Отрыв нашей учебной литературы от науки и практики находит свое выражение прежде всего в том, что в учебниках по традиции культивируется понятия, соглашения, термины, обозначения и т.п., созданные специально для учебников и никогда или почти никогда не употребляющиеся в науке и практической деятельности; наоборот, остаются в тени моменты, имеющие важнейшее научное значение. Так, например, в арифметике для учебников стало традицией начинать натуральный ряд с нуля (а не с единицы), ряд простых чисел с 1 (а не с 2), различать два деления ("по содержанию" и "на равные части"), называть 5 карандашей числом "конкретным", а 5 метров – "именованным" и подчеркивать это различие; напротив, вы почти никогда не встретите указания на то, что на нуль делить нельзя. Борьба с такого рода тенденциями, борьба за приближение учебника и по содержанию и по форме к науке и практике есть одна из основных задач научной редакции. Это то основное, в чем научный редактор может и должен оказать помощь автору-педагогу в деле создания полноценного научного руководства. В "Курсе арифметики" А.П.Киселева редактором подвергнуты наиболее значительной переработке следующие отделы: "Определение и основные свойства деления целых чисел", "Разложение чисел на простые множители", "Теория периодических десятичных дробей"; Отношения и пропорции"; "Задачи на проценты". А.Хинчин.
15 января 1937 г. Настоящее издание "Систематического курса арифметики" представляет собой несколько измененное повторение тех изданий этого курса, которые в большом числе были выпущены и в дореволюционное время и в послереволюционное. Книга попрежнему напечатана разными шрифтами. Обыкновенным шрифтом изложено все то, что проходится в наших средних школах, причем местами сделаны небольшие дополнения или изменения с целью упростить изложение, сделать его более ясным и точным. Более мелким шрифтом напечатаны некоторые дополнительные сведения, способные придать курсу арифметики большую цельность, законченность и научность. Андрей Петрович КИСЕЛЕВ (1852–1940) Выдающийся российский и советский педагог-математик и методист. Родился в Мценске (Орловская губерния), в бедной мещанской семье. Окончил с золотой медалью Орловскую классическую гимназию. После окончания в 1875 г. физико-математического факультета Петербургского университета до 1891 г. работал преподавателем математики, механики и черчения в Воронежском реальном училище. В 1892–1901 гг. преподавал математику и физику в Воронежском Михайловском кадетском корпусе. Выйдя в отставку в 1901 г., занимался главным образом написанием и улучшением своих учебников по математике и физике. После Великой Октябрьской революции вернулся к преподавательской деятельности, одновременно продолжая работать над совершенствованием своих учебников. За выдающуюся педагогическую деятельность А.П.Киселев в 1933 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Первый учебник "Систематический курс арифметики для средних учебных заведений" А.П.Киселев издал за собственные деньги в 1884 г.; в нем ярко выражено кредо автора: "Точность формулировок и установление понятий, простота в рассуждениях, сжатость в изложении". В 1888 г. вышла "Элементарная алгебра", а в 1892 г. – "Элементарная геометрия". Эти книги отличались от существовавших в то время учебников более высоким теоретическим уровнем, последовательностью, ясностью и краткостью изложения. Они стали основными учебниками по математике в средних учебных заведениях. Всего учебники А.П.Киселева по арифметике, алгебре, геометрии и другим областям математики, а также по физике выдержали более трехсот изданий общим тиражом в несколько сотен миллионов экземпляров. "Систематический курс арифметики для средних учебных заведений" в 1938 году был утверждён в качестве учебника арифметики для 5-6 классов средней школы; в 1955 году вышло его 17-е издание. Учебник арифметики А.П.Киселева выдержал 29 изданий до революции (более чем миллионный тираж) плюс ещё 10 млн. экземпляров, отпечатанных при жизни Киселева. |