В нашем обществе заметно возросло внимание к музееведению как учебной дисциплине историко-культурологического цикла. За последние десять-пятнадцать лет преподавание ее введено в ряде университетов и педагогических институтов. Основы этой дисциплины стали включаться в курсы по истории мировой культуры и по истории родного края. Такой интерес к культуре прошлого, к культурному наследию потребовал осмысления исторического пути, пройденного музейным миром в ходе своего развития, а также изучения процессов, с одной стороны, специализации музеев, а с другой – их интеграции в систему общечеловеческой культуры. Охватывая все предметное разнообразие окружающей действительности, музеи, квинтэссенцией которых являются музейные экспозиции, осуществляют интеграцию различных блоков знаний, которые овеществлены в музейных предметах, оказавшихся объединенными в едином пространстве, а важнейшей их задачей становится показ не только разнообразной, но и образно представленной и обладающей значительной содержательной емкостью информации. Многоаспектность воздействия музейной экспозиции и ее продуманные интерпретации способны и ныне формировать в обществе конкретные установки и стереотипы. Поэтому все попытки провозглашать музей внеидеологическим институтом заранее неискренни и опираются на весьма шаткие основания. Музей всегда, даже в том случае, если он пытается занять позицию стороннего наблюдателя, выражает определенную в идеологическом отношении точку зрения. И это в особой степени касается музеев, имеющих дело с материалами новейшей истории и современности. Трансляция исторических и культурных смыслов той или иной эпохи происходит через интерпретацию музейных текстов и образов, включенных в экспозиции, которые претерпевают изменения в зависимости от социокультурной ситуации и конкретных форм общения. Интересным и перспективным видится использование входящего ныне в практику представления музейных материалов в электронных версиях. Однако пока остается без ответа далеко не праздный вопрос: "В состоянии ли эти новации заменить традиционные экспозиционные формы?". В то же время очевидно, что в любом случае музейному языку, истории и практике музейного дела нужно учиться профессионально. Это позволит грамотно включать музейные предметы в контекст сложных культурно-исторических связей, воспроизводимых музеями в соответствии с современным пониманием культурных традиций. Как правило, музей со своими экспозициями всегда предстает как некий культурный текст (знаковый, вербальный), требующий прочтения, сопровождаемый комментариями. Представляя посетителю те или иные материалы, вводя их в символическую реальность, музей совершает в своей практической работе переход от слова (описания) к событию и при этом нередко превращает человека, пришедшего в музей, в непосредственного и заинтересованного участника этого события. Ныне именно в музее разворачивается образовательный процесс, происходит сближение функций ранее разрозненных компонентов культуры, поскольку музей становится и театром, и библиотекой, и школой. Традиционная музейная среда бытования материальных предметов и произведений искусства превращается в содержательно наполненное пространство, в котором посетителю предоставляется возможность обретения разнообразных впечатлений. Сегодня, как и прежде, музеи погружены в историю и должны представлять собой специфическую форму ее бытования в современности. Это своеобразный архив человеческой памяти, в котором не должны быть утеряны временн\'ые перспективы, поскольку благодаря им осуществляется приобщение посетителя к культурному наследию. Современный музей как относительно устойчивый элемент социокультурной жизни общества прошел длительный период институционализации, на протяжении которого происходило взаимодействие трех социальных групп: владельцев музейных ценностей, музейных профессионалов и публики. Особенности этих групп наложили свой отпечаток на специфику деятельности и обусловили исторические формы организации музеев – личностную, корпоративную и государственную. Все эти формы объединены наличием общих признаков: это музейные предметы и их коллекции как системообразующее начало в "организме" музея; это круг лиц, вступающих в процессе функционирования музея в определенного рода отношения, которые приобретают устойчивый характер; это социально-значимые функции, относящиеся как к удовлетворению конкретных социокультурных потребностей человека, так и к организации предметно-содержательной деятельности учреждения. Выступая в качестве специфического средства коммуникации, музеи, относящиеся к любой форме организации, приглашают современного посетителя к восприятию исторических пространств и разнообразных экспонатов, к постижению неисчислимых богатств человеческого опыта и размышлению о воспринятом, о познанном и т.д. Об этих и других особенностях музея как социокультурного организма поведает студенту, осваивающему азы музееведения, данное учебное пособие, которое представляет современный музей в соответствии с позицией русского философа Н.Ф.Федорова, считавшего, что "...музей возникает именно из противоречия духу обличия, безжалостной критики, суда пессимизма, готовых обречь чуть ли не все прошлое на уничтожение... он рождается именно на защиту, на оборону веры, надежды, любви". Сегодня каждый российский музей, определяя в процессе творческой деятельности свое место в истории региона, страны и музейного сообщества, осознает себя в качестве носителя конкретных страниц отечественной культуры и предлагает посетителю различные способы ориентации в культурном пространстве. Поэтому музейная практика России представлена в учебном пособии с учетом реального опыта работы разнопрофильных музеев и музеев-заповедников, а также разнообразных интересов их посетителей. Авторы учебного пособия, не отвергая, как и прежде, просветительную модель музея, впервые уделяют особое внимание более современным формам его работы с посетителями, учитывая при этом широкое распространение социального маркетинга в культурной сфере. С одной стороны, в учебном пособии подчеркивается возросшая роль музейного специалиста в формировании экспозиционного пространства, а с другой – стремление посетителей заполнить свой досуг в соответствии с субъективными особенностями как присущих им интересов, так и умения воспринимать исторические реалии. Современная ориентация музеев на личное наследие, конкретного человека, достойный уровень потребления культурных услуг активно приближает, по мнению авторов учебного пособия, этот тип учреждений культуры к индивидуальным вкусам современного человека. Этому сближению успешно способствуют новые музейные технологии, впервые широко представленные в данном учебном пособии. Структурно учебное пособие включает следующие разделы: теоретические основы музееведения, историю и основные этапы развития музеев в России и за рубежом, а также раздел, посвященный совокупности разнообразных музейных практик. Кроме того, пособие освещает весьма актуальные проблемы, касающиеся места и роли новых технологий в организации работы современных музеев. Авторский коллектив учебного пособия: кандидат экономических наук Т.В.Абанкина (глава 3 в разделе IV), доктор философских наук К.З.Акопян (научное редактирование), кандидат политологии Л.Е.Востряков (глава 1 в разделе IV), кандидат исторических наук Е.Л.Галкина (глава 1 в разделе III (в соавторстве)), кандидат исторических наук М.Б.Гнедовский (глава 2 в разделе IV), доктор культурологии В.П.Грицкевич (глава 1 в разделе II), кандидат исторических наук М.Е.Каулен (главы 1, 2 в разделе I; глава 2 в разделе III), доктор искусствоведения А.В.Лебедев (научное редактирование; глава 4 в разделе IV), кандидат исторических наук Е.Б.Медведева (глава 5 в разделе IV (в соавторстве)), кандидат исторических наук Т.А.Пархоменко (глава 4 в разделе III), кандидат исторических наук Т.П.Поляков (глава 3 в разделе III (в соавторстве), кандидат исторических наук Н.Г.Самарина (глава 3 в разделе I), кандидат исторических наук А.А.Сундиева (глава 2 в разделе II), кандидат культурологии О.Е.Черкаева (глава 3 в разделе II (в соавторстве)), кандидат исторических наук И.В.Чувилова (глава 3 в разделе II (в соавторстве)), доктор исторических наук И.И.Шангина (глава 1 в разделе III (в соавторстве)), действительный член Академии гуманитарных наук РФ, доктор культурологии Э.А.Шулепова (ответственный редактор; предисловие; главы 3 (в соавторстве), 6 в разделе III), кандидат педагогических наук М.Ю.Юхневич (глава 5 в разделе III; глава 5 в разделе IV (в соавторстве)). |