URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шеффле А. Квинтэссенция социализма. Пер. с нем. Обложка Шеффле А. Квинтэссенция социализма. Пер. с нем.
Id: 197576
337 р.

Квинтэссенция социализма.
Пер. с нем. Изд. стереотип.

Albert Schäffle. Die Quintessenz des Sozialismus
URSS. 2015. 72 с. ISBN 978-5-397-04974-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1906 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга немецкого и австрийского экономиста и социолога Альберта Шеффле (1831–1903), содержащая общедоступное изложение экономической сущности радикального социализма. В работе исследуется основная социалистическая идея публичной организации производства и распределения благ, излагается социалистический взгляд на капитал, прибыль, собственность, труд. В качестве главных целей социализма выдвигаются свобода... (Подробнее)


Оглавление
top
Отъ переводчика
Предiсловiе къ 1-ому изданiю
Предiсловiе къ 13-ому изданiю
Глава первая. Основная социалистическая идея
Глава вторая. Средства агитацiи. Соцiалистическая критика капитала. Прибылъ, какъ присвоенiе "прибавочной ценности". Собственность, какъ воровство. Неправильные толкованiя этихъ положенiй. Проектъ иликвидацiи современнаго крупнаго владенiя
Глава третья. Преобразованiе основныхъ учрежденiй современнаго народнаго хозяйства. Определенiе потребностей. Свобода этого определенiя. Организация труда и капитала въ коллективное производство. Неправильный толкованiя. Непригодность трудовой теорiи ценности для практическая осуществленiя коллективной организадiи труда и капитала
Глава четвертая. Продолженiе. Упраздненiе всехъ ссудныхъ капиталовъ, кредита, аренды, найма, биржи
Глава пятая. Продолженiе. Упраздненiе товарной торговли и товарнаго рынка, системы рекламъ и выставокъ
Глава шестая. Продолженiе. Упразднение металлическихъ денегъ, какъ менового посредника и замена ихъ, какъ мерила ценностей, единицею общественнаго рабочаго времени (рабочiя деньги). Такса пряностей въ соцiалистическомъ государстве по сравненiю съ нынешними рыночными ценами
Глава седьмая. Продолженiе. Социалистическое определенiе меновой ценности и свобода труда въ соцiальномъ государстве
Глава восьмая. Продолженiе. Доходъ и обращенiе его на образованiе имущества и потребленiе. Частная собственность и частное право. Семейная жизнь и бракъ. Сбереженiе и страхованiе. Расходы на благотворительныя, гуманитарныя, религiозныя и другiя цели

Предисловие к 1 изданию
top

Предлагаемое ниже маленькое сочиненiе, первоначально (1874) появившееся въ "Deutsche Blatter", было написано по желанiю редакцiи этого ежемесячнаго изданiя, которая вознамерилась дать обслуживаемому ею смешанному кругу читателей строго-научный и темъ не менее общепонятный очеркъ народно-хозяйственной сущности новейшаго соцiализма. Работа обратила на себя вниманiе, почему издатели "Deutsche Blatter" просили меня приспособить написанное для книжной формы и такимъ образомъ сделать сочиненiе доступнымъ для самыхъ широкихъ круговъ. Идя навстречу этой просьбе, я счелъ необходимымъ внести некоторыя поправки въ расположенiе матерiала, въ измененiяхъ же по существу надобности не представилось.


Предисловие к 13 изданию
top

Сочиненiе остается и въ этомъ новомъ изданiи темъ, чемъ оно было до сихъ поръ: общедоступнымъ изложенiемъ экономической сущности радикальнаго социализма,-изложенiемъ, въ которомъ – критика почти не играетъ никакой роли.

Политическое, этическое и религiозное содержанiе соцiал- демократическаго мiросозерцанiя авторъ изложилъ въ другомъ месте. Тамъ же онъ сделалъ попытку дать обстоятельную критику этого мiросозерцанiя и подробно коснулся положительныхъ меръ борьбы съ соцiализмомъ ("Die Aussichtslosig keit der Sozialdemokratie. Dritte Auflago. Tubingen. Bei Laupp. 1891tt),

Въ своемъ экономическомъ содержанiи, какъ оно сказалось въ партiйныхъ программахъ рабочаго класса и будетъ еще сказываться, доколе не получатъ осуществленiя справедливыя требованiя соцiальной реформы, соцiализмъ склоняется къ двумъ принципамъ распределенiя продукта коллективнаго производства. Сначала (Эйзенахская программа 1869 года) было установлено, что въ соцiалистическомъ государстве каждый долженъ получать въ виде дохода равноценность своей трудовой доли въ коллективномъ производстве, но затемъ (Готская программа 1875 года) было решено, что при конструированiи соцiалистическаго строя необходимо исходить изъ обязательности труда въ меру силъ каждаго и изъ признанiя за каждымъ права на участiе въ общемъ продукте соответственно "разумнымъ потребностямъ". Съ 1875 года радикальный соцiализмъ сталъ, такимъ образомъ, по своей программе чистымъ коммунизмомъ. Метаморфоза эта не делаетъ, однако, устарелымъ нашего изследованiя сущности соцiализма, такъ какъ и въ этомъ новомъ изданiи мы не придерживаемся строго ни более ранней не-коммунистической, ни более поздней коммунистической формулировки соцiалдемократической программы распределенiя благъ, но касаемся при случае обеихъ.

Что ни тотъ, ни другой изъ выдвинутыхъ соцiализмомъ принциповъ распределенiя не представляется осуществимымъ, но что первый принципъ (не-коммунистическiй) ближе практически къ непоколебимой основе всякаго народнаго хозяйства, выражающейся въ связи между трудовой затратой и доходами,-это подробно доказывается нами въ означенномъ выше сочиненiи (3-ье изд.). Съ другой стороны, изъ того же, отчасти же уже изъ предлагаемаго ниже сочиненiя вытекаетъ, что основная социалистическая идея публичной организацiи производства и обращенiя благъ допускаетъ осуществленiе, не являющееся ни радикальнымъ, ни демократическимъ ни наконецъ такимъ, которое охватываетъ все народное хозяйство. Этотъ "соцiализмъ" уже давно на лицо, и поле его примененiя все расширяется. Чемъ больше частная капиталистическая организацiя народнаго хозяйства оказывается съ точки зренiя его целаго несостоятельной, чемъ больше она выливается во главе своего развитiя въ монополiи и лишаетъ общество гарантiй конкурренцiи, темъ больше выигрываетъ этотъ "практическiй" соцiализмъ во внешнемъ распространенiи и внутренней силе. Въ будущемъ процессъ преобразованiя капиталистическихъ формъ въ ассоцiацiонныя ("Konsumvereine". Tubingen. Bei Laupp.) и публично-правовыя (кopпopaтивныя, коммунальныя и государственныя предпрiятiя) вероятно пойдетъ съ значительной быстротой, но обстоятельство это, по моему мненiю, не должно вызывать тревоги въ уме государственная человека. Важно соблюдете лишь того руководящая принципа, чтобы переходъ однехъ формъ въ другiя сопровождался достижснiемъ высшей ступени хозяйственности и чтобы сохранялось неизменно необходимое "отделенiе народнаго хозяйства отъ государства" или "децентрализация" огосударствленныхъ предпрiятiй. Ближайшiя по этому предмету соображенiя изложены нами и въ сочиненiи подъ заглавiемъ "Bekampfung der Sozialdemokratie ohne Ausnahmegesetz". 1890 (Tubingen. Bei Laupp.).

Настоящее наше предисловiе делаетъ лишними заключительныя разсужденiя (отделъ IX въ прежнихъ изданiяхъ), которыми мы заканчивали въ предъидущихъ изданiяхъ свою "Квинтэссенцiю соцiализма", а потому въ этомъ (тринадцатомъ изданiи я эти разсужденiя опускаю.

Л.Шеффле.
Iюнь 1891.
Об авторе
top
Альберт Эберхард Фридрих ШЕФФЛЕ (1831–1903)

Немецкий и австрийский экономист, социолог и государственный деятель, представитель органической школы в социологии. Изучал в Тюбингенском университете богословие и философию. С 1848 г. занялся исследованием экономических вопросов. Профессор политической экономии в университетах Тюбингена (1860–1868) и Вены (1868–1871). В 1862–1865 гг. был депутатом вюртембергской второй палаты, где энергично отстаивал австрийскую политику. В 1871 г. входил в правительство Австрии; занимал пост министра торговли, но через полгода после назначения вышел в отставку вместе со всем кабинетом и уехал в Штутгарт. В 1892–1901 гг. редактор журнала "Zeitschrift fur die gesamte Staatswissenschaft".

В своих трудах Альберт Шеффле рассматривал общество как организм, который развивается по дарвиновскому принципу борьбы за существование; анализировал роль коллективной собственности в процессе распределения и производства. Предметом социологии для него были духовные взаимоотношения между людьми; духовное взаимодействие, по его мнению, становится координатором социального тела, когда создаются знаковые средства для связи и поддержания целостности. В экономической теории он подчеркивал этико-волевую природу экономической жизни и искал для нее рациональное этико-антропологическое основание. Будучи видным представителем катедер-социализма, Шеффле называл "социализмом" всякое вмешательство государства в экономику и призывал к сотрудничеству между пролетариатом и буржуазией. При этом он пытался доказать возможность в более или менее близком будущем замены современного ему экономического строя новым на началах коллективизма, не скрывая все трудности психологического и материального свойства, предстоящие на пути проведения в жизнь социалистического идеала.