Предисловiе |
I. | Критическая характеристика А.А. Козлова |
| Гносеологiя графа Л. Н. Толстого |
| Метафизика графа Л. Н. Толстого |
| Этика графа Л. Н. Толстого |
II. | Изложенiе сочиненiя графа Л. Н. Толстого "Религiя и нравственность" |
| Три различныхъ значенiя слова "религiя" |
| Происхожденiе религiи |
| Сущность религiи |
| Три (два) типа религiй |
| Обязательность религiи |
| Непригодность науки и философiи для установки религiознаго отношенiя |
| Зависимость философiи и науки отъ религiи |
| Незаменимость религiи |
| Первоначальность и общедоступность религiознаго пониманiя |
| Ненужность и вредность науки современной, несогласимой съ христiанством |
| Определенiе нравственности |
| Три формы нравственности: 1) нравственность личная, 2) общественная 21 и 3) христiанская |
| Включенность нравственности въ религiю |
| Неудовлетворительность этики философской (нехристiанской) въ сравненiи съ христiанствомъ |
| Непримиримость христiанской этики съ языческою философiей |
| Непримиримость христiанской этики съ современной наукою |
| Нравственность личности и общественный строй |
| Сбщее заключенiе: нравственность зиждется на религiи |
III. | Отзывъ Г. Гижицкаго |
| Двоякое пониманiе графомъ Толстымъ смысла жизни |
| Смыслъ жизни заключается въ служенiи человечеству |
| Отношенiе къ мiру есть отношенiе къ человечеству |
| Религiя гр. Толстого есть не религiя, а лишь этика |
| Историческая наука опровергаетъ нераздельность этики отъ религiи |
| Гр. Толстой не сумелъ провести своего разделенiя религiй |
| Основной принципъ этики гр. Толстого по Гижицкому неверенъ |
| Признанiе Бога благимъ предполагаешь предварительное уменье различать добро и зло |
| Нравственность, какъ мерило религiи |
IV. | Краткое разъясненiе главныхъ признаковъ философскаго направления "критическiй индивудуалисмъ" |
| Разъясненiе названiя |
| Критицисмъ - результатъ философской критики знанiя |
| Универсалисмъ (идеалисмъ) |
| Некритическiй индивидуалисмъ или матерiалисмъ (атомисмъ) |
| Результаты начальнаго перiода европейской гносеологiи |
| Проблема внешняго мiра |
| Солипсисмъ (эгоисмъ) |
| Переходъ къ критическому индивидуалисму |
| Скептицисмъ |
| Общая схема философскихъ направленiй |
V. | Внутреннiя противоречiя въ этическихъ доктринахъ гр. Л. Н. Толстого |
| Определенiе религiи у гр. Л. Н. Толстого |
| Критика: 1) религiя невозможна безъ Бога |
| 2 | ) смутность въ употребленiи понятiя "соотношенiе" |
| 3 | ) неразграниченность у гр. Л. Н. Толстого сферъ религiи, философiи и науки |
| Первоначальность отношенiя къ мiру |
| | a) | какого отношенiя ? |
| | b) | изменяемость отношенiя къ мiру |
| | c) | противоречiе со стороны науки |
| Различiе областей религiи и наукъ |
| Мнимое различiе науки христiанской и науки языческой |
| Подлинное разграниченiе умственной области науки, философiи, религiи |
| Идеалистическое заблужденiе въ пониманiи религiи и подтасовка религии философiею |
| Подтасовка типовъ религiй формами этико-философскихъ воззренiй |
| Вопросъ о природе религiознаго соотношенiя |
| Безсознательная традицiонно-философская заменарелигiи богословiемъ |
| Смутность понятiя гр. Л. Н. Толстого объ откровенiи или богопознанiи |
| Апорiи въ понятiи "мiра" |
| Откровенiе, какъ мiропознанiе |
| Фактъ, подрывагощiй всю идеалистическую теорiю религiи, какъ познанiя |
| Религiя, какъ реальная координацiя съ Богомъ |
| Определенiе гр. Л. Н. Толстымъ нравственности |
| Идеалистическая путаница понятiй нравственности и этики |
| Неточность постановки самой проблемы |
| Этика и философiя |
| Необходимость критическаго индивидуалисма |
| Общее сужденiе объ этике Л. Н. Толстого |
| Генезисъ философiи гр. Л. Н. Толстого и мотивы его |
VI. | Приложенiе |
| Различные типы этическаго мiропониманiя |
| Психическiя особенности человека |
| Роль философiи. - Мiровоззренiе, какъ пониманiе и оценка мiра |
| Различные типы этическаго мiропониманiя. - Наивный сенсуалисмъ и господство плоти |
| Нарожденiе идеальныхъ стремленiй и начало философско-идеалистической оценки мiра |
| Мелiористическiя стремленiя |
| Наклонъ къ пессимисму |
| Идеалистическiя решенiя проблемы: различныя формы пессимисма, какъ самоумерщвленiе непосредственное и посредственное (аскетисмъ), "неделанiе" |
| Значенiе пессимисма |
| Разумъ, какъ фактъ сознанiя |
| Разумность, какъ верховный законъ мiра |
| Значенiе истинно философской этики |
Религiозно – философскимъ и этическимъ сочиненiямъ
графа Л.Н.Толстого суждено было сделаться своего рода
событiемъ въ литературе последней четверти нашего века.
И въ Россiи, и заграницей, какъ въ Европе, такъ и въ Америке эти сочиненiя влекли къ себе громадную массу читателей; они прiобрели и множество поклонниковъ, и множество противниковъ. О графе Толстомъ, какъ философе
и моралисте, успела вырости целая литература и на отечественномъ, и на иностранныхъ языкахъ. Разбирали и критиковали доктрины Толстого съ самыхъ различныхъ точекъ
зренiя и лица самыхъ разнообразныхъ занятiй и профессiй.
Всего желательнее, конечно, была бы критика спецiалистовъ,
лицъ, посвятившихъ себя занятiямъ философiею и ея разными прикладными отраслями, какова этика; но именно
спецiалисты-философы и оказались всего менее отзывчивыми на ученiе тр. олстого. Среди философскихъ сочиненiй, посвященныхъ разбору доктринъ гр. Толстого, особенно важное место занимаетъ книга почтеннаго русскаго мыслителя, профессора А.А.Козлова: "Религiя гр. Л.Н.Толстого" изд. П.1896 г. Это сочиненiе написано чрезвычайно
объективно. Съ истинно философскимъ спокойствiемъ
и редкимъ у насъ и въ наше время безпристрастiемъ
А.А.Козловъ разбираетъ доктрины гр. Толстого,
и признавая ихъ несостоятельными, старается совершенно
справедливо отнестись къ своему противнику. Такъ какъ
мы держимся техъ же основныхъ философскихъ воззренiй
и въ частности вполне разделяемъ взгляды А.А.Козлова
на философствованiе графа Толстого, а ниже будемъ иметь
случай пользоваться ими, какъ критерiями, то мы позво-
ляемъ себе сейчасъ же привести основные результаты
критики А.А.Козлова и вкратце изложимъ сделанную
последнимъ общую характеристику философiи графа
Толстого.
Отечественный философ, историк философии и литературы. Родился в Риге,
в семье землемера. Окончил Дерптский (Юрьевский) университет, где занимался под
руководством известного немецкого философа Г.Тейхмюллера. В 1895 г. защитил
магистерскую диссертацию "Отношение искусства к науке и нравственности",
в которой выступил как последователь Г.В.Лейбница и Г.Тейхмюллера. Преподавал
в Юрьевском (1893–1896), Казанском (1896–1903) и Варшавском (1903–1915)
университетах. С 1899 г. профессор Казанского университета, а с 1906 г. – Варшавского
университета. После 1917 г. заслуженный профессор Донского
(Северо-Кавказского) университета в Ростове-на-Дону.
В своем философском творчестве Е.А.Бобров следовал принципам
неолейбницианства Г.Тейхмюллера, Р.Г.Лотце и панпсихизма А.А.Козлова. Он
перевел на русский язык знаменитую "Монадологию" Г.В.Лейбница (1890). Собственную
философскую позицию он определял как "критический индивидуализм", считая,
что данное определение соответствует основной и наиболее перспективной
тенденции европейской философии Нового времени. К традиционным для
лейбницианства трем типам бытия – идеальному, реальному и субстанциальному – Бобров
прибавил еще один тип: бытие координальное. Этой своей идее он
придавал исключительное значение, считая "координацию" высшей формой бытия
("мысль есть координация элементов сознания", "личность есть координация
функций между собой и с "я", "вселенная есть координация существ между собою
и Богом"). Е.А.Бобров также внес большой вклад в изучение истории
русской философии. В число его трудов вошли: "Новая реконструкция
монадологии Лейбница" (1896), "О самосознании" (1898), "О понятии бытия" (1898), "Бытие индивидуальное и бытие координальное" (1900), "Историческое
введение в логику" (1913), "История новой философии" (1915) и другие.