URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шамис А.Л. Пути моделирования мышления: Мышление и творчество; формальные модели поведения и 'распознавания с пониманием'; целостность, целенаправленность, активность; maxT Обложка Шамис А.Л. Пути моделирования мышления: Мышление и творчество; формальные модели поведения и 'распознавания с пониманием'; целостность, целенаправленность, активность; maxT
Id: 198034
899 р.

Пути моделирования мышления:
Мышление и творчество; формальные модели поведения и "распознавания с пониманием"; целостность, целенаправленность, активность; maxT. № 17. Изд. 3, перераб. и доп.

2017. 264 с.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

В настоящей книге с общих позиций исследуется широкий круг вопросов, касающихся проблем моделирования поведения, восприятия и мышления. Наряду с общими вопросами рассматриваются модели целенаправленного поведения, восприятия "с пониманием" и активных нейронных механизмов мозга, а также качественные модели репродуктивного и творческого мышления. В основе этих моделей лежат "принцип устойчивого неравновесия", принцип maxT и системные... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Введение
Глава 1.Устойчивое неравновесие и модель целенаправленного поведения
 1.1.Поведение
 1.2. Принцип maxT
 1.3.Формальная модель
 1.4.Мотивации и потребности
 1.5.Реальная задача
 1.6.Эмоции
Глава 2.Модель целостного восприятия и "распознавания с пониманием". Перцептивное мышление
 2.1.Распознавание
 2.2.Психология машинного зрения
 2.3.Принципы распознавания рукописных текстов и их реализация в программах ABBYY FineReader-рукопись и FormReader
 2.4.Перцептивное мышление
Глава 3. Целостность и организация
 3.1. Целостность и теория систем
 3.2. Представление целостного объекта (системы)
 3.3.Организация
 3.4.Возникновение и изменение организации
 3.5.Устойчивое неравновесие
 3.6.Принцип maxT в поведении живых организмов и в искусственных активных динамических системах
 3.7.Свобода поведения активных динамических систем
Глава 4.Информация
 4.1.Подходы к определению и измерению информации
 4.2.Ценность информации
 4.3.Познание и информационное отображение мира
 4.4.Информация и потребности
Глава 5.Модель проблемной среды
 5.1.Некоторые физиологические предпосылки
 5.2.Особенности задачи поведения
 5.3.Особенности задачи восприятия
 5.4.Представление в модели проблемной среды целостных объектов и ситуаций
 5.5.Структурно-логическая особенность модели проблемной среды человека
 5.6.Необходимые свойства модели проблемной среды
Глава 6. Пассивные нейронные модели
 6.1.Свойства и функции нейронных моделей мозга, необходимые для решения основных базовых задач мышления
 6.2.Минимальные сведения об элементах мозга
 6.3.Логические нейронные сети Мак-Каллока и Питтса
 6.4.Перцептрон Розенблатта
 6.5.Признаковые формальные распознающие нейронные сети
Глава 7.Активные нейронные модели
 7.1.Активность
 7.2.Гипотеза Емельянова-Ярославского
 7.3.Модель трехслойной активной сети с возвратным торможением
  7.3.1.Свойства нейронов экспериментальной модели
  7.3.2.Структура и работа сети
  7.3.3.Запоминание внешних информационных воздействий на трехслойной нейронной сети
 7.4.А-сети: модель, удовлетворяющая требованию устойчивого неравновесия
 7.5.Автомат для распознавания и воспроизведения временных последовательностей
  7.5.1.Задача
  7.5.2.Схема автомата
  7.5.3.Обучение и воспроизведение опыта
  7.5.4.Вариант с опорными кодами
  7.5.5.Эксперимент
  7.5.6.Вероятностная схема
  7.5.7.Возможность реализации автомата в активной нейронной модели
Глава 8.Основные проблемы, связанные с моделированием нейронных механизмов мозга
 8.1.Еще раз об общей оценке существующих нейронных моделей
 8.2.Сознание
 8.3.Умозрительное моделирование и свобода воли
 8.4.Возникновение и гашение очагов возбуждения
 8.5.Получение признаков, отношений и метрических характеристик
 8.6.Управление процессами в модели с понятийного уровня
 8.7.Построение целостных многоуровневых иерархических структурно-метрических описаний
 8.8.Проблема моделирования памяти
 8.9.Переход от нейрона к нейронному ансамблю
 8.10.Проблема моделирования языка и абстрактного мышления
 8.11.Проблемы второго плана
Глава 9.Мышление и творчество
 9.1.Общие замечания
 9.2.Когнитивное (познавательное) мышление
 9.3.Практическое (поведенческое) мышление
 9.4.Механизмы простого репродуктивного практического (поведенческого) мышления
 9.5.Творчество
  9.5.1.Творческий поиск
  9.5.2.Креативное (созидательное) мышление
  9.5.3.Работа мозга и некоторые функции творчества
Глава 10.Искусственный разум: миф или реальность?
Заключение
Литература

Об авторе
top
photoШамис Александр Львович
Кандидат технических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники. Долгие годы проработал в Научно-исследовательском центре электронной вычислительной техники (НИЦЭВТ). В настоящее время — научный консультант фирмы ABBYY. Более сорока лет занимается теоретическими и практическими проблемами искусственного интеллекта, разработкой прикладных интеллектуальных технологий. Основная сфера его интересов — моделирование восприятия и поведения. Ведущий ученый страны в области машинного зрительного восприятия и автоматического распознавания текстов. Один из создателей знаменитых систем распознавания FineReader и FormReader.