорiя развитiя
 § 3. Приложенiе теорiи развитiя къ этике
 § 4. Продолженiе. Религiя и мораль
 § 5. Краткiй взглядъ на труды по исторiи греческой этики
 § 6. Спиритуалистическiе взгляды на мифы
 § 7. Происхожденiе и значенiе мифовъ
 § 8. Омировскiя песни
II. Грубость нравовъ, отразившаяся въ греческихъ мифахъ
 § 9. Грубые мифы
 § 10. "Золотой векъ"
 § 11. Древнейшiе греческiе идеалы. Эрмiй
 § 12. Продолженiе. Автоликъ
 § 13. Убiйство
 § 14. Детоубiйство, бросанiе детей, плодоизгнанiе
III. Людоедство и человеческiя жертвоприношенiя
 § 15. Распространенность каннибализма въ настоящее время
 § 16. Новейшiя теорiи о происхождении каннибализма
 § 17. Продолженiе. Жители пещеръ. Каннибализмъ у животныхъ
 § 18. Жертвоприношенiя
 § 19. Сожигательныя жертвоприношенiя у Грековъ
 § 20. Человеческiя жертвоприношенiя у Грековъ. Вопросъ о происхожденiи оныхъ
 § 21. Человеческiя жертвоприношенiя у древнихъ народовъ вообще
 § 22. Человеческiя жертвоприношенiя у Индiйцевъ
 § 23. Человеческiя жертвоприношенiя у Персовъ
IV. Следы людоедства въ гречфскихъ мифахъ
 § 24. Мифы омировскихъ песень. Одиссея
  Киклопъ Полифимъ
  Лэстригоны
  Скилла
 § 25. Продолжение. Илiада
  Ахиллъ
  Ира
 § 26. Мифы Исiодовой Феогонiи
  Кронъ
  Зевсъ
 § 27. Мифъ Орфической Феогонiи о Загрее
  Загрей
 § 28. Некоторые другiе мифы о растерзанiи ребенка
  Пенфей
  Иппасъ
  Актэонъ
  Леархъ и Меликертъ
  Ираклъ
 § 29. Мидiя
  Мидiя
  Дети Мидiи
  Апсиртъ
  Ясонъ, Эсонъ, Пелiй
  Креонтъ и Главка
 § 30. Сказанiя о матеряхъ, умертвившихъ своихъ детей
  Прокна, Аидона (Итiй)
  Арпалика (Пресвонъ)
 § 31. Танталъ и его потомство
  Варка Пелопа
  Атреево угощенiе
 § 32. Заключенiе. Ликаонъ
  Ликаонъ
Алфавитный указатель
Замечания к греческимъ текстамъ

Об авторе
Воеводский Леопольд Францевич
Российский историк и филолог. Окончил Санкт-Петербургский университет. Защитил магистерскую диссертацию "Каннибализм в греческих мифах: Опыт по истории развития нравственности" (1874), а затем докторскую диссертацию "Введение в мифологию Одиссеи" (1881). С 1882 г. состоял ординарным профессором классической филологии в Новороссийском университете.

Книга Л. Ф. Воеводского о каннибализме у греков, а также его работа "Этологические и мифологические заметки. Вып. I: Чаши из человечьих черепов и тому подобные примеры утилизации трупа" (1877), ценны не столько своими конечными выводами, сколько методом — указанием на мифы как на источник для восстановления древнейшей бытовой истории народа. Его докторская диссертация была направлена к тому, чтобы весь гомеровский эпос разрешить в солнечно-лунарно-звездный миф: взятие Агамемноном Трои — это восход солнца над землею, Одиссей (солнце), побивающий женихов (звезды) Пенелопы (луна), с которой он соединяется, — солнце в конъюнкции с луною, и т. д. Против этой теории выступал известный филолог А. Н. Веселовский, по мнению которого героический эпос не может быть рассматриваем как позднейшая очеловеченная форма мифа, а имеет исторические основания в бытовых условиях, продолжающих древние и открывающих новые пути развития. При этом современники отмечали широту приемов Л. Ф. Воеводского, который ввел в сферу своих исследований и народное творчество других племен, в том числе и славян. Известность получили и его статьи "О так называемых гомеровских поэмах" (1876) и "О происхождении названия Черного моря" в "Трудах VI Одесского археологического съезда" (т. II); для этого же съезда Л. Ф. Воеводский подготовил карту древних поселений на юге России.