II часть. (Продолженiе) |
ГЛАВА VI. Соотносительность въ области мышленiя |
| Соотношенiя идей |
| Соотношенiя идей и понятiй |
| Соотношения понятiй |
| Пределы соотносительности понятiй |
| Общiе пределы соотносительности идей |
ГЛАВА VII. Соотносительность въ области мышленiя. (Продолженiе) |
| Соотносительность идей и умственныхъ операцiй, и взаимныя соотношенiя последнихъ |
| Природа логической очевидности |
| Природа логической очевидности предложенiй |
| Природа логической очевидности умозаключенiй |
| Природа реальной очевидности |
| Природа вероятности |
III часть.
ПСИХИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИВНОСТЬ |
ГЛАВА I. Рефлексiя психической действительности въ мышленiи |
| Умственная рефлексiя текущей психической действительности |
| Умственная рефлексы прошлой психической действительности |
| Происхожденiе историческаго напpaвленiя человеческаго мышленiя |
| Единичныя идеи реалъныхъ психическихь фактовъ единичный идеи ощущенiй |
| Единичный идеи реальныхъ психическихъ фактовъ остальныхъ порядковъ |
| Умственная рефлексiя прошлыхъ реальныхъ психическихъ фактовъ, въ порядке ихъ внешней зависимости и внутренней связи |
| Идеи индивидуальныхъ вешей, и умственная рефлексия ихъ индивидуальныхъ отношенiй |
| Явленiя умственной антиципацiи действительности |
| Некоторыя явленiя умственнаго перенесенiя психической действительности |
| Некоторыя явленiя погрешностей мышленiя |
ГЛАВА II. Рефлексiя психической действительиости въ мышленiи. (Продолженiе) |
| Происхожденiе логическаго направленiя человеческаго мышленiя |
| Явленiя умственнаго ретроспекта |
| Явленiя умственной коллигацiи реальныхъ фактовъ |
| Умственныя явленiя сравненiя действительности |
| Общiя идеи индивидуальной действительности |
| Общiя умственныя рефлексiи реальныхъ отношенiй |
| Явленiя умственнаго анализа действительности |
| Умственныя явленiя абстракцiи или отвлеченiя |
| Некоторыя явленiя умственнаго перенесенiя психической действительности |
| Явленiя симпатiи |
| Явленiя уверенности |
| Некоторыя погрешности мышленiя |
ГЛАВА III. Рефлексiя психической действительности въ мышленiи. (Продолженiе) |
| Происхожденiе трансцендентнаго направленiя человеческаго мышленiя |
| Трансценденцiи общаго или здраваго смысла |
| Трансценденцiи явленiй въ идеяхъ вещей матерiальныхъ |
| Трансденденцiи явленiй въ идеяхъ вещей духовныхъ |
| Трансденденцiи воображенiя |
| Трансценденцiи уверенности |
| Трансценденцiи ума |
| Трансценденцiи матерiализма |
| Трансценденцiи спиритуализма |
| Трансценденцiи идеализма |
| Трансценденцiи метафизическаго феноменализма |
ГЛАВА IV. Рефлексiя мышленiя въ психической действительности |
| Рефлексiя мышленiя человека въ его способностяхъ реальныхъ психическихъ отношенiй |
| Образованiе вторичныхъ способностей ощущенiй |
| Образование чувства пространства |
| Образование чувства внешности вещей |
| Образованiе чувства местности психическихъ явленiй |
| Образованiе вторичныхъ способностей чувствъ называемыхъ волненiями |
| Развитiе умственныхъ чувствъ |
| Развитiе эстетическаго или художественнаго чувства |
| Развитiе нравственнаго чувства |
| Образованiе вторичныхъ способностей реальныхъ психическихъ готовностей |
| Скрытное возрастанiе, волненiй оканчивающееся аффектами |
| Скрытное образованiе склонностей |
| Образованiе вторичныхъ способностей реальной деятельности |
| Образование высшихъ навыковъ несимволическихъ действiй |
| Образование навыковъ символическихъ действiй |
ГЛАВА V. Рефлексiя мышленiя въ психической действительности. (Продолженiе) |
| Рефлексiя мышленiя человека въ реальныхъ произведенiяхъ его символическаго творчества |
| Происхожденiе невольныхъ направленiй символическаго творчества человека |
| Реальная символика фактовъ или мысленныхъ обособлений действительности |
| Реальная символика типовъ, или мысленныхъ обобщение действительности |
| Реальная символика идей бытiя нефеноменальнаго |
| Образованiе произвольныхъ направленiй символическаго творчества |
| Консервативный направленiя символическаго творчества |
| Прогрессивный направленiя символическаго творчества |
ГЛАВА VI. Простейшiя разницы явленiй психической рефлексiи, и ихъ условiя |
| Простейшiя разницы интенсивности психической рефлексiи |
| Интенсивность реальныхъ психическихъ фактовъ, и идей, какъ условiе интенсивности ихъ рефлексiи |
| Скорость умственныхъ операцiй, какъ условiе интенсивности идей, или страдательной умственной рефлексiй |
| Простейшiя разницы твердости психической рефлексии |
| Простейшiя разницы скорости психической рефлексiи |
| Повторенiе отражаемыхъ фактовъ въ порядке ихъ смежности, какъ условiе скорости ихъ рефлексiи |
| Количество смежныхъ отношенiй отражаемаго факта, какъ условiе скорости его рефлексiи |
| Интенсивность и объемъ отражаемыхъ фактовъ, какъ условiе скорости ихъ теченiя |
| Сходство текущихъ фактовъ съ отражаемыми (прошлыми), какъ условiе скорости ихъ рефлексiи |
Известный российский психолог и философ, сторонник позитивистской философии.
Родился в Калужской губернии, в семья дьякона сельской церкви. Окончил
Киевскую духовную академию, стажировался в европейских университетах.
Преподавал в Казанском и Варшавском университетах. В 1867 г. защитил
докторскую диссертацию "Немецкая психология в текущем столетии". С 1875 г.
профессор Московского университета. В 1885 г. основал Московское психологическое
общество и был его первым председателем. Один из создателей журнала
"Вопросы философии и психологии", издававшегося с 1889 г.
Философские идеи М.М.Троицкого содержатся, прежде всего, в его книге "Наука
о духе" (1882; в 2 т.). Обосновывая возможность и необходимость научного
познания душевной жизни человека, ее отличительных свойств (относительность,
соотносительность, рефлексивность), М.М.Троицкий в то же время признавал
существование метафизики, проблематика которой выходит за рамки эмпирической
науки. В своих философских и психологических воззрениях он находился под
влиянием английского эмпиризма (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Дж.Ст. Милль)
и ассоцианизма, с позиций которых критиковал философию И.Канта, Г.Гегеля, И.Ф.Гербарта и других немецких философов-идеалистов. Он также разрабатывал
проблемы логики; его "Учебник логики" (1885–1888; в 3 вып.) широко
использовался в российских учебных заведениях. Подчеркивая значение для
психологии экспериментального метода, он осуществил опытное исследование
слуховых и зрительных ощущений и представлений, участия мышц гортани и языка
в мыслительном процессе. В числе его учеников – российские философы А.И.Смирнов, Ф.А.Зеленогорский, А.Н.Гиляров, А.П.Казанский и другие.