Настоящее издание представляет собой перевод книги А. Паннекука "Развитие нашей картины мира. История астрономии", опубликованной впервые в 1951 г. в Амстердаме на голландском языке. В 1961 г. (через год после смерти автора) вышел английский перевод этой книги, изданный одновременно в Лондоне и Нью-Йорке. А. Паннекук участвовал в подготовке перевода своей работы на английский язык, причем первоначальный голландский текст был значительно переработан как им самим, так отчасти и тремя переводчиками. Во-первых, была произведена перепланировка глав книги и даны литературные сноски, отсутствовавшие в голландском издании. А. Паннекук значительно расширил и обновил отдельные разделы и целые главы на основании новых данных, накопленных наукой примерно за 10 лет, отделявшие голландский подлинник от английского перевода. Переводчиками был внесен и ряд изменений идеологического характера, в частности опущено все "Заключение". Труд Паннекука – значительное явление в мировой историко -научной литературе. Став после перевода на английский язык более доступной, книга сразу привлекла к себе внимание широкой научной общественности. В связи с этим решено было перевести ее и на русский язык. За основу взят английский текст (в научном отношении более полный и современный), однако в тех местах, где отклонения английского и голландского текстов носят идеологический характер, это особо оговорено в комментариях. Там же даны некоторые разъяснения терминов, уточнения и дополнения, особенно по русским и советским материалам, которые не были известны автору. Антони Паннекук (1873–1960) -выдающийся астроном, известный своими работами в области астрофизики, звездной астрономии и истории астрономии. Это был весьма эрудированный в различных областях науки и культуры человек, свободно владевший многими языками и обладавший несомненным литературным даром. Все это делает его книгу не только весьма содержательной по приведенному здесь материалу и оригинальности мыслей, но и легко читающейся благодаря живому и образному языку. Однако для советского читателя особенно ценно то, что А. Паннекук был не только глубоко эрудированным ученым, но и выдающимся политическим деятелем. Так, в 1907–1914 гг. он принимал активное участие в социалистическом движении. Лидер левого крыла голландской социал-демократии, он деятельно боролся против оппортунизма в международном социалистическом движении. Этим вопросам был посвящен ряд его работ, опубликованных под псевдонимом "А. Хорнер". Выдающийся деятель международного рабочего движения, А. Паннекук стал одним из основателей компартии Голландии, созданной в 1918 г. Однако в дальнейшем он перешел на ультралевые позиции, вышел из компартии в 1921 г. и отошел от политической деятельности. Таким образом, в лице А. Паннекука советский читатель встретит не только эрудированного ученого, но и убежденного атеиста, а также автора, владеющего методом диалектического материализма. Правда, как ясно из сказанного выше, Паннекук не был последовательным марксистом. Противоречивость и непоследовательность его взглядов наложила заметный отпечаток на всю книгу. Однако в основном бывший коммунист остался верен своим убеждениям. Не случайно А. Паннекук закончил свою книгу следующими словами: "Настало время, чтобы человечество, основав свободное общество, где господствует производительный труд, обеспечило в изобилии свою материальную жизнь и освободило все духовные силы для совершенствования знаний о природе и науки о вселенной". Понятно, что фраза, свидетельствующая о вере автора в конечное торжество социалистического способа производства и общественной организации над капиталистическим, не могла устроить английских и американских издателей. "Крамольная" фраза вместе со всем "Заключением" оказалась опущенной в английском переводе! Несмотря на недостаточно полный охват материала и некоторую непоследовательность взглядов автора, книга А. Паннекука представляет несомненный интерес для советского читателя. Она восполнит в некоторой степени пробел, существующий в учебной историко-астрономической литературе. Более полное представление об исследованиях русских и советских астрономов читатель может получить по книгам. Б. А. Воронцова-Вельяминова: "Очерки истории астрономии в России" (Гостехиздат, 1956) и "Очерки истории астрономии в СССР" (Физматгиз, 1960). Отрывки из голландского текста, восстановленные в русском переводе, взяты в квадратные скобки. При подготовке настоящего издания переводчик пользовался любезными советами М. Миннарта и П. Г. Куликовского, консультациями А. А. Ваймана, Л. Н. Меньшикова, Т. А. Шумовского, В. Б, Вилинбахова, Ю. X. Копелевич, В. Г. Трисман, а также помощью при подготовке рукописи со стороны Л. В. Жигаловой, Б. В. Блек, Г. И. Жарныльской и многих других. Всем этим лицам переводчик пользуется случаем выразить глубокую благодарность. История астрономии отличается от истории других естественных наук прежде всего своей особой древностью. В далеком прошлом, когда из практических навыков, накопленных в повседневной жизни и деятельности, еще не сформировалось никаких систематических знаний по физике и химии, астрономия уже была высокоразвитой наукой. Эта древность и определяет то особое место, которое астрономия занимает в истории человеческой культуры. Другие области естествознания развились в науки только за последние столетия, и этот процесс протекал главным образом в стенах университетов и лабораторий, куда лишь изредка проникал шум бурь политической и общественной жизни. В противоположность этому астрономия уже в древности выступала как наука, как система теоретических знаний, которая [значительно превосходила практические потребности людей] и стала важным фактором в их идейной борьбе. История астрономии совпадает с процессом развития человечества, начиная с самого возникновения цивилизации, и относится главным образом к тому времени, когда общество и личность, труд и обряд, наука и религия в основном еще составляли единое нераздельное целое. На протяжении всех этих столетий учение о звездах было существенной частью философско-религиозного мировоззрения, являвшегося отражением общественной жизни. Если современный физик оглянется на своих предшественников, стоящих первыми у основания здания науки, он найдет таких же людей, как и он сам, с аналогичными представлениями об эксперименте и теории, о причине и следствии; [правда, это были первые, более сложные искания]. Если же астроном посмотрит назад, на своих предшественников, он обнаружит вавилонских жрецов и прорицателей, греческих философов, мусульманских властителей, средневековых монахов, дворян и духовных лиц эпохи Возрождения и так далее, до тех пор, пока в лице ученых XVII и XVIII вв. не встретит своих собратьев по профессии. Для всех них астрономия была не ограниченной отраслью науки, а учением о мире, тесно связанным с их мыслями и чувствами, со всем их мировоззрением в целом. Работу этих ученых вдохновляли не сложившиеся по традиции задачи профессиональной гильдии, а глубочайшие проблемы человечества и всего мира. История астрономии явилась развитием того представления, которое человек составил себе о мире. В людях всегда жило инстинктивное сознание того, что небо над ними было источником и сущностью их жизни в более глубоком смысле, чем Земля [доставлявшая им продукты питания]. С неба исходили свет и тепло. Там описывали свои орбиты небесные тела – Солнце и звезды. Там пребывали боги, которые управляли судьбой человека и выражали свою волю при помощи звезд. Небо было близким; звезды принимали участие в жизни людей. Изучение звезд сулило раскрытие тайн этого высшего мира и было самой благородной целью, ради которой человеку стоило напрягать мышление и духовные усилия. Это веками длившееся изучение уже в древности выдвинуло два направления: правильную закономерность небесных явлений и [огромную] обширность вселенной [в пространстве]. Внутри всеобъемлющей небесной сферы с ее неподвижными звездами Земля была лишь маленьким темным шаром, хотя она все еще считалась центром и целью мироздания. Вокруг нее обращались со строго определенными периодами другие небесные тела: Солнце,. Луна, планеты. Некоторые из них превосходили ее по величине. Все они оказывали постоянное влияние на земные события. Такова была картина мира, заимствованная из античности западноевропейской культурой, возникшей в период средневековья. В XVI столетии, под влиянием бурного общественного развития, астрономия выдвинула новую картину мира. В ее основу были положены два важнейших открытия. Прежде всего то, что неподвижность Земли, представлявшаяся наиболее достоверным: фактом, основой нашей жизни, – была только кажущейся, обманчивой. Затем – открытие, что Земля является лишь одной из многих, похожих друг на друга [шарообразных] планет, и что далеко за пределами солнечной системы простирается бесконечное пространство с другими солнцами и звездными мирами. С большими усилиями и в ожесточенной борьбе человечеству пришлось заново ориентироваться в своем мире. В этот век революции борьба за астрономическую картину мира была важным элементом в общей идейной борьбе, которая обычно сопровождает великие социальные перевороты. Астрономия, как и все естествознание в целом, вступила в новую эру. Следующий век принес открытие фундаментального закона, который предопределял все движения во вселенной. Таким образом, философское мышление впервые столкнулось с фактом строгого применения точного закона природы. Место прежнего мистического астрологического влияния звезд на человечество заняло всеобъемлющее действие чисто механической силы притяжения. Наконец, в современный век науки представление о вселенной расширилось до гигантских, непрерывно увеличивающихся размеров, выражаемых такими числами, по сравнению с которыми нечего и говорить о ничтожных размерах Земли. И опять, как и всегда, астрономия является наукой о вселенной в целом, но теперь – исключительно в пространственном представлении. Если в древности интуитивное ощущение единства звездного и человеческого миров наполняло гордостью сердца исследователей высших сфер, то теперь это чувство вызывает гордое сознание силы человеческого разума, который, находясь на нашей маленькой планете, сумел постигнуть самые отдаленные звездные системы. В прошлые века, когда физическая теория состояла лишь из абстрактных рассуждений, астрономия уже была упорядоченной системой знаний, использовавшихся для практической ориентировки во времени и пространстве. По мере того как в последующие столетия удавалось все лучше добиваться этой цели, астрономические исследования все более направлялись на теорию, на теоретическое познание строения мира. Оно выходило далеко за пределы сугубо "практического приложения" и удовлетворяло стремление к истине, т.е. к интеллектуальной красоте. Теперь и взаимосвязь наук была противоположна той, которая существовала раньше. В результате быстрого и все ускоряющегося в последние столетия развития физика, химия и биология как науки поднялись на значительную высоту. Благодаря развитию техники, все более глубокому ее проникновению во все трудовые методы и приемы, на которых основана наша жизнь, они преобразили Землю и человечество. Астрономия стояла в стороне от этой революции. Звезды не могут [или едва могут] внести какой-либо вклад в нашу технику, экономическую организацию и материальную жизнь. Изучение звезд стало приобретать все более отвлеченный характер. В то время как другие науки добивались блестящих успехов в коренном преобразовании человеческого мира, занятие астрономией стало смелым поиском ума, исключительной областью культуры. Таким образом, и теперь ее история остается тем, чем она была всегда: существенной частью истории человеческой культуры. Всякий, кто углубляется в прошлое, воспринимает развитие человечества как бы на собственном опыте. Цель этого труда и состоит в том, чтобы изложить развитие нашей астрономической картины мира в прошлом как одно из событий истории человечества, производящих наиболее глубокое впечатление, – в развитии представлений о вселенной. Паннекук Антони Известный голландский астроном и политический деятель, член Нидерландской королевской академии наук. Родился в Вассене. Окончил Лейденский университет. В 1899–1906 гг. работал в Лейденской обсерватории. Лектор (1918–1925), затем профессор астро-номии (1925–1942) Амстердамского университета. В 1907–1914 гг. принимал активное участие в социалистическом движении; один из наиболее ярких представителей левого крыла социал-демократии, член Коммунистической партии Нидерландов (1918–1921). В 1921 г. отошел от политической деятельности и основал в Амстердамском университете Астрономический институт, позже названный его именем; был его директором до 1946 г.
Научные работы А. Паннекука относятся к астрофизике, звездной астрономии и истории астрономии. Он заложил основы изучения распределения звезд в Млечном Пути и определения структуры нашей Галактики; предложил метод определения расстояний до темных туманностей; одним из первых исследовал ионизацию в звездных атмосферах; предложил получивший широкую известность метод численного решения уравнений переноса для различных моделей атмосферы; выполнил совместно с М. Г. Й. Миннартом первый количественный анализ спектра солнечной вспышки. Труды А. Паннекука принесли ему международное признание — он был удостоен почетной степени Гарвардского университета в 1936 г. и золотой медали Британского королевского астрономического общества в 1951 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||