Что такое человеческое тело, и каким образом оно изменяется? Этот вопрос не случайно является одним из центральных именно для философии. Без ответа на него невозможно вообще осознать, что такое «Человек», а, значит, и осмыслить те или иные отдельные стороны человеческой жизни. Человек видит лишь то, что знает, констатируют психологи и философы, – но знает он о своем теле то, что сообщает ему общество, что выяснило оно на историческом пути. Лишь ощупью знания видит себя представитель рода человеческого – хотя, если глянуть в зеркало, кажется, вот же оно, и только мое... Но общественный соглядатай есть уже в самом отражении. И большинство людей вроде бы довольны своим умом, во всяком случае, не считают себя глупцами, довольны своими моральными качествами, но, прикладывая к себе мерку культуры, остаются недовольны своим телом. Мы постоянно находим те или иные изъяны. И культурная индустрия предлагает массу средств по их устранению. Существуют целые отрасли, направленные на непосредственное совершенствование тела, от сетей фитнесс-клубов до сверх высокотехнологичной медицины, фармацевтической и косметической промышленности. Одежда – тоже своеобразная оптика, фокусирующая внимание встречного на том, что интересно или, наоборот, запретно в мужчине или женщине в тот или иной исторический период. Снимая одежду, мы вроде бы «снимаем» и Историю. И, тем не менее, нас никогда до конца не удовлетворяет свое отражение в зеркале, как без одежды, так и в ней. Ведь одежда же не просто прикрывает тело, а продолжает его, точно так же как продолжают его все вещи, созданные человеком для человека. Это недовольство связано не только с далеко не равным доступом к индустрии тела. Даже усердно пользуясь всем этим, всегда есть что менять, как минимум, потому, что культурный стандарт постоянно меняется. Но как и почему? Как и почему наши отдельные тела действуют и в труде, и в потреблении совершенно определенным образом? В зеркале этого не увидишь, сколько не смотри. Поэтому «телесный вопрос» важен и актуален не только для всех наук о человеке, будь то психология, эстетика, социология, антропология, педагогика, но и для каждого из нас. Свобода личности в наше время понимается как возможность осуществления тех или иных телесных «практик». Свобода иметь достойное медицинское обслуживание, эвтаназия как общественное явление, вопрос характера и условий труда, сексуальная свобода личности – все это является предметом широких дискуссий. Само их наличие свидетельствует о том, что человечество стоит перед необходимостью практического освоения собственной телесности – тела культуры во всех моментах ее воспроизводства и развития, к которым относятся и тела отдельных людей. В связи с этим особенно важно раскрыть логику развития телесности, а также логику осознания этого процесса, поскольку преобразовать что-то можно только по его собственной логике. Название книги выбрано отнюдь не случайно, и не из нездорового самомнения автора, а для того, чтобы подчеркнуть связь с той философской традицией, которая была бы невозможна без «Науки логики». Этой традицией был подхвачен и развит метод исследования Гегеля, поставленный, как высказался один небезызвестный его ученик, «с головы на ноги». Такой метод как раз и позволяет увидеть закономерный процесс развития человеческого тела как телесности – тела общественного, то есть общего для всех, моментом которого являются тела каждого из нас, а также проследить, как менялось понимание тела в истории мысли. Пользуясь методологической оптикой гегелевских категорий, бережно хранимой и развиваемой уже на другой, негегелевской почве, можно увидеть место и роль каждого факта в этом историческом процессе. К тому же, наша с вами современность очень нуждается в том, чтобы на нее взглянули через призму этого надежного и более чем современного логического инструментария, который по недоразумению уже успели отбросить в сторону, противопоставив телоцентризм логоцентризму и, тем самым, констатируя неразумность эпохи, то есть неразумность современного бытия общественного тела. Существует множество работ, авторы которых, руководствуясь тем или иным принципиальным подходом к проблеме, исследуют бытие тела и разнообразнейшие его аспекты (почти всегда речь идет о теле индивида). Далеко не все они упомянуты в этой работе, поскольку меня же интересует общая логика развития телесности, а так же история теоретических подходов к пониманию тела человека. Вот эту историю я и собираюсь вам рассказать.
Бурик Марина Леонидовна Закончила факультет социологии Киевского политехнического института. В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности "теория и история культуры". Преподаватель, журналист. Сфера научных интересов: вопросы диалектической логики, политэкономии, социальной философии и социологии.
|