Краткия сведения о жизни и о личности Якоби Якоби, одинаково замечательный и какъ писатель и какъ философъ, былъ главнейшимъ органомъ оппозиции, которая поднялась, во имя рациональнаго реализма, противъ идеализма Канта и Фихте. Фридрихъ-Гейнрихъ Якоби родился 25 января 1743 года, въ Дюссельдорфе, и былъ вторымъ сыномъ богатаго и уважаемаго негоцианта; какъ и все другие вожди германской философии, онъ былъ протестантомъ. Отецъ предпочиталъ ему старшаго сына, Иоганна-Георга, казавшагося более талантливымъ и способнымъ. Иоганнъ-Георгъ Якоби, впоследствии, составилъ себе имя – какъ второстепенный лирический поэтъ. Молодой Фридрихъ-Гейнрихъ Якоби, предназначенный для коммерческаго дела, почувствовалъ очень рано склонность къ мечтанию, къ религиозному созерцанию и также рано сталъ тревожиться философскими сомнениями. Онъ разсказываетъ, что началъ беспокоиться о предметахъ другого мира еще бывъ ребенкомъ, и испытывалъ по этому поводу весьма странныя ощущения. Въ возрасте отъ 8 до 9 летъ, – какъ говоритъ онъ, – идея о вечности однажды, овладела имъ съ такою силою, что онъ, испустивъ страшный крикъ, упалъ безъ чувствъ. Когда онъ пришелъ въ себя, – эта идея снова возвратилась ему въ голову и преисполнила его ужасомъ. Хотя мысль о ничто (neant) и внушала ему ужасъ, но не менее пугала его и перспектива безконечнаго продолжения времени. Мало-по-малу Якоби успелъ победить это особаго
рода интеллектуальное видение, и отъ 17
до 23 летъ оно его не тревожило. Но при переходе
отъ юношества къ совершеннолетию это видение
снова явилось ему и – явилось еще въ более живомъ
и ужасающемъ виде. На этотъ разъ, однако,
молодой Якоби решился взглянуть на предметъ его
пугающий прямо въ лицо. Съ этихъ поръ, – говоритъ
онъ въ 1787 году, – то же самое видение приходило
часто осаждать меня, какъ ни старался
я его избегать, и я имею основание думать, что отъ
меня зависело вызывать его по собственному произволу.
Делая это несколько разъ сряду, я, конечно,
могъ бы довести себя до смерти... 3. О философии Якоби вообще Якоби, человекъ более практический и светский, нежели ученый, пропитавшийся къ тому же, въ Женеве, французскимъ умомъ, въ особенности же умомъ Руссо, но воспитанный весьма религиозно и одаренный глубокою восприимчивостью и блестящимъ воображениемъ, сделался философомъ более по чувству, нежели по любознательности и лишь по одной любви къ науке. Философия его, которую Критика Канта нашла уже совсемъ готовою и въ которой, впоследствии, сделаны были только легкия исправления, составилась чрезъ оппозицию: скептицизму Юма и идеализму Берклея; французскому материализму, такому преимущественно, какимъ онъ выразился въ сочиненияхъ Гельвециуса, и берлинскому натурализму, котораго Германская Библиотека была плодовитымъ органомъ. Эта оппозиция Якоби, оппозиция, совершенно практическая и совершенно религиозная, преобразовалась изучениемъ Этики Спинозы (на которую Якоби смотрелъ какъ на систему логически наиболее совершенную) – въ систематическое предубеждение противъ всякой ученой философии, противъ всякой дискурсивной, заключительной спекулятивности. Оппозиция эта формулировалась въ энергическомъ и красноречивомъ протесте чувства нравственной и религиозной совести противъ притязаний и тонкостей духа спекулятивности. Существование Бога живого и личнаго, реальность чувства внешняго и внутренняго, абсолютное значениe добродетели, божественное происхождение человеческой души, непосредственное сознание истины – вотъ что Якоби не переставалъ утверждать съ энтузиазмомъ и защищать противъ всехъ и всякаго. Философия Якоби есть вообще рациональный реализмъ, – реализмъ, делающий, изъ действительнаго, настоящаго сознания, органъ и меру всякой истины и всякой реальности. Мысль Якоби, въ одно и то же время, реалистична и рациональна въ томъ смысле, что она допускаетъ, съ одной стороны, объективную истину ощущения и чувства, а съ другой стороны предполагаетъ умъ человека хранилищемъ непосредственнаго знания, которое надлежало только понять и анализировать. Весьма понятно поэтому, что мысль Якоби не была чужда многаго изъ того, что она нашла сходственнымъ, подходящимъ въ Платане, въ Аристотеле, въ Локке и въ Лейбнице, въ шотландскихъ философахъ, въ Гемстергёйсе и въ Руссо. Существуютъ верования натуральныя, имеются убеждения естественныя, простодушныя, которыя нелъзя не заметить, более или менее чистыми, более или менее развитыми, у всехъ народовъ могущихъ дать самимъ себе о нихъ сознание и могущихъ выражать то, что они чувствуютъ; существуютъ убеждения, которыя суть, въ некоторомъ роде, наследие рода человеческаго и выражение чувства, общаго всемъ. Темъ не менее, верования эти, составляющая достоинство и надежду человека и представляющая опору и условие жизни общественной, казалось много разъ были угрожаемы результатами независимой спекулативности. Философия, которая вдохновляется единственно любовью къ истине и къ науке, идетъ и должна следовать по своему пути, не заботясь, конечно, о последствияхъ, могущихъ произойти отъ ея теоремы, потому что только такимъ образомъ истина можетъ быть найдена, и только тогда бескорыстное разыскивание истиннаго, изучение науки какъ науки могутъ быть признаны одними изъ благороднейшихъ потребностей человеческой натуры... Ипполит Александрович ПАНАЕВ (1822–1901) Российский философ и писатель. Происходил из известного дворянского рода. Окончил Институт путей сообщения; принимал участие в строительстве Николаевской железной дороги (участок близ Валдая). Его ранние произведения – повести, рассказы и один роман – печатались в журнале "Современник", одним из редакторов которого был его двоюродный брат, известный журналист И.И.Панаев. В 1856–1866 гг. заведовал конторой и хозяйственной частью (вместе с И.И.Панаевым) этого журнала. Был совладельцем книжного магазина при конторе журнала (вместе с издателем С.В.Звонаревым и при участии на паях редактора-издателя "Современника", великого русского поэта Н.А.Некрасова). По мнению некоторых литературоведов, И.А.Панаев принимал участие в написании романов "Три страны света" (1848–1849) и "Мертвое озеро" (1851), авторами которых были Н.А.Некрасов и его гражданская жена А.Я.Панаева. В 1870-х гг., под впечатлением книги Г.Гейне "К истории религии и философии в Германии", И.А.Панаев заинтересовался философией. Им были написаны книги: "Разыскатели истины" (1878), "Пути к рациональному мировоззрению" (1880), "Nosce te ipsum" (1881), "О влиянии направления знания на состояние умов" (1882), "Голос долга: Мысли о воспитании человека" (1885), "Голос неравнодушного о том, что одно могло бы избавить человека от зол, им самим созданных и создаваемых" (1888), "Еще о сознании, как условии бытия" (1888), "Свет жизни" (1893). |