Эта книжка содержит в себе раз'яснение принципов, изложенных (под тем же заглавием) несколько лет тому назад в одной публичной лекции, напечатанной в "Воспитании, основанном на науке", в одном из томов "Библиотеки современной философии". Кое-кто из друзей убедительно просили меня высказаться подробнее относительно этого пункта великой задачи воспитания. Я тоже думаю, что не мешает сделать попытку в виду того упорства, с которым стараются уродовать молодые мозги. Спасать детей – вот к чему призываю я родителей – матерей в особенности – и воспитателей. С самого первого детства до начала ученья, положим с 4 до 11 лет, возможно познакомить ребенка с математикой в двадцать раз в большем об'еме, чем это принято, и все это – путем забав, а не пыток. Различные главы этой книжки не составляют дидактического целого, но в то же время между этими главами существует известная связь. Эта книга – руководитель для воспитателя, которой он может вдохновляться, но которая отнюдь не может освободить его от постоянного изучения мозга, который он хочет развивать. Ему придется то забегать вперед, то останавливаться, то делать перерыв, то возвращаться назад. Наибольшая опасность для учителей – это желать заходить как можно дальше, не заботясь о том, что было сделано раньше. На этих страницах вы найдете довольно много сведений.. Постарайтесь вдохновляться этим, но не подражать рассказанному рабски. Главное, всячески старайтесь заинтересовывать, забавлять ребенка, не давайте ему ничего учить наизусть, и к И годам, при среднем уме, он будет знать и понимать математику лучше, чем 9/10 наших бакалавров. Еще важнее то, что он получит к ней вкус и с удовольствием примется за ее систематическое изучение. Игры в математику (не называйте этого уроками) никогда не следует продолжать дольше того, когда начнет слабеть внимание, когда любознательность истощается. А не то у вас получатся только вредные результаты. Я хотел бы, чтобы подобные попытки могли быть сделаны и в физических и естественных науках. И это может быть сделано даже с большей легкостью для этих наук. Авось тогда будущие поколения, освобожденные от принудительной кабалы прежних поколений, смогут широко расточать человечеству сокровища ума, которому дали свободно развиться. Настоящая книжка не имеет ничего общего с математическими развлечениями, которым посвящено довольно много превосходных сочинений из тех, которые изданы на французском языке, оригинальных или переводных, – я укажу только на 4 тома Эдуарда Лукаса "Забавная арифметика", том Rouse Ball, переведенный с английского, и книжку Fourrey, наполненную преимущественно арифметическими вопросами. В математических развлечениях, как показывает самое название, занимаются применением уже известных математических теорий к забавным положениям, различным играм, комбинациям и пр., в них часто необходимы известные уже сведения, чтобы быть в состоянии понимать данные в этих книгах об'яснения. В моей же книге дано будет совершенно обратное, – мы воспользуемся забавными вопросами, как педагогическим средством, чтобы привлечь внимание ребенка и таким образом познакомить его без принудительных усилий с первыми самыми существенными математическими понятиями. А в разнообразии вопросов, на первый взгляд как будто беспорядочном, скрывается ряд идей, целесообразных, полезных, выраженных в надлежащем порядке. Стало-быть, наша "подготовка" совсем не одно и то же, что "развлечения"; то и другое имеет свою пригодность. Уже изучая серьезно математику, любознательные ученики, вспоминая игры детства, смогут извлечь для себя большую пользу из чтения "научных развлечений", которые будут тогда для них понятны; они будут возбуждать в них новые идеи, совершенствовать и обострять их ум. При этом нечего огорчаться мнениями, педагогическую власть имеющих, мнением тех, для кого дело обучения значит наводить скуку, а иногда даже – просто пытать. Пора уже положить конец их преступному владычеству. Я имел в виду особенно Францию, когда писал эту маленькую книжку, но это зло свойственно не исключительно Франции. Везде надо забыть о существовании программ, если желаешь освобождать детей; везде, если любишь детей, надо ожидать враждебного отношения учебной бюрократии, которая, кажется, поставила своей задачей задерживать умственное развитие человечества. Нечего и говорить, что не целесообразно и даже чуть не опасно давать эту книжку в руки ребенка. Она назначается только для воспитателя, чтобы служить для него руководством. Но когда наступит пора серьезного ученья, ученику будет полезно прочесть и мою книжку; тогда он вновь переживет более сознательно то, что переживал в детстве при играх в математику. |