URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Бурик М.Л. Логика телесности: Тело и его осмысление как социокультурный процесс Обложка Бурик М.Л. Логика телесности: Тело и его осмысление как социокультурный процесс
Id: 195952
539 р.

Логика телесности:
Тело и его осмысление как социокультурный процесс

URSS. 2015. 200 с. ISBN 978-5-9710-1960-2.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Это книга не просто о теле. Она --- об отражениях. Об умении общества искать и находить себя в теле, и тело это, включая и зоны обитания сознания, развивать такими поисками. Изменялась общественная жизнь, изменялось и человеческое понимание своего живого тела не только как вселенской частности, но и как всеобщности. Автор дает возможность увидеть этот процесс, обнаружить не только спор и взаимное отрицание эпох философии, но диалектические... (Подробнее)


Содержание
top
СОДЕРЖАНИЕ3
Предисловие4
Введение6
Часть I. Процесс развития телесности и генезис его осознания в античной культуре15
1. Развитие телесности в эпоху начала разложения рода и осознание этого процесса древними греками15
2. Дальнейшее развитие частной собственности в греческих полисах и понимание тела человека (Демокрит, софисты, Платон, Аристотель)27
Часть II. Проблема телесности в эпоху раннего Модерна43
1. Модерн, Постмодерн и тело человека43
2. Постановка проблемы телесности в философии Модерна51
3. Решение проблемы телесности в рационалистической философии Декарта, Спинозы, Лейбница58
4. Эмпиризм как стратегия постижения телесности66
5. Проблема телесности в немецкой классической философии79
Часть III. Проблема телесности в эпоху позднего Модерна и Постмодерна95
1. Проблема телесности в понимании Маркса95
2. Редукция человека к организму: от Ламетри до Гитлера и до наших дней106
3. Проблема телесности в философии позднего Модерна116
4. Экзистенциалистская интерпретация человеческого тела132
5. Социоанализ Пьера Бурдье и понимание тела в социологии138
6. Постмодернистская философия тела152
Часть IV. Тело и дело163
1. Человек, вещь, машина163
2. Как создать искусственный разум (мыслящее тело)? И не только165
3. Об исторической роли капитала177
4. Почему и как диалектика есть универсальный метод познания181
Список источников187

Предисловие
top

Что такое человеческое тело, и каким образом оно изменяется? Этот вопрос не случайно является одним из центральных именно для философии. Без ответа на него невозможно вообще осознать, что такое «Человек», а, значит, и осмыслить те или иные отдельные стороны человеческой жизни.

Человек видит лишь то, что знает, констатируют психологи и философы, – но знает он о своем теле то, что сообщает ему общество, что выяснило оно на историческом пути. Лишь ощупью знания видит себя представитель рода человеческого – хотя, если глянуть в зеркало, кажется, вот же оно, и только мое... Но общественный соглядатай есть уже в самом отражении. И большинство людей вроде бы довольны своим умом, во всяком случае, не считают себя глупцами, довольны своими моральными качествами, но, прикладывая к себе мерку культуры, остаются недовольны своим телом.

Мы постоянно находим те или иные изъяны. И культурная индустрия предлагает массу средств по их устранению. Существуют целые отрасли, направленные на непосредственное совершенствование тела, от сетей фитнесс-клубов до сверх высокотехнологичной медицины, фармацевтической и косметической промышленности. Одежда – тоже своеобразная оптика, фокусирующая внимание встречного на том, что интересно или, наоборот, запретно в мужчине или женщине в тот или иной исторический период. Снимая одежду, мы вроде бы «снимаем» и Историю. И, тем не менее, нас никогда до конца не удовлетворяет свое отражение в зеркале, как без одежды, так и в ней. Ведь одежда же не просто прикрывает тело, а продолжает его, точно так же как продолжают его все вещи, созданные человеком для человека. Это недовольство связано не только с далеко не равным доступом к индустрии тела. Даже усердно пользуясь всем этим, всегда есть что менять, как минимум, потому, что культурный стандарт постоянно меняется. Но как и почему? Как и почему наши отдельные тела действуют и в труде, и в потреблении совершенно определенным образом? В зеркале этого не увидишь, сколько не смотри. Поэтому «телесный вопрос» важен и актуален не только для всех наук о человеке, будь то психология, эстетика, социология, антропология, педагогика, но и для каждого из нас.

Свобода личности в наше время понимается как возможность осуществления тех или иных телесных «практик». Свобода иметь достойное медицинское обслуживание, эвтаназия как общественное явление, вопрос характера и условий труда, сексуальная свобода личности – все это является предметом широких дискуссий. Само их наличие свидетельствует о том, что человечество стоит перед необходимостью практического освоения собственной телесности – тела культуры во всех моментах ее воспроизводства и развития, к которым относятся и тела отдельных людей.

В связи с этим особенно важно раскрыть логику развития телесности, а также логику осознания этого процесса, поскольку преобразовать что-то можно только по его собственной логике.

Название книги выбрано отнюдь не случайно, и не из нездорового самомнения автора, а для того, чтобы подчеркнуть связь с той философской традицией, которая была бы невозможна без «Науки логики». Этой традицией был подхвачен и развит метод исследования Гегеля, поставленный, как высказался один небезызвестный его ученик, «с головы на ноги». Такой метод как раз и позволяет увидеть закономерный процесс развития человеческого тела как телесности – тела общественного, то есть общего для всех, моментом которого являются тела каждого из нас, а также проследить, как менялось понимание тела в истории мысли.

Пользуясь методологической оптикой гегелевских категорий, бережно хранимой и развиваемой уже на другой, негегелевской почве, можно увидеть место и роль каждого факта в этом историческом процессе. К тому же, наша с вами современность очень нуждается в том, чтобы на нее взглянули через призму этого надежного и более чем современного логического инструментария, который по недоразумению уже успели отбросить в сторону, противопоставив телоцентризм логоцентризму и, тем самым, констатируя неразумность эпохи, то есть неразумность современного бытия общественного тела.

Существует множество работ, авторы которых, руководствуясь тем или иным принципиальным подходом к проблеме, исследуют бытие тела и разнообразнейшие его аспекты (почти всегда речь идет о теле индивида). Далеко не все они упомянуты в этой работе, поскольку меня же интересует общая логика развития телесности, а так же история теоретических подходов к пониманию тела человека. Вот эту историю я и собираюсь вам рассказать.


Об авторе
top
photoБурик Марина Леонидовна
Закончила факультет социологии Киевского политехнического института. В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности "теория и история культуры". Преподаватель, журналист. Сфера научных интересов: вопросы диалектической логики, политэкономии, социальной философии и социологии.