Чемъ ярче сказывается въ наше время подъемъ интереса къ философскимъ вопросамъ, темъ чаще приходится наблюдать тотъ печальный фактъ, что даже для лицъ, обнаруживающихъ недюжинное философское дарованiе, знакомство съ философской литературой оказывается зачастую непосильнымъ только потому, что отвлеченный характеръ изложенiя и чуждый имъ языкъ служатъ неодолимой тому помехой. Въ предлагаемомъ сочиненiи авторъ стремится дать действительно "введенiе", преследуя, главнымъ образомъ цели возможно яснаго и удобопонятнаго изложенiя. Сознавая ту крупную роль, какую играетъ и поныне въ исторiи философiи творецъ "Критики чистаго разума", авторъ желалъ бы, ближайшимъ образомъ, дать читателямъ руководство для ознакомленiя съ Кантомъ и облегчить темъ самымъ усвоенiе его воззренiй. Авторъ полагаетъ вследъ за Кантомъ, что въ основу ученiя о сущности, значенiи и объеме всякаго знанiя должно лечь научное мышленiе. Въ виду того, однако, что наука обязана своимъ возникновенiемъ мышленiю и познанiю практической жизни, авторъ находитъ уместнымъ высказать въ предлагаемомъ "введенiи" свои соображенiя и по вопросу о донаучномъ познанiи; въ сущности, уже въ основной мысли кантовской философiи оттененъ тотъ взглядъ, что гносеологiя должна орiентироваться не только въ математике и математическомъ естествознанiи (какъ въ Кр. ч. р.) но и во всей совокупности наукъ. Считаясь съ фактомъ существованiя весьма разноречивыхъ взглядовъ на главное творенiе Канта, авторъ счелъ уместнымъ оттенить въ своемъ изложенiи два теченiя, обозначившихся въ истолкованiи "Критики чистаго разума": феноменалистически-психологическое и идеалистически-логическое; особое вниманiе уделяетъ авторъ вопросу о разграниченiи субъективнаго идеализма (посколько онъ разрешается въ солипсизмъ, разлагая всю действителъность на состоянiя сознанiя индивидуальнаго субъекта) и трансцендентально-логическаго идеализма Канта и Германа Когена, примиряемаго, какъ я попытался показать это въ настоящемъ труде, съ критико-эмпирическимъ реализмомъ. Обстоятельный анализъ отношенiя научнаго и философскаго знанiя къ религiозной вере оправдывается хотя бы темъ фактомъ, что многiе приходятъ къ философскому размышленiю именно благодаря религiознымъ сомненiямъ. Данный трудъ могъ-бы поспособствовать взаимному общенiю философовъ и богослововъ, плодотворному, мне кажется, для техъ и другихъ. Охотно выражаю свое согласiе на появленiе настоящей книги въ русскомъ переводе. Августъ Мессеръ
Авторъ настоящаго труда – одинъ изъ представителей вюрцбургской психологической школы (Kulpe, Walt, Buhler и др.), – поставивъ своей задачей – "дать читателямъ пособiе для ознакомленiя съ Кантомъ и усвоенiя его воззренiй", далъ въ своемъ труде "лучшее" – по справедливому замечанiю немецкаго критика – "изъ введенiй въ теорiю познанiя ". Группируя матерiалъ по историческимъ школамъ, авторъ освещаетъ гносеологическiя концепцiи въ ихъ внутренней преемственной связи, пытаясь примирить психологическiе постулаты вюрцбургской школы съ гносеологическими тенденцiями неокантiанства. (Германъ Когенъ). Появленiе труда Мессера на русскомъ языке преследуетъ, главнымъ образомъ, двоякую цель: 1) восполнить пробелъ въ нашей литературе, давъ читателю краткое практическое пособiе по исторiи гносеологiи въ целяхъ всесторонняго ознакомленiя не только съ типическими теченiями гносеологической литературы, но и съ историческими судьбами постановки и решенiя важнейшихъ философскихъ проблемъ; 2) облегчить читателямъ возможность ознакомиться въ живомъ и стройномъ изложенiи съ наиболее ярко обозначившимися въ современной литературе гносеологическими тенденцiями и орiентироваться въ сложномъ вопросе о роли гносеологiи въ судьбахъ исторiи новой философiи. Съ этой стороны книга Мессера заслуживаетъ серьезнаго вниманiя какъ ценный опытъ введенiя въ философiю, знакомящiй читателя не только съ основными философскими понятiями, но и съ типичеспими методами философскаго мышленiя. Отчетливая формулировка понятiй, вдумчивый анализъ гносеологическихъ построенiй и тонкое критическое чутье въ связи съ крупными литературными достоинствами стройнаго, яснаго изложенiя позволяютъ надеяться, что новый трудъ Мессера сослужитъ добрую службу всемъ, желающимъ пополнить свое философское образованiе. Преследуя, главнымъ образомъ, цели возможно яснаго изложенiя, переводчикъ вынужденъ былъ (въ техъ немногихъ случаяхъ, где требовала того неудобопонятность текста) преднамеренно поступиться точностью перевода въ интересахъ ясности изложенiя и чистоты литературной речи. Почитаю прiятнымъ долгомъ своимъ выразить искреннюю признательность уважаемому профессору А.Ф.Лазурскому, любезно поделившемуся со мною своими соображенiями при переводе некоторыхъ физiологическихъ терминовъ, встречающихся въ IV главе настоящей книги ("Возраженiя противъ наивнаго реализма со стороны физiологiи"). СПБ., 16 марта 1910 г. С.Г.
Август Вильгельм Мессер (1867–1937) Немецкий философ и педагог. Родился в Майнце. С 1904 года занимал должность профессора в университете Гиссена. Был представителем Вюрцбургской психологической школы, основателем которой являлся известный философ и психолог Освальд Кюльпе. Научные изыскания А.Мессера относились к области экспериментальной психологии мышления, исследований философии Канта, педагогики и теории познания. К последней относится книга "Введение в теорию познания", впервые вышедшая в 1909 году. |