URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Лэзан К.А. Новые пути ознакомления детей с математикой. Пер. с фр. Обложка Лэзан К.А. Новые пути ознакомления детей с математикой. Пер. с фр.
Id: 197462
299 р.

Новые пути ознакомления детей с математикой.
Пер. с фр. № 23. Изд. стереотип.

URSS. 2015. 128 с. ISBN 978-5-382-01609-2. Уценка. Состояние: 4+. Блок текста: 5. Обложка: 4+. Все последующие издания — стереотипные.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Предлагаемая читателю книга предназначена для того, чтобы познакомить ребенка с математикой, развить его интерес к ней с целью дальнейшего систематического изучения. В отличие от обычных сборников математических развлечений, где уже известные теории применяются к различным головоломкам, автор настоящей книги пользуется играми как педагогическим средством, чтобы привлечь внимание ребенка и таким образом познакомить его без... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие автора
1.Палочки
2.От 1 до 10
3.Спички, пучки и связки
4.От 1 до 100
5.Таблица сложения
6.Суммы
7.Разности
8.Тысячи и миллионы
9.Цветные жетоны
10.Цифры
11.Палочки, уложенные все в ряд конец с концом
12.Прямая линия
13.Разности, показываемые на спичках
14.Мы знакомимся с алгеброй
15.Счеты, меры, отношения
16.Таблица умножения
17.Произведения
18.Любопытные действия
19.Первоначальные числа
20.Частные
21.Разделенный пирог; дроби
22.Мы становимся геометрами
23.Площади
24.Ослиный мост
25.Различные головоломки; математическая смесь
26.Куб в 8-ми кусках
27.Треугольные числа. – Полет журавлей
28.Квадратные числа
29.Сумма кубов
30.Степени числа 11
31.Арифметические треугольник и квадрат
32.Различные нумерации
33.Двоичная нумерация
34.Арифметические прогрессии
35.Геометрические прогрессии
36.Хлебные зерна на шахматной доске
37.Дом по дешевой цене
38.Помещение сантима на сложные проценты
39.Обед с церемониями
40.Довольно большое число
41.Циркуль и транспортир
42.Круг
43.Площадь круга
44.Луночки и розетки
45.Об'ем некоторых тел
46.Графики; алгебра без вычислений
47.Два пешехода
48.Из Парижа в Марсель
49.Из Гавра в Нью-Йорк
50.Какая теперь погода
51.Два велосипедиста с одним велосипедом
52.Тесный экипаж
53.Собака и два путника
54.Падающий камень
55.Пуля, брошенная вверх
56.Столичные поезда
57.Аналитическая геометрия
58.Парабола
59.Эллипс
60.Гипербола
61.Разделенный отрезок
62.Do, mi, sol; геометрическая - гармония
63.Парадокс: 64 = 65
64.Магические квадраты
65.Заключительная беседа

Предисловие автора
top

Эта книжка содержит в себе раз'яснение принципов, изложенных (под тем же заглавием) несколько лет тому назад в одной публичной лекции, напечатанной в "Воспитании, основанном на науке", в одном из томов "Библиотеки современной философии". Кое-кто из друзей убедительно просили меня высказаться подробнее относительно этого пункта великой задачи воспитания. Я тоже думаю, что не мешает сделать попытку в виду того упорства, с которым стараются уродовать молодые мозги. Спасать детей – вот к чему призываю я родителей – матерей в особенности – и воспитателей.

С самого первого детства до начала ученья, положим с 4 до 11 лет, возможно познакомить ребенка с математикой в двадцать раз в большем об'еме, чем это принято, и все это – путем забав, а не пыток.

Различные главы этой книжки не составляют дидактического целого, но в то же время между этими главами существует известная связь. Эта книга – руководитель для воспитателя, которой он может вдохновляться, но которая отнюдь не может освободить его от постоянного изучения мозга, который он хочет развивать. Ему придется то забегать вперед, то останавливаться, то делать перерыв, то возвращаться назад.

Наибольшая опасность для учителей – это желать заходить как можно дальше, не заботясь о том, что было сделано раньше.

На этих страницах вы найдете довольно много сведений.. Постарайтесь вдохновляться этим, но не подражать рассказанному рабски. Главное, всячески старайтесь заинтересовывать, забавлять ребенка, не давайте ему ничего учить наизусть, и к И годам, при среднем уме, он будет знать и понимать математику лучше, чем 9/10 наших бакалавров.

Еще важнее то, что он получит к ней вкус и с удовольствием примется за ее систематическое изучение.

Игры в математику (не называйте этого уроками) никогда не следует продолжать дольше того, когда начнет слабеть внимание, когда любознательность истощается. А не то у вас получатся только вредные результаты.

Я хотел бы, чтобы подобные попытки могли быть сделаны и в физических и естественных науках. И это может быть сделано даже с большей легкостью для этих наук. Авось тогда будущие поколения, освобожденные от принудительной кабалы прежних поколений, смогут широко расточать человечеству сокровища ума, которому дали свободно развиться.

Настоящая книжка не имеет ничего общего с математическими развлечениями, которым посвящено довольно много превосходных сочинений из тех, которые изданы на французском языке, оригинальных или переводных, – я укажу только на 4 тома Эдуарда Лукаса "Забавная арифметика", том Rouse Ball, переведенный с английского, и книжку Fourrey, наполненную преимущественно арифметическими вопросами.

В математических развлечениях, как показывает самое название, занимаются применением уже известных математических теорий к забавным положениям, различным играм, комбинациям и пр., в них часто необходимы известные уже сведения, чтобы быть в состоянии понимать данные в этих книгах об'яснения.

В моей же книге дано будет совершенно обратное, – мы воспользуемся забавными вопросами, как педагогическим средством, чтобы привлечь внимание ребенка и таким образом познакомить его без принудительных усилий с первыми самыми существенными математическими понятиями. А в разнообразии вопросов, на первый взгляд как будто беспорядочном, скрывается ряд идей, целесообразных, полезных, выраженных в надлежащем порядке.

Стало-быть, наша "подготовка" совсем не одно и то же, что "развлечения"; то и другое имеет свою пригодность. Уже изучая серьезно математику, любознательные ученики, вспоминая игры детства, смогут извлечь для себя большую пользу из чтения "научных развлечений", которые будут тогда для них понятны; они будут возбуждать в них новые идеи, совершенствовать и обострять их ум.

При этом нечего огорчаться мнениями, педагогическую власть имеющих, мнением тех, для кого дело обучения значит наводить скуку, а иногда даже – просто пытать. Пора уже положить конец их преступному владычеству.

Я имел в виду особенно Францию, когда писал эту маленькую книжку, но это зло свойственно не исключительно Франции. Везде надо забыть о существовании программ, если желаешь освобождать детей; везде, если любишь детей, надо ожидать враждебного отношения учебной бюрократии, которая, кажется, поставила своей задачей задерживать умственное развитие человечества.

Нечего и говорить, что не целесообразно и даже чуть не опасно давать эту книжку в руки ребенка. Она назначается только для воспитателя, чтобы служить для него руководством. Но когда наступит пора серьезного ученья, ученику будет полезно прочесть и мою книжку; тогда он вновь переживет более сознательно то, что переживал в детстве при играх в математику.